Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №36 ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Рассмотрена
на заседании МО
(наименование МО)
Протокол №____
от «____»________20___г. Принята
на педагогическом совете
Протокол №___
от «____»________20___г
Утверждена
приказом директора
МАОУ Лицей №36
Приказ № ____
от «__»________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Количество часов в неделю 1час
Количество часов в год 34 часа
4 класс

Программу составила:
Наумова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015-2016 уч.годПояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С. и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего образования по технологии.
Предмет входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» которая изучается в 4 классах.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является федеральным компонентом.
Тип программы: базовая программа по «ОРКСЭ».
В соответствии с учебным планом Лицея на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010, включённым в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 года.
Общая характеристика курса
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ключевые идеи программы:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Духовные традиции многонационального народа России.
Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.
Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Цель учебного курса ОРКСЭ:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостноевосприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарныхпредметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.

Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения данного курса должны быть
следующие умения школьников:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на развитие школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»Модуль «Основы мировых религиозных культур» являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

№ п\пТема Кол-во часов
1 Россия – наша Родина 1
2 Культура и религия. 28
3 Духовные традиции многонационального народа России. 5
Итого34 часа
Содержание учебного материала
1.Россия – наша Родина
Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур
2.Культура и религия
2.1.-2.14. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Творческие работы учащихся

Тематическое планирование
№ п / пТема Кол – вочасов Дата Характеристика
деятельности учащихся Планируемые результаты (УУД) Формы контроля Примечание
Россия – наша Родина 1ч.
1 Россия – наша Родина 1 Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур.
Изучают основы разных религиозных традиций.
Дают определения основных понятий религиозной культуры.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.
Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Излагают свое мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.
Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и традиций.
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать сое мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам. Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
презентация
Культура и религия 28ч. 2 Культура и религия 1 презентация
3 Культура и религия 1 презентация
4 Возникновение религии. Древнейшие верования. 1 электронное приложение к учебнику
5 Возникновение религии. Религии мира и их основатели. 1 электронное приложение к учебнику
6 Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. 1 электронное приложение к учебнику
7 Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. 1 электронное приложение к учебнику
8 Хранители предания в религиях мира 1 электронное приложение к учебнику
9 Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятия греха, раскаяния, покаяния. 1 презентация
10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. 1 презентация
11 Человек в религиозных традициях мира. 1 электронное приложение к учебнику
12 Священные сооружения. 1 презентация
13 Священные сооружения.
Проектная работа на тему «Священные сооружения и их предназначения» 1 электронное приложение к учебнику
14 Искусство в религиозной культуре. 1 электронное приложение к учебнику
15 Искусство в религиозной культуре. 1 презентация
16 Проектная работа «Русские иконы» 1 презентация
17 Проектная работа «Храмы Нижнего Новгорода» 1 презентация
18 История религии в России 1 электронное приложение к учебнику
19 История религии в России 1 электронное приложение к учебнику
20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 1 презентация
21 Религиозные материалы. Обычаи и обряды 1 электронное приложение к учебнику
22 Паломничества и святыни. 1 электронное приложение к учебнику
23 Праздники и календари. 1 презентация
24 Праздники и календари 1 презентация
25 Проектная работа «Религиозные праздники моей семьи» 1 презентация
26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. 1 презентация
27 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 1 презентация
28 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. 1 презентация
29 Семья 1 презентация
Духовные традиции многонационального народа России 5ч.30 Творческий проект «Традиции и ценности моей семьи» 1 презентация
31 Долг, свобода, ответственность, труд 1 презентация
32 Любовь и уважение к Отечеству 1 презентация
33 Творческий проект «С чего начинается Родина?» 1 презентация
34 Презентации творческих проектов на тему: «Духовные традиции многонационального народа России» 1 презентация
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
I. Учебные пособия к программе:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы Электронное приложение.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [В.А.Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.] – М.: Просвещение, 2012.
II. Наглядно - демонстрационные материалы.
Наглядные пособия (учебные картины, схемы, плакаты).
Презентации к урокам.
IIІ. Интернет - ресурсы, ЭОР, цифровое оборудование
Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.suПрезентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ educationПоурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ruПрезентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/educationПоурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ruВидеофильмы, соответствующие содержанию обучения
IV.Технические средства обучения
1. Классная доска.
2. Мультимедийный проектор.
3. Компьютер.
4. Принтер лазерный.
5. Интерактивная доска.
Оценка достижения планируемых результатов
Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.