Презентация Работа по формированию и совершенствованию грамматического строя речи учащихся коррекционной школы VIII вида


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛОГОПЕДИИ«Работа по формированию и совершенствованию грамматического строя речи учащихся коррекционной школы VIII вида» Учитель-логопедМКСКОШ интерната № 9 г.СароваЕ.Ю. Егорова Актуальность темы 100% учащихся школы VIII вида имеют системное недоразвитие речи, включающее в себя нарушения грамматического строя речи, отражающиеся в устной и письменной её форменедостаточно изучены механизмы и структура нарушений грамматического строя речи у умственно отсталых школьников, недостаточно разработаны методика коррекции, задачи и программа логопедической работы по развитию грамматического строя в комплексе с другими задачами коррекции нарушений речи. исследовать уровни грамматических навыков учащихся и определить эффективные направления и методы их коррекции. - провести теоретический анализ методической литературы по формированию и совершенствованию грамматического строя речи умственно отсталых школьников; - провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматического строя умственно отсталых учащихся; - определить пути и способы формирования и совершенствования грамматических умений умственно отсталых учащихся. психологические и педагогические концепции об общих закономерностях развития ребёнка в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина). - анализ психологической и педагогической литературы, - обобщение сведений - констатирующий эксперимент (по Глебовой), - статистическая обработка данных, - определение направлений коррекции. Цель Задачи Методологическая основа Методы Особенности грамматического строя речи умственно отсталых учащихся а). Особенности синтаксической структуры речевых высказываний Этапы порождения отдельного речевого высказывания (в соответствии с моделью А.А.Леонтьева и Т.В.Рябовой): создание внутренней схемы, глубинно – семантической структуры высказывания; оформление этой глубинно-семантической структуры с помощью средств языка в поверхностную структуру предложения. Типы предикации: 1) констатация факта действительности; 2) констатация действия; 3) выражение некоторого качества. Основные глубинно-семантические отношения субъектное – отношение между субъектом и предикатом (между деятелем и действием)объектное – отношение между действием и местом действиялокативное - отношение между действием и места действиявременное – отношение между действием и временем действияинструментальное – отношение между действием и орудием действияатрибутивное – отношение, выявляющее свойства субъекта или объекта Нарушение первичной семантической организации речевого высказывания -фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов предложения. б).Нарушения словообразования и словоизменения пропуск, замена предлогов искажение окончаний при построении предложно-падежных конструкций замена творительного падежа другими падежными формами: именительным , родительным , формой предложного падежа , предложного падежа - формой винительного падежа значительные трудности понимания конструкций с предлогами за, перед, около, между смешения и замена предлогов на и над, под и в, над и под, под и по, на и в опускание предлогов в, из отсутствие предлогов около, перед, за ,между, через, сложных предлогов из-за, из-под нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа неправильное употребление формы родительного падежа множественного числа существительных ошибки в согласовании существительного и прилагательного, особенно в среднем роде, существительного и числительного трудности словообразования с использованием суффиксального и префиксального способа, ограниченное число самостоятельно используемых в речи суффиксов(-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к) Эффективная методика обучения речи в коррекционной школе должна быть направлена на формирование грамматического отношения к языку на основе учёта особенностей выявленных механизмов появления грамматических ошибок . Основные механизмы нарушения грамматического строя речи:Несформированность обобщённых звукобуквенных образов.Нарушение линейного развёртывания.Гипергенерализация языковых форм. Экспериментальное исследование грамматических умений умственно отсталых школьников с целью определения динамики совершенствования грамматического строя речи Методика Глебовой Н.Г. применяется для решения следующих задач:- диагностики состояния грамматического строя речи учащихся;- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи;- построения системы индивидуальной коррекционной работы;- комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;- отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия. 1 уровень Исследование согласования: прилагательных с существительными в роде:прилагательных с существительными в числе;прилагательных с существительными в падеже; существительных с числительными; существительных с притяжательными местоимениями в роде; существительного с глаголом прошедшего времени в роде. 2 уровень Исследование предложно-падежных конструкций с помощью сюжетных картинок. 