Рабочая программа Работа с низкомотивированными детьми 1 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВКО
ГУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БОРОДУЛИХИНСКОГО РАЙОНА»
КГУ «БЕЛЬ – АГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Принято на заседании
Педагогического Совета
Протокол №__
от 29 августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор школы:
_______________

Положение
о деятельности педагогического коллектива
с низкомотивированными учащимися и их родителями
Положение
о деятельности педагогического коллектива
с низкомотивированными учащимися и их родителями
Общие положения
Настоящее положение разработано на основании Закона «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении.
Цели:
2.1. Обеспечить выполнение Закона «Об образовании»
2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.
Задачи:
3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
Основные направления и виды деятельности учителя предметника
- выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся;
— принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.
Основное понятие настоящего положения – низкомотивированные учащиеся
Программа деятельности учителя-предметника с низкомотивированными учащимся и его родителями
6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
6.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти.
6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
6.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое низкомотивированный учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
6.7. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости,
если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
6.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
6.9. Учитель-предметник ведет следующую документацию:
Папка с разделами:
1)анализ работы за прошлый учебный год
2) цель работы, задачи
3) план работы
4) список с\у учащихся
5) Журнал работы с низкомотивированными учащимися по предмету.
5) индивидуальная карта учащегося на учебный год
6) задания по ликвидации пробелов в знаниях (карточки с инд. Заданиями и т.д.),
7) индивидуальные тетради для дополнительных занятий (хранится в течении года);
8) Результат работы. отчет учителя-предметника по работе со низкомотивированными учащимися (сдается в конце четверти)
6.10. При выполнении п. 6.1.-6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:Ф.И.О. ученикаПричины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)Использованы виды опросаФормы ликвидации пробеловСроки сдачи материаловИнформация классному руководителю (дата)Информация родителям (дата)Результат работы

Программа деятельности классного руководителя
7.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине); недостаточная домашняя подготовка;
низкие способности; нежелание учиться; недостаточная работа на уроке; необъективность выставления оценки на уроке; большой объем домашнего задания; высокий уровень сложности материала; другие причины
7.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)
Неуважительными причинами считаются:
а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)
7.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания (п.2) или недостаточной работы на уроке (п.5) классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к администрации в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
7.4. В случае п.7 указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
7.5. Классный руководитель ведет следующую документацию:
Папка с разделами:
1) анализ работы за прошлый учебный год
2) цель и задачи работы
3) список низкомотивированных по классу.
4) план работы на год
5) журнал посещения семьи низкомотивированного учащегося на каждого учащегося (можно вписывать работу с родителями при посещении в школе)
6) Журнал работы с учителями-предметниками по проблемам низкомотивированных учащихся
7) журнал регистрации бесед
8) отчет классного руководителя по работе с низкомотивированными учащимися (сдает в конце четверти администрации школы и вкладывается в папку)
7.6. В случае выполнения п. 7.1.-7.5. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.
Программа деятельности ученика
8.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
8.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
8.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией. Программа деятельности родителей.
9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы.
9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
9.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы.
9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Программа деятельности администрации школы
10.1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со низкомотивированными учащимися.
10.2 Администрация школы ведет следующую документацию:
— положение о деятельности педагогического коллектива со низкомотивированными учащимися и их родителями;
— общешкольный план работы с низкомотивированными учащимися;
— общий список низкомотивированных учащихся;
— отчёты учителей предметников и классных руководителей по работе с низкомотивированными учащимися;
— отчет о работе с низкомотивированными учащимися (каждую четверть) с учетом работы всех звеньев учебного процесса.
10.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива с низкомотивированными.
10.4. В случае неэффективности принятых мер администрация школы организует работу малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.
10.5. Решение об оставлении низкомотивированного учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет.
О контроле за соблюдением данного Положения
11.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.
11.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора школы по УВР.
24041101788160Работа с низкомотивированными детьми
Учитель начальных классов
2016 – 2017 учебный год23068557117782
Методические рекомендации  для работы с низкомотивируемыми учащимися
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся 
1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут  быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого,    не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4.Ученик   не   реагирует   эмоционально   (мимикой   и   жестами)   на успехи и неудачи,  не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся 
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся 
1.Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2.Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
3.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика 
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Этапы работы с низкомотивированными детьми:
Наметить низкомотивируемых учащихся.
Составление плана работы  с детьми.
Реализация плана в течение учебного года.
Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Рекомендации по работе с низкомотивируемыми детьми
1. При опросе низкомотивированным школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание низкомотивируемых учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке низкомотивируемым школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для низкомотивируемых школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Работа с родителями
1. Организация  индивидуальной беседы родителей.
2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями  и практикумом. Рекомендация методической  литературой по  отдельным предметам.
3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
4. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
5.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа
посредством содержания 2 группа
посредством организации деятельности 3 группа
посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный;
б) аналитический (разъяснительный);
в) деловой;
г) необычный.
Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность;
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
Показ значимости знаний, умений:
а) общественной
б) личностной
Межпредметные связи Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
Четкое использование наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Оказание помощи низкомотивируему ученику на уроке
Этапы урока Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
  Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
Более частое обращение к низкомотивируемым с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
При организации самостоятельной работы Выбор для групп низкомотивируемых наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Стимулирование самостоятельных действий низкомотивуемых.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у низкомотивируемых школьников
Формируемые отношения Этапы работы
1 2 3 4
Отношение к содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемогоСущественный, важный, но непривлекательный материал  
Отношение к процессу учения
(усвоение знаний) Действует учитель – ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса Ученик действует самостоятельно
Отношение к себе, к своим силам Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий  
Отношение к учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.  
                                  
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока Акценты в обучении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
  Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.  
При изложении нового  материала
  Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 
При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций низкомотивируемыми школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно низкомотивируемых учеников.
План работы со низкомотивированными учащимися  
на 2016 – 2017 учебный год.

п/пМероприятия Срок
1 Определение фактического уровня знаний детей.
Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. Сентябрь
2 Установление причин отставания низкомотивирующих учащихся через беседы с классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Ноябрь - декабрь
3 Консультации во внеурочное время по интересующим вопросам В течение учебного года
4 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания низкомотивирующему ученику. В течение учебного года
5 Поставить родителей ученика в известность о низкой успеваемости, если наблюдаются неудовлетворительные оценки. В течение учебного года
6 Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для низкомотивирующих. В течение учебного года
7 Учить детей навыкам самостоятельной работы. В течение учебного года
8 Индивидуальные беседы со низкомотивируемыми учениками о состоянии их учебных дел. Выборочно, по ситуации
9 Работа с родителями низкомотивируемых учащихся. В течение учебного года
Краткая характеристика низкомотивируемых детей
1 класса
У ____________ – низкая техника письма и счёта, отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная домашняя подготовка, маленький словарный запас.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении.
Поэтому, этим учащимся необходимо большее количество времени на отработку навыка, необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребёнку, заключающая в серии «подсказок», необходимых для успешного обучения.
На индивидуальных занятиях ученики будут работать под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Цели и задачи работы с низкомотивируемыми детьми
Цель:
Повысить качество обучения отдельных учеников по всем предметам 1 класса.
Задачи:
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;
Создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
Пробуждение природной любознательности;
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся;
Вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Список низкомотивируемых учащихся
1 класса
2016 – 2017 учебный год
№ Ф.И. Класс Предмет
1 1 Математика, обучение грамоте
2 1 Математика, обучение грамоте
Индивидуальная работа с низкомотивированным учеником
1 класса
Ученик:
Учитель:
Дата Время Тема подпись
Индивидуальная работа с низкомотивированным учеником
1 класса
Ученик:
Учитель:
Дата Время Тема подпись