Методика подготовки учащихся к написанию исторического портрета


Методика подготовки учащихся к написанию исторического портретаИз опыта работы учителя истории Описание задания – С6Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.Владимир Мономах; 2) Николай II; 3) Франклин Рузвельт; 4) Л.И. Брежнев.Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности идайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности покаждому из названных направлений.  Трудности задания – С6 для обучаемыхКакова структура ответа?_______________________Годы правления (руководства) или годы жизни?_______________________Достаточно ли будет описать внутреннюю и внешнюю политику, как направления?__________________________Что значит краткая характеристика? Как лучше ее дать (с указанием дат или словесно описать, используя словесное клише)?_____________________________ Каким образом должны быть оформлены результаты деятельности?Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.1)Владимир Мономах; 2) Николай II; 3) Франклин Рузвельт; 4) Л.И. Брежнев.Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности идайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности покаждому из названных направлений.  Трудности задания – С6 для педагоговЧто выбрать: форму исторического эссе или структурного плана?_______________________Обязательно ли знать учащимся годы жизни ИД?______________________Как научить выделять направления деятельности ИД?_____________________________Смогут ли ученики сформулировать достаточно верно и объемно результаты направлений? Необходимо ли прописывать оценочные суждения об ИД?_________________________Отсутствие четких критериев для проверки и самопроверки задания типа С6.Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.1)Владимир Мономах; 2) Николай II; 3) Франклин Рузвельт; 4) Л.И. Брежнев.Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности идайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности покаждому из названных направлений.  Критерии оценивания – К1 Критерии оценивания –К2 Критерии оценивания – К2 Критерии оценивания – К3 Первая часть задания типа С6 – К1ЕГЭУкажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). УченикУказываем годы правления (службы) или время жизни. Описываем титул, положение, звание, чин, родственные отношения, историческую эпоху.Примеры выполнения первой части задания:Екатерина II – российская императрица, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола ее непопулярного мужа Петра III. Годы правления – 1762-1796. Настоящее имя - София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская.Степан Разин – донской казак, предводитель крупнейшего восстания эпохи XVII века. Время жизни – 60-70 е гг. XVII века.
Вторая часть задания типа С6 – К2ЕГЭНазовите не менее двух направлений его деятельности идайте их краткую характеристику. УченикНазовите не менее четырех направлений его деятельности идайте их краткую характеристику с аргументацией, устанавливая причинно-следственные связи.?Аргументация в пользу структурного плана:Ученик не ограничивается лишь двумя направлениями.Каждое направление подкрепляется аргументами, с указанием причинно-следственных связей.Чем больше направлений указывает ученик, тем больше четких результатов будет написано в третьей части задания. При структурном плане ученик не увлекается биографическими сведениями, а четко описывает деятельность персоны.
Вторая часть задания типа С6 – К2Внутренняя политикаI направление:- аргумент - аргумент -аргумент ПСС (при необходимости)II направление:- аргумент - аргумент -аргумент Внешняя политика III направление:- аргумент - аргумент -аргумент ПСС (при необходимости)IV направление:- аргумент - аргумент -аргумент Вид структурного плана
Вторая часть задания типа С6 – К2Пример выполнения второй части задания:Екатерина IIВнутренняя политикаПроведение политики либерализации, в духе «просвещенного абсолютизма»:1765 – создано Вольное экономическое общество, где Екатерина поставила вопрос о наделении крестьян землей.-1775 – указ о свободе предпринимательства.1767-1768 – работа Уложенной комиссии. Цель, участники, противоречия в ходе работы комиссии.Первые просветители – Н.И.Новиков, А.Н.Радищев (краткое пояснение их деятельности)ПСС Несмотря на либерализационные шаги, Екатерина II четко и последовательно шла по пути абсолютизации власти. Это объяснялось ……Укрепление абсолютистских порядков:Усиление крепостнических порядков – ………(указы).1763-1764 – секуляризация церковных земель.Укрепление сословного строя – 1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам.Активная борьба с народными движениями и вольнодумством – (краткое описание борьбы с просветителями и движением Пугачева)-реформирование Сената
Вторая часть задания типа С6 – К2Пример выполнения второй части задания:Екатерина IIВнешняя политикаIII. Южное направление. Цель: борьба за выход к Черному морю,…….1768-1774 – русско-турецкая война (описание войны- причины, основные события, договор)1787-1791 - русско-турецкая война (описание войны- причины, основные события, договор)ПСС ………………………..IV. Европейское направление.Цель: укрепление позиций и влияния России в Европе.Разделы Речи Посполитой (даты, участники, отошедшие земли к России)Оказание помощи революционной Франции (как, почему, итоги)
Третья часть задания типа С6 – К3ЕГЭУкажите результаты его деятельности покаждому из названных направлений.УченикУкажите результаты его деятельности покаждому из названных направлений,учитывая причинно-следственные связи.Пример выполнения третьей части задания:Результаты деятельности Екатерины II:Государственная деятельность Екатерины II носила либеральный характер и была направлена на укрепление могущества России. В результате политики «просвещенного абсолютизма» появились зачатки гражданского общества, зародились понятия прав и свобод личности, произошло ослабление цензуры, совершена попытка создания нового свода законов и т.д….Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми.
Третья часть задания типа С6 – К3Пример выполнения третьей части задания:Результаты деятельности Екатерины II:Крестьянская война Пугачева (1773—1775) не способствовала углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма. Вопреки этим идеям при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления ещё больших привилегий дворянству. Как пишет Н. И. Павленко, при Екатерине «крепостное право развивалось вглубь и вширь», что являло собой «пример вопиющего противоречия между идеями Просвещения и правительственными мерами по укреплению крепостнического режима».3. Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году …….., в 1783 году присоединяется …... Вторая турецкая война оканчивается приобретением …….. Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России ……4. ………………………… Заключение.Алгоритм действий ученика при выполнении С6:Выпиши все известные тебе события, связанные с ИД.Сгруппируй события по общим основаниям. Определи направления.Установи причинно-следственные связи между направлениями внутренней и внешней политики.Сформулируй результаты направлений, используя речевые клише (расширил, укрепил, ослабил… и т.д.).Напиши оценочные суждения историков, современников. Заключение.Алгоритм действий ученика при выполнении С6Характеристика деятеля культуры.1.Время жизни. 2.Особенности эпохи:идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве;Отражение общественных проблем в произведениях.3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков.4. Место в российской и мировой культуре. Характеристика государственного деятеля.1. Время жизни. Звание, чин, сфера деятельности.2. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия)3. Результаты. Оценка деятельности. Характеристика военачальника.1.Время жизни. Звание.2. Военные кампании, в которых участвовал.3. Заслуги (в чем проявилось участие в военных действиях, новизна применяемой тактики, деятельность, направленная на укрепление армии и флота)4.Результаты и значение деятельности. Спасибо за внимание!