3 уровень Исследование навыка словообразования (суффиксальный и префиксальный способы) 4 уровень Навыки словоизменения существительных Методические рекомендации по преодолению грамматических нарушений у учащихся школы VIII вида общедидактические принципывоспитывающего обучения научностисистематичностидоступностинаглядностисознательности и активности учащихся в обучениипрочностииндивидуализации обучения проблемности и мотивированности методические принципывнимания к материи языка, опережающего усвоения устной речи перед письменной, коммуникативной направленности, зависимости темпа обогащения речи от степени совершенства речетворческой системы обучаемого, от степени совершенства структуры его речевых умений. Принципы коррекционно-логопедической работы - вычленение из предложения лексических единиц и определение их морфологической соотнесённости; - установление связи между лексемами в соответствии с реалиями действительности; - нахождение грамматической связи между словами в предложении; - нахождение общих закономерностей построения предложений; - устанавливание способов графического обозначения этих закономерностей; - соотнесение данных предложений с данными моделями; - составление моделей данных предложений. - составление предложений по заданным моделям; - составление предложения с последующим моделированием (как способ самопроверки); - самостоятельное составление модели предложения в соответствии с замыслом и последующее составление предложений по этой модели (наполнение обобщённой модели конкретным содержанием). языковой анализ моделирование конструирование Принцип поэтапного формирования грамматического навыка Методы организации учебной деятельности на логопедических занятиях Специфика применения методов в условиях работыв школе VIII вида:- специальная обработка (адаптирование) учебного материала;- упрощение структуры учебного материала;- широкое использование практических (тренировочных) упражнений;- применение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. репродуктивный словесный дедуктивный проблемно-поисковый индуктивный наглядный демонстрация, наглядность наблюдение упражнения, практическая работа, элементы творческой работы практический Требования к планированию грамматических упражнений и отбору языкового материала коммуникативная мотивированность использование освоенного лексического материала при знакомстве с новыми грамматическими формами и конструкциями соответствие основным правилам грамматики языка соблюдение последовательности упражнений: упражнения на восприятие всегда предшествуют упражнениям на самостоятельное употребление, а прекоммуникативные или языковые упражнения – коммуникативным и речевым. предъявление грамматического материала в единстве формы звучания (написания), способа конструирования и их значения изучение тех или иных грамматических конструкций и форм только в практическом плане ( использование грамматической терминологии, особенно на начальных этапах обучения, недопустимо) Поэтапное формирование грамматической формыОпределение значения грамматической формы на материале словоформВыделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформБуквенное обозначение выделенной морфемыСамостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова) Обучение согласованию различных частей речи - согласование прилагательных с существительными - согласование существительных с числительными - согласование существительных с притяжательными местоимениями - согласование существительных и глаголов Работа над предлогами 1. Работа над пониманием роли предлогов в речи 2.Обучение правильному употреблению предлогов в речи а). «в», «на», «под», «над» б). «у», «с», «по», «до», «из», «за», «к» в). «из-за», «из-под», «между» . Работа по формированию навыков словообразования 1.Образование уменьшительно-ласкательных и других простых словообразовательных форм существительных с помощью суффиксов 2. Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных суффиксальным способом3. Образование прилагательных от существительных 4. Образование сравнительной степени относительных и качественных прилагательных5. Образование существительных префиксальным способом6. Образование глаголов от глагольных основ с помощью приставок7. Образование родственных слов Развитие навыков конструирования предложений субъект объект локатив предикат атрибут Нераспространённые предложения: Дерево растёт. Распространённое предложение из 3-4 слов: а). подлежащее – сказуемое- прямое дополнение Девочка рвёт цветы б). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение ( Д.п., Т.п. (орудие действия) Мама дала книгу Саше. Лена рисует дом карандашом. в). подлежащее – сказуемое –определение – прямое дополнение Даша собирает красные ягоды. г). обстоятельство места, времени, образа действия –подлежащее -сказуемое На диване спит кот . д). нераспространённые и распространённые предложения с глаголами всех времён (во всех лицах и числах). Сложные предложения. Общий результат по итогам исследования грамматических умений учащихся СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !