Проект-презентация на тему Развитие речи детей с ОНР средствами художественной литературы



«Развитие речи детей
с общим недоразвитием речи
средствами художественной литературы»



Автор проекта
Бордавкова Виктория Викторовна - воспитатель, МБУ д/с № 138 «Дубравушка»
Дворянкина Наталья Николаевна - воспитатель, МБУ д/с № 138 «Дубравушка»


Тольятти 2014
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

Титульный лист
Содержание папки
Формулирование проблемы.
Миссии проекта.
Цель и задачи проекта.
Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению).
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
Декомпозиция работ.
Календарный график работ.
Необходимые ресурсы.
Мониторинг качества осуществления проекта.
Команда проекта и схема обязанностей.
Область рисков и план работы с ними.
Формы отчетности.
Приложения





Формулирование проблемы.
2. ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА

СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ
Дети с общим недоразвитием речи не могут самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации.

ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
Почему это стало проблемой? Родители мало говорят с детьми, мало читают, больше смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры
Почему ее следует решать? Ребенку трудно общаться со сверстниками, в дальнейшем учиться в школе
Когда она становиться проблемой? В дошкольном возрасте, переходит во взрослую жизнь
Чья это проблема? Детей, родителей и педагогов
Касается ли эта проблема других? Сверстники, педагоги нач. классов, педагоги доп. образования, библиотекарь, муз. руководитель, педагог-психолог
Кажется ли она им проблемой? Да
Захотят ли они участвовать в ее решении? Не все
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагоги и родители
Кто будет сопротивляться решению проблемы? Частично дети
Что случиться если мы не решим проблему? Проблемы в обучении в школе, со сверстниками, с взрослыми, в обществе


Миссии проекта

Развитие речи детей с ОНР через ознакомление с художественной литературой
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
Для кого мы это делаем?
Что мы делаем?
Как мы делаем это?




Для детей



Развиваем речь детей с ОНР



Средствами ознакомления художественной литературы










Цель и задачи проекта


ЦЕЛЬ. Обеспечить условия для формирования развития речи у детей с ОНР средствами художественной литературы.

ЗАДАЧА 1. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, к реализации системы коррекционной работы по формированию речи детей с ОНР с использованием художественной литературы.

ЗАДАЧА 2. Обеспечить единое коррекционно-педагогическое пространство формирования у детей речи, которая базируется на интеграции процесса взаимодействия трех субъектов образовательного процесса: педагог, ребенок, родитель.

ЗАДАЧА 3. Провести анализ эффективности проведенной работы.



Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА


Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)
Знак заинтересованности участника проекта:
+ - положительный
- - отрицательный
Интерес участника

1.
Администрация ДОУ
+
высокий

2
Учитель-логопед
+
высокий


Воспитатели
+
высокий


Родители
+
высокий


Дети 5-7 лет
+ -
высокий, средний, низкий


Педагог-психолог
+
высокий


Муз. рук
+
высокий


Физ. инструктор
+
средний


Педагоги доп. образования
+ -
высокий, средний





Участник проекта
Командные роли
Обязанности

1
Администрация
Организатор
Проведение семинаров, педсоветов, приобретение методических пособий и оборудования

2
Учитель-логопед
Организатор
Составление программы, планов, подбор литературы

3
Воспитатели
Организатор
Составление программы, планов, подбор литературы

4
Родители
Помощники
Чтение художественной литературы, контроль за речью

5
Дети 5-7 лет
Исполнители
Выполняют намеченные мероприятия

6
Педагог-психолог
Помощники
Подбор дидактических игр, тестов, анкет

7
Музыкальный руководитель
Организатор, помощник
Составление планов, сценариев, контроль за речью детей

8
Физ. инструктор
Организатор, помощник
Составление планов, подбор физ. мин, контроль за речью детей

9
Педагоги доп. образования
Помощники
Контроль за речью детей







Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту
(список всех этапов работы, которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них).

Этап
Участники проекта
Функционал


1.


Подготовительный
Администрация
Ознакомление с планами, приобретение методических пособий, оборудования



Учитель-логопед
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, диагностика, анкетирование родителей, разработка комплексного плана и практических материалов



Воспитатели, специалисты ДОУ


2.


