Статья по на дошкольной педагогике на тему Развитие диалогической речи дошкольников


Тезисы по теме:
«Влияние театрально-игровой деятельности на развитие диалогической речи дошкольников»
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родной речи. Поэтому одна из главнейших задач развития в дошкольном образовательном учреждении – формирование правильной речи детей дошкольного возраста.
Безусловно, развитие речи ребенка – сложный и многообразный процесс. Он протекает с периодами бурного всплеска и временного затишья и включает в себя многие психические процессы и сам, в свою очередь, влияет на развитие мышления, познавательных процессов (памяти, внимания, ощущения, восприятия), на познавательную деятельность в целом.
Именно поэтому, важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в дошкольной организации является правильная организация обстановки, в которой бы у дошкольников появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
Ребенок учится общаться, налаживать контакты, как со сверстниками, так и со взрослыми. Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения. Умение общаться диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самостоятельной активности, саморазвития. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить своё поведение в зависимости от условий и ситуации.
Обучение языку детей дошкольного возраста – это управляемый процесс, и у воспитателя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста за счет специальной организации речевой деятельности
К сожалению, педагогическая практика в основном ориентирована на монологическую трансляцию знаний и культурных норм без установки на инициативное, вопрошающее и активно ответное отношение ребенка.
Развитию у дошкольников этой формы речевого общения необычайно помогает театрально-игровая деятельность. Именно в театрализованных играх у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению. Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).
Рассмотрение вопроса о развитии диалогической речи дошкольников средствами театрализованной деятельности решает одну из актуальных задач современных дошкольных образовательных организаций. Это вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, в практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при обучении детей сочинять сказки, рассказы, стихи на первое место выдвигается содержательный аспект, а также логичность и композиция, а на использование средств художественной выразительности внимание практически не обращается. Во-вторых, театрализованные представления в детском саду устраиваются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, и движения, и мимику в ходе репетиций. Речь становится образной, выразительной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству и развивается умение использовать в своей диалогической речи самые разнообразные выразительные средства
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения. Влияние театрализованной деятельности на диалогическое развитие выражено как в частной, конкретной форме, так и в общей, например: рассказывание друг другу сказки, которую запомнили и учились пересказывать, сочинения сказки для постановки. И вместе с тем театрализация в целом обогащает детский опыт художественными образами, эмоциональным откликом, сопереживанием с героями литературного произведения, собственными яркими эмоциями, пробуждаемыми всем его строем, понимание красоты родного языка. Это порождает интерес к театральной деятельности и поднимает инициативу детей, речевую активность в целом.
Таким образом, с помощью театрально-игровой деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию диалогической речи. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия.
Список использованной литературы
1.Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // В сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005.
2. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2008.
3. Никонорова И.В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников //Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь, 2014). – Казань: Бук, 2014. – 128 с.
4.Толеугалиева Б.Б. Некоторые особенности организации речевой работы //Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь, 2014). – Казань: Бук, 2014. – 128 с.
5. Юрина Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду Н.Н.Юрина //Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.; Академия, 2002. – 208 с.