Статья для родителей и воспитателей «Воспитание младших дошкольников на основе русского народного фольклора»


«Воспитание младших дошкольников на основе русского народного фольклора»Русский народный фольклор является одним из главных средств духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью народного фольклора можно воспитать в детях такие качества, как любовь к своей Родине, своему народу, его обычаям и традициям, корням. В народном творчестве отражены различные стороны общественной жизни, связанные и с трудом и с отдыхом русского народа, наблюдения людей за характерными особенностями времен года, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Все это должно быть передано нашим детям, нашему будущему, ведь без истоков нет будущего, нет развития здорового в духовном плане общества. Наши предки веками накапливали этот жизненный опыт, чтобы передать его нам, а мы в свою очередь нашим детям. Был момент, когда мы утеряли эту тонкую ниточку связи с нашими предками и теперь наша задача по крупицам все заново собрать.
В работе с детьми дошкольного возраста положительные качества личности можно развивать с помощью ознакомления с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Все это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью
С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с рождения -колыбельные песенки, пестушки, потешки. Колыбельные песни – это не просто песенки, это заговоры-обереги, созданные на магической силе воздействия слова и музыки. Потешки - передают ребенку нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки можно использовать во всех режимных процессах.
ПОТЕШКИ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ТЕЛОМ.
Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка, -
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
КУШАЕМ С ПОТЕШКОЙ
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник,
Шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
ЗАСЫПАЕМ С ПОТЕШКОЙ.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
ПРОСЫПАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ.
Потягунюшки, порастунюшки -- Поперек толстунюшки, -- А в ножки – ходунюшки, -- А в ручки – хватунюшки, -- А в ушки — слышунюшки, -- А в глазки — глядунюшки, -- А носику — сопунюшки, -- А в роток — говорок, -- А в головку — разумок!
УМЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
ПОТЕШКИ -УТЕШКИ.
А по речке Слез
Ходит па-ро-ход,
Вытирает нос,
Только нос - не тот:
Нос у нас был маленький,
Нос у нас был - пуговкой,
А теперь вот - аленький,
Да еще распух вот он!
Ну да это - не беда,
Слезы высохнут - тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слез!
На музыкальных занятиях мы разучиваются потешки, попевки, песни. Они обычно имеют несложные напевные мелодии, интересны по содержанию, легко запоминаются, поэтому нравятся детям. Во многих песнях часто встречаются такие словосочетания, как «ай-лю-ли», «ой, так и вот так», «ладо-ладо» и др., повторяются фразы и отдельные слова, это вызывает у детей интерес и желание исполнять такие песни. При разучивании песен с детьми младшего возраста используются игровые приемы, такие как сопровождение пения движениями рук, развивая тем самым мелкую моторику.
1. «Сорока-ворона», при этом берут одну ручку малыша и ладошку открывают вверх, а указательным пальчиком другой ручки водят по открытой ладони. В конце перебирают пальчики ребенка и объясняют почему кто-то получил кашу, а кто-то нет. Когда ребенок подрастет, он сам будет это выполнять:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила;
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому - не дала.
Ты малец-удалецВоду не носил, печку не топил
Позже всех приходил.
2. «Ладушки». Во время этой потешки хлопают ладошками малыша, а когда произносят «на головку сели» ладошки ребенка кладут на голову ребенка. При слове «полетели» помогают малышу махать ручками как крылышками.
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку!
Полетели, на головку сели,
Ладушки запели.
3. «Идет коза рогатая» - двумя пальцами имитируют рога козы:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молока не пьет
Забодает-забодает!
При исполнении на занятиях песен «Петушок», «Зайка», «Солнышко-ведрышко» можно надеть на детей шапочки персонажей песен и предложить детям изобразить персонажей. Это помогает детям вживаться в образ и передавать нужные интонации, мимику, движения.
В младшей группе прослушивание русских народных мелодии в исполнении оркестра народных инструментов. Зажигательный характер этих мелодий вызывает у детей оживление. Большинство плясок в младшей группе исполняется под русские народные мелодии, используются характерные для народных плясок атрибуты: платочки, ленточки, колокольчики, бубны.
Большой интерес у детей вызывают народные хороводные игры «Заинька», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Карусель».
«Заинька» движения по тексту
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
«У медведя во бору»
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Указания к проведению
Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
«Ходит Ваня»
Ходит Ваня. ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.
«Карусель»
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
В младшей группе происходит знакомство детей с такими персонажами народного фольклора, как Матрешка, Ванька – Встанька, Петрушка, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Масленка, они приходят к детям на праздники, играют с ними.
На познавательных занятиях можно познакомить малышей с предметами народного быта: плетень, ухват, чугунок, печь, кочерга, корыто, ушат, прялица, колыбель. Используя иллюстрации, кукол в русских народных костюмах, знакомство детей с одеждой русского народа, с названием элементов одежды: лапти, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, кушак, картуз. Можно оформить уголок поликультуры.
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.
Так же на познавательных занятиях можно познакомить детей и с русскими народными инструментами, с историей их появления: свистулька, дудочка, балалайка, гармошка, гусли; с шумовыми инструментами: трещотки, рубель, колотушка и др.
А русская народная сказка? Ведь с ее помощью ребенок может разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дошкольники получают информацию о морали и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них заложены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине.
В своём высказывании Л.Н. Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Сказки используются во всех видах образовательной деятельности младших дошкольников. Сказка – это основа основ в воспитании ребенка.
Нужно, чтобы основы духовной нравственности у детей раннего возраста закладывались не только в детском саду, где проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств, но и в семье. Ведь семья – это первая ступень в человеческой жизни. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Многое зависит от того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок.
Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения могут лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств. Для ребенка дошкольного возраста воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.
Национальная культура любого народа является уникальным по своей всесторонности средством формирования ребенка. Процесс формирования личности будет плодотворнее и результативнее, если семья, ДОУ и другие социальные институты объединят свои усилия по приобщению дошкольников к русской культуре. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. А воспитание на основе наших традиций сможет положить зачатки приобщения к нашим истокам и прикоснуться к нашим предкам, по средствам русского народного фольклора.