Основной текущий
Администрация
Проведение семинаров, педагогических советов, контроль, проведение конкурса по сказкам, помощь в организации спектакля



Учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, родители, музыкальный руководитель, физ. инструктор, педагоги дополнительного образования, дети
Разработка конспектов НОД и их проведение, создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой; реализация комплексного плана взаимодействия со специалистами, подготовка атрибутов, пошив костюмов)

3.


Заключительный
Администрация
Итоговое общее собрание, награждение победителей к конкурсу сказки,



Воспитатели, учитель-логопед, специалисты
Диагностика детей, тестирование родителей Выявление результативности работы, постановка спектакля



дети
Играют спектакль



Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата

Ожидаемый результат. У детей с ОНР развита связная речь.
Критерий
Показатели

Заинтересованы педагоги детского сада, родители в развитии речи детей с ОНР средствами художественной литературы.

Педагоги 60%-100%


Родители 80%-100%




Сформированы желания у воспитанников и родителей развивать связную речь.
Воспитанники 80%-100%


Родители 80%-100%




Дети любят книги, читают, слушают и рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли
Воспитанники 80% - 100%


Родители 90% - 100%


Педагоги 90% - 100%




Декомпозиция работ (блок-схема)
Задачи
Мероприятия


Формировать мотивационную, теоретическую готовность к реализации системы коррекционной работы по формированию речи детей с ОНР с использованием художественной литературы.

Анкетирование: «Любит ли Ваш ребенок читать?»
Памятка для родителей: «Что и как читать детям»
Консультация: «Книга – лучший друг»
Консультация: «Роль художественной литературы в р. р.детей»
Экскурсия в городскую библиотеку
Консультация: «О роли родителей в развитии речи ребенка»
Консультация: «Сказкотерапия для развития речи детей»


Обеспечить единое коррекционно-педагогическое пространство формирования у детей речи, которая базируется на интеграции процесса взаимодействия трех субъектов образовательного процесса: педагог, ребенок, родитель.






Памятка для родителей: «Играйте вместе с детьми»
Консультация: «Как устроить домашний театр для детей»
Экскурсия в театральную студию ДК «Истоки»
Выставка литературы по развитию речи детей.
Консультация: «Какие сказки читать на ночь?»
Консультация: «Воспитание сказкой»
Памятка: «Как придумать сказку?»
Консультация: «Как превратить чтение в удовольствие?»
Изготовление «Книжки-малышки»
Консультация: «Как научить ребенка учить стихи?»
Памятка с мнемотаблицами для разучивания стихов
Консультация: «Роль чтения в развитии и воспитании детей»
Советы по оформлению детской домашней библиотеки


Провести анализ эффективности проведенной работы


Тест для родителей: «Готов ли Ваш ребенок к чтению?»
Консультация: «Сказка как средство развития нравственных качеств и развития речи у детей»
Объявление о семейном конкурсе сказок
Литературная викторина «Угадай героя сказок»
Конкурс сказок (подведение итогов)
Выставка рисунков, поделок по любимым сказкам
Подготовка и пошив костюмов для спектакля
Совместное посещение театра МДТ Комсомольский район
Общее родительское собрание по итогам совместной работы по развитию речи детей средствами художественной литературы.
Итоговый спектакль «Золушка»
Награждение по итогам конкурса сказок






Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
месяц
тема
Формы работы

сентябрь
«Осень»
Чтение рассказов, сказок стихов про «Осень»
А.Н.Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад »,
П.Н. Плещеева «Осень наступила »
сказки «Лягушка-путешественница» и др.
Учим наизусть
·: повторяем стихотворение «Осень» (если на деревьях )
Музыкально- дидактические хороводные игры.
1. «Осень спросим» Т. Ломовой.
2. «Осень – гостья дорогая», «Игра с листьями» С. Стемпневского
3. «Улица» Т. Ломовой
Отгадывание загадок про осень.
Аппликация из природных материалов – коллективная работа «Волшебный лес».
Рассматривание картины «Осенний пейзаж», «Золотая хохлома»
Лепка: «Грибы»


октябрь
«Сад-
огород»
Чтение рассказов, сказок, стихов
Т.Н. Шорыгиной, Я.Тайц «По ягоды», сказки «Дудочка и кувшинчик».
Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»
русская народная сказка «Вершки и корешки» и др.
Отгадывание загадок об овощах.
Д/И «Угадай овощ по описанию», «Кто знает, тот дальше всех считает», «Куда спрятался жучок?», «В каких уголках живёт солнышко?»
Аппликация: «Осенний натюрморт».
Рисование: «Как я провёл лето», «Узор в полоске», рисование с натуры «Спелое яблоко»
или «Фруктовое дерево: яблоня, груша»,«Ветка рябины»
Аппликация: «Ваза с фруктами» , «Осенняя веточка».
Лепка: «Лукошко с фруктами», «Корзина с ягодами» .
Ручной труд: изготовление овощей и фруктов из ваты, «Фрукты»
Рассматривание картины «Осень» (Знакомство с творчеством Левитана
+ музыкальное оформление со стихами)



ноябрь

«Деревья и кустарники»
Чтение рассказов сказок, стихов
Л.Н. Толстой, «Дуб и орешник»,Соколов-Микитов, «Осень».Е. Трутнева, «По лесным тропинкам».Н. Сладков, «Осень на пороге». А. Пластов. «Костер в поле».
С.Воронина «Моя береза. Осенью». К.Ушинский  «Спор деревьев» и др.
Разгадывание и составление описательных загадок  о деревьях и кустарниках
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций .
Праздничное оформление группы для встречи праздника  «Золотая осень»
Рисование - "  В осеннем парке"
Лепка - " Гроздь рябины»" ( пластелинография)
Аппликация - "Орнамент из листьев" ( на круге)
Изготовление коллажа, составление гербария
Слушание музыки : пьеса П.И.Чайковский "Осень"
 Хоровод "Груша" - рус.народная песня
П/И "Поймай листок", " Листопад"
Свободное общение «Могут ли деревья  лечить?», « О пользе деревьев и кустарников»    



декабрь

Зима пришла









« Игрушки. Новый год»
Чтение рассказов, сказок, стихов
Г.Скребицкого «Четыре художника», Н.Сладков «Суд над декабрем»,
С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег»,
Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима» и др.
Отгадывание загадок о зиме.
Д/И «Найди лишнее», «Сравни предметы», «Зимний лес».
Рисование «Морозные узоры»
Аппликация ««Белая береза под моим окном»
П/И «Два мороза»


Чтение рассказов, сказок, стихов
сказки С.Я Маршака «Двенадцать месяцев», Б.Гримм «Госпожа метелица»,
русской народной сказки «В гостях у дедушки Мороза»,
стихи Н.А. Некрасова «Мороз- воевода», З.Александровой «Дед Мороз»,
С Дрожжина «Дедушка Мороз» и др.
Аппликация: «Пригласительный билет на ёлку»
Рисование: «Зимний вечер», «Зимняя сказка»
Лепка: «12 месяцев» (по сказке С.Я.Маршака) (коллективная работа)
П/И «Два Мороза», «Перебеги дорожку» .



январь

Животные нашего
леса

Чтение рассказов, сказок, стихов
И.Соколов – Микитов «Листопадничек». В берлоге.Н.Сладков «Сушеные камни»..
Козлов «Большое спасибо», М.Пляцковский «Ежик, которого можно было погладить»,
В.Бианки «Купание медвежат», «Ёж», Соколов-Микитов «Медвежья семья»,
«На лесной дороге», «Белки», «В Берлоге», Е.Чарушин «Медвежонок», «Волчишко»,
«Заяц», «Белка», «Волк», Л.Н.Толстой «Белка и волк»,
русские народные сказки «Кот, лиса и петух», «Хвосты», «Заяц – хваста» и др.
Отгадывание загадок о зверях.
Аппликация: иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста».
Рисование: «Ежиха с ежатами в ельнике» .
Конструирование: «Зимой в лесу» из вылепленных животных (коллективная работа)
Лепка: животные нашего леса из пластилина и природного материала П/И «Замри», «Эхо».


февраль

Домашние животные
Чтение рассказов, сказок, стихов:
Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»,
С.Михалков «Три поросенка», Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»,
Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе», Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»,
рассказы о домашних животных из книги Т.Щорыгиной и др.
Отгадывание загадок о домашних животных.
Составление рассказа по изображению «На скотном дворе».
Рисование «Пушистые животные»
Аппликация «Кони на лугу»
Лепка «Деревенское подворье».
П/И «Будь внимателен».



март

Дикие птицы
Чтение рассказов, сказок, стихов:
В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы на снегу»,
Г.Скребицкий «На лесной поляне», Г.Скребицкий, В.Чаплина «Появились синички»,
И.Соколов-Микитин «Глухари», М.Горький «Воробьишко», Г.Снегирёв «Про пингвинов»и др.
Учим наизусть: стихи о зимующих птицах.
Отгадываем: загадки о птицах и составляем самостоятельно описательные загадки.
Рисование: «Синица и ворона»
Лепка. Коллективная работа: «Птицы у кормушки»
Аппликация: «Павлин», «У кормушки»
П/И «Зайка и коршун»



апрель

Весна
пришла
Чтение рассказы, сказки, стихи о весне:
из книги Т.А, Шорыгиной «Какие месяцы в году?»,
стихи о весне: ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Весна»,
Е.Благинина «Посидим в тишине», «Подарок маме» и др.
Лепка: Из пластилина или чешуек еловой шишки «Цветок» (декоративная пластина),
«Дед Мазай и зайцы» (коллективная лепка) .
Рисование: «Портрет мамы», «Весенний букет в вазе», «Ворона летит»
Ручной труд: салфетка для мамы.
Рассматривание картин: И.Левитана «Большая вода», «Март», «Апрель». «Май»






май

Насекомые,






цветы
Чтение рассказов, сказлк, стихов о насекомых:
Л.Квитко «Жучок», В.А.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»,
В.Бианки «Приключение муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»,
С.Аксаков «Аленький цветочек» и др.
Рисование: «Муравей идёт в муравейник», «Стрекоза».
Лепка: «Божья коровка», «Насекомые» из природного и бросового материала и пластилина.
Аппликация: «Бабочка»
Ручной труд: декорации к постановки сказки.
Чтение рассказов, сказок, стихов о цветах:
А.Толстой «Колокольчик», Е.Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»,
Е.Серова «Ландыш», Гвозди-ка», «Незабудка», М.Пришвин «Золотой луг»,
из книги Т.А. Шорыгиной «Злаки. Какие они?», «Цветы. Какие они?» и др.
стихи: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза, А.Блок «На лугу»,
стихотворения Василёк» из книги Т.А.Шорыгиной «Цветы. Какие они?» и др.
Рисование: «Одуванчики в траве», «Цветущая весна» (коллективная работа),
«Весенняя веточка», «Расцвела черёмуха»
Конструирование: «Цветы» (оригами).
Аппликация: по рассказу В.Пришвина «Золотой луг».
«На весенней полянке» (коллективная работа) (бабочки + цветы).
Ручной труд: изготовление декораций к спектаклю
«Красивые тюльпаны» (оригами),









Необходимые ресурсы.

Этап
Вид работ
Ресурсы
Прочее (цена, количество и т.п.)


Подготовительный


Отобрать из массы методической литературы, наиболее доступные для работы с детьми ОНР методы и приемы

Компьютер, интернет, бумага, карандаши, пластилин, магнитофон,
метод.материал, худ.книги,
дид.игры,



Основной

Проведение запланированных мероприятий, создание пособий и рекомендаций для родителей

Компьютер, интернет, бумага, карандаши, пластилин, магнитофон
метод.материал, худ.книги,
дид.игры, костюмы для постановки, проектор, экран



Заключительный



Выявить реальный уровень овладение связной речью
Итоговая диагностика
Подведение результатов опыта работы
Постановка линии развития

Диаграммы, компьютер, интернет, грамоты, благодарственные письма





Мониторинг качества осуществления проекта.

1 балл
2 балла
3 балла

Ребенок не может или не хочет выполнить задание даже при помощи воспитателя


Ребенок понимает инструкцию, но выполняет задание, прибегая к помощи воспитателя
Ребенок самостоятельно выполняет задание, добивается результата













Область рисков и план работы с ними.

Риски, способные повлиять на проект
Выход


Не мотивированные дети




Заинтересовать, привлечь внимание с помощью игр


Безразличные родители





Проинформировать о последствиях и возможных сложностях в обучении и общении со сверстниками


Недостаточное финансирование




Привлечение спонсоров, родителей

Формы отчетности.


Форма отчетности

1.

План мероприятий

2.

Конспекты занятий

3.

Фото, видеосъемка

4.

Презентации

5.

Анкетирование родителей

6.

Родительские собрания


7.

Диагностика, итоги диагностики



ЛЗаголовок 1,Заголовок 1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Заголовок 515