Структурная карта урока «Обособление обстоятельств»

Структурная карта урока
«Обособление обстоятельств»
1. Теоретический материал.
1.1. Правила обособления обстоятельств
Обособляются
Не обособляются

1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит его. 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. (М. Лермонтов)

2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев, река успокоилась. 2) Грохот, не умолкая, катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая.

3. Существительные с предлогами:
1. Несмотря на, вопреки (обстоятельство уступки)
2. Благодаря, ввиду, вследствие, в силу, по причине, согласно, по случаю (обстоятельство причины)
3. При наличии, при условии, при отсутствии (обстоятельство условия)
Несмотря на все страдания, я не мог заснуть. Идёшь быстро, несмотря на усталость. Благодаря хорошему лечению, больной быстро поправился. Ввиду (из-за) плохой погоды, поход отменили. Поход, при условии (при наличии) хорошей погоды, состоится. Вопреки предсказаниям, погода прояснилась.
1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава, скрепя сердце, критиковать не взирая на лица и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола) стоя, лёжа, молча, нехотя, шутя, играя, не глядя, сидя : 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа.

3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову. (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.)

1.2. Стилистика предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны быть произведены одним и тем же объектом речи, иначе это приводит к грамматическим ошибкам.
Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
Подходя к лесу, мне стало холодно.
Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.
Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты.
2. Практические задания.
Задание 1. Ответить на вопросы:
- Чем чаще всего выражаются обособленные обстоятельства?
- Обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами?
- Обособляются ли обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями?
- В каких еще случаях обособляются обстоятельства?
- Каковы грамматические нормы употребления деепричастных оборотов?
Задание 2. Расставить знаки препинания, выделить обособленные обороты, начертить схемы предложений.
1. Не говоря ни слова ни с кем не прощаясь он покинул нас.
2. Он о чём-то думал не вспоминая ни своих ни моих слов сказанных раньше.
3. Почувствовав ответственность за свою работу вы будете относиться к ней серьёзнее.
4. Птицы быстро поднялись испугавшись неожиданного шума и разлетелись в разные стороны.
5. Мы шли долго а затем выбрав место в тени остановились на отдых.
6. Мальчики осторожно перелезают через забор и согнувшись ползут к яблоням.
7. Пошумев река успокоилась.
8. Словно птица большая неизведанных стран поднялся улетая беспощадный туман.
9. Петляя тропа спускалась вниз.
10. Горячим пламенем горел костер бросая в темноту скупые блики света.
Задание 3. Устная разминка. Исправить речевые ошибки.
1.Раскопав яму до дна, на солнце заблестели голубые капли.
2.Проходя по узенькой тропинке над обрывом, у него закружилась голова.
3.Возвращаясь к станции, меня застал дождь.
4.Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
5.Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.
Задание 4. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Добрый комендант с согласия своей супруги решил освободить Швабрина. 2. Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин. 3. Вследствие этого происшествия Василий уже более не видался со своим родителем. 4. Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню улица сельца Марьинского снова оживилась. 5. Раиса Павловна даже ввиду таких критических обстоятельств решительно ничего не делает. 6. Каждую летнюю зорю Герасим несмотря на слепоту ходил в поля ловить перепелов. 7. Вопреки мнению Чижа Бакланов начинал нравиться Мечику. 8. Никитин учил мальчишку столярному делу и за неимением собеседника часами разглагольствовал с ним о старинной мебели.

Задание 5. Сравнить:
1.Он шутя справился с этой трудной задачей.
2.Шутя брат то и дело строил смешные рожицы.
Нужны ли запятые? Объясните свой ответ.
1.Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.
2.Он мог работать не уставая.
3.Близкому человеку помогают не задумываясь.
4.К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешёптываясь и на цыпочках.

3. Самостоятельная работа.
1 вариант.
Расставить знаки препинания, выделить обособленные обороты.
1. Шум удаляясь затих.
2. Медведи продолжали идти гуськом не прибавляя шагу и не изменяя направления своего пути.
3. Вдали сливаясь с небом громоздились льды.
4. Звери остановились и повернув к нам головы замерли на месте.
5. Павел приезжал все реже а приезжая не задерживался.

2 вариант.
Расставить знаки препинания, выделить обособленные обороты.
1. Туман редея ползет вверх.
2. Костер по-праздничному играет пламенем ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса тени старых лиственниц.
3. Черные тучи ползли на запад задевая вершины гор.
4. Река пенилась и вздымая валы стремительно неслась вниз.
5. Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.