Конспект урока музыки в 5 классе Что роднит музыку с изо

Музыка 5 класс. 3 четверть. 1 урок в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Тема: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Цель урока: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства;
Задачи:
Учить:
совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; формировать умение перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого;
Развивать:
способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
Воспитывать:
воспитывать любовь к искусству.


Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); частушки.

Ход урока

Оргмомент. Приветствие учителя.

I. Введение в тему урока.

Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.
Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы
- Прослушайте песню, просмотрите слайды и попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.
( слушание «Песни о картинах»)
- О чём эта песня? (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)
- К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
Мы продолжим постигать музыку, но посредством другого искусства – изобразительного.
- Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Что роднит музыку с изобразительным искусством?”.
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.
Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – когда мы смотрим на картину, возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Давайте сейчас проверим.

II. Работа по теме урока.
Беседа-сравнение картин и стихотворений.
Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом».
Лазу
·рь один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита, цвет неба в ясный день.
ЦУГОМ (от нем. Zug - шествие), запряжка, в которой лошади идут гуськом или парами, одна за другой.
Опишите настроение каждой картины.
(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроениию подходит к каждой из картин? Почему?
Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?


Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска
А.С. Пушкин

Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?

Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.


Прелюдия – это вступительная часть к музыкальному произведению
Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение, обычно для фортепиано.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
Самостоятельная работа при прослушивании произведения.
(выписать те прилагательные, которые характеризуют Прелюдию соль – диез минор)
Печально, умиротворённо, мрачно, спокойно, напряженно, светло, взволнованно, радостно, тоскливо, нежно.

В 1917 году старая Россия погрузилась на дно. Отныне жизнь перетекла в другое русло, и все, о чем говорило поколение Рахманинова и Скрябина, поколение Чехова и Блока, поколение Врубеля и Левитана – вся прелесть русской природы, все грезы о единстве человека и Вселенной, вся поэзия вишневых садов и полуразрушенных дворянских гнезд остались в прошлом. Может быть поэтому, будто предчувствуя свою итоговую роль в русской культуре, Рахманинов спешил задержать ее смысловые вехи, ее излюбленные темы, навечно запечатленные в народной памяти. Одна из таких тем – тема дороги, пути, движения в неизвестное будущее. Эта тема вдохновляет музыку рахманиновской Прелюдии соль диез минор, которую, как и знаменитое стихотворение Пушкина, можно назвать «Зимняя дорога».

В этой Прелюдии слышатся знаки пути: колокольчик, вестник дороги с его неустанным звоном; заунывная песнь ямщика и взлетающие из-под саней вороньи стаи, и, конечно, дорожная тоска, словно разливающаяся по всей Прелюдии и заполняющая ее. Не эта ли тоска гонит вперед птицу-тройку русской судьбы в неизведанные дали? Прелюдия Рахманинова томит неизвестностью, окутывает тоской, будто предчувствует, что за ближайшим поворотом русскую тройку ждет горе-злосчастье.
Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-мажор?
(выписать те прилагательные, которые характеризуют Прелюдию соль – диез минор)
Прелюдия соль мажор входит в большой цикл фортепианных прелюдий, над которым С. Рахманинов работал летом 1910 года. Сведения о жизни композитора в это время дают представление о его душевном и эмоциональном строе. Эта прелюдия - пример удивительной чистоты жанра лирической музыки. Ее отличает романсовый характер фортепианной фактуры, тонкость аккомпанемента к выразительной мелодии.


Какие музыкальные краски использовал композитор? (ладовые, динамические, регистровые, темповые)
Совпадают ли они с вашими представлениями?
Что могут передать интонации аккомпанемента? (настроение, характер музыки, мысли автора, композитора)
Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).
Эти свойства доказывают правдивость слов Рахманинова: «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, - это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

III. Вывод по теме урока.

Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые или красные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И все же они бывают очень похожи на изобразительные. Мы не только видим, но и слышим темные, густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; возбужденные, тревожные и спокойные, нежные; колючие, жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.

Что такое музыка? Составьте ответ.
Музыка- это искусство музыкальных звуков и творческих чувств, эмоций композитора

Что такое живопись?
Живопись – это искусство красок , оттенков ,творческих чувств и эмоций художника
И композитора, и поэта,и писателя, и живописца, и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.

Что сходного и отличного в этих понятиях?

Вывод: Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Музыка может вызвать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определенные картины
Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку
У музыки и изобразительного искусства один источник возникновения. И этот источник – сама жизнь

А сейчас посмотрите на эту картину (слайд), давайте её озвучим. Можем ли мы услышать картину, какая музыка по вашему звучит? (радостная, напевная, лирическая, задушевная, раздольная, народная)


- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (слайд), какую музыку слышите ? (вдохновение, радость , веселье, удаль)
-Что вам захотелось сделать? (попрыгать, весело поплясать)
- Можете ли вы назвать, что это за музыка?
-Это самая настоящая русская народная частушка. Давайте озвучим нашу картину.

Давайте споем частушки, но что нам сначала нужно сделать?
( подготовиться к пению)

2. дыхательные упражнения

Работа над дыханием.
Ребята, все мы живем в России, кто – то живет в городе а кто – то в деревне. Мы - в деревне. А в деревне очень много работы. Посмотрите, какая высокая трава, а косари косят траву. Поможем им в этом деле? Встаньте все возьмите в руки косу занятие не из легких, поэтому нужно правильно дышать. Набрали в легкие побольше воздуха и резко выдыхаем, выдох резкий и короткий. Начинаем косить. Вдох – ху
А теперь мы пришли в избу и нужно растопить печку, чтобы огонь разгорелся давайте подуем на угольки. Станьте поудобнее, наклонитесь. Набираем в легкие побольше воздуха и долго - долго дуем, стараемся. Вот огонь разгорелся.
Работа над тембром и диапазоном:
Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.
«Динозаврик» – на плакате или экране изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.

Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки, чистить зубы мы будем языком. Сначала проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.
За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.
Далее идём «завтракать» