Контрольная работа по обществознанию, формат ЕГЭ-2016,Раздел Социология.


Пояснительная записка.
Представленный вариант контрольной работы по обществознанию разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого блок-модуля (раздела) кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию – « Социология». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016, допущено единственное несоответствие. Вопрос № 10 Проекта – график, показывающий взаимосвязь понятий «спрос» и «предложение».
Подобный вид вопросов уместен только в разделе «Экономика», поэтому в данном варианте контрольной работы заменён на другое задание – бывший вариант В5, задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений.
При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов
1. http://xn--80abdlcki2bbdd8an9g.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/. « Решу ЕГЭ»: обществознание, образовательный портал Д. Гущина.
2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.
4. Котова О.А, Лискова Т.Е. ЕГЭ-2014. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. М., 2014.
5. Воронцов А.В, Соболева О.Б, Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2015. Пособие для подготовки. СПб, 2015.
ЕГЭ 2016 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.
1. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.
Функция семьи Характеристика
... Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе
Ответ: ___________________________
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Школьный класс;
2) трудовой коллектив;
3) родительская семья;
4) агент социализации;
5) СМИ.
Ответ: ___________________________
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.
Ответ: ___________________________
4. Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)член неформальной молодёжной группы
2)военнослужащий срочной службы
3)губернатор
4)Президент РФ
5)избиратель
6)мировой судья
Ответ: ___________________________
5. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ ВИДЫ НОРМ
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения 1) этикет 2) корпоративная 3) норма закона4) обычай
Ответ: ___________________________
6. Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов
2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак
3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов
4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов
5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак
6) достижение брачного возраста
Ответ: ___________________________
7. Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса, и обведите цифры, под которыми они указаны.
Семья
Племя
Народность
Община
Государство.
Ответ: ___________________________
8. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ
A)Медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) Офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B)Учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г)Директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д)Преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента. 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная
Ответ: ___________________________
9. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
бойкот
аплодисменты
насмешка
выговор
комплименты
улыбка
Ответ: ___________________________
10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Конфликтная ситуация – это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, противостояние. (Б) Анализ конфликтов показывает, что для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. (В) Известны случаи, когда им становился нелестный отзыв о личных качествах кого-либо из участников. (Г) Психологи установили, что люди, склонные создавать конфликтные ситуации, негативно влияют на психологический климат в семье, трудовом коллективе. (Д) Важно в любой ситуации пытаться разрешить противоречия, не допуская возникновения и эскалации конфликта.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Ответ: ___________________________
11. Найдите в приведенном ниже списке примеры формальные позитивных санкций и обведите цифры, под которыми они указаны.
К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
Коллеги похвалили С. За хорошо выполненный доклад.
В. Получил на заводе премию за своё изобретение.
Л. Присвоена степень доктора физико-математических наук.
Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
Ответ: __________________________________
12. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимно­го понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
Ответ: __________________________________
13. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
малая группа
неформальная группа
большая группа
референтная группа
профессиональная группа
формальная группа
Ответ: __________________________________
14. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров
Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнесе время проводит экскурсии для посетителей
B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды соперника
Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте
Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре
Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ 1) позитивное
2) негативное
Ответ: __________________________________
15. Что относится к вертикальной социальной мобильности?
Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5-м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.
Рядовой инженер назначен руководителем проекта.
Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.
Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.
Гражданка вступила в повторный брак.
Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.
Ответ: __________________________________
16. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок.
Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
Ответ: __________________________________
17. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
1) Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года».
2) Молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала.
3) После окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта.
4) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность.
5) Завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.
6) Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения. А) брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г) служба в армии
Ответ: __________________________________
18. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.

украинцы
москвичи
киевляне
белорусы
молдаване
харьковчане
Ответ: __________________________________
19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(A) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду . (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Ответ: __________________________________
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) санкция 2) группы 3) интеграция 4) идеал 5) контроль 6) эталон 7) правило 8) управление Ответ: __________________________________
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социо-культурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждении, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
21. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.
22.Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.
23.Автор отмечает, что нация является также феноменам сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.
24.В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
26. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
27. Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности, и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссер и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Социология: «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок» (Г. Александров)
Социология: «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)
Социология: «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк)
Социология: «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).
Социология: «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
Социология: «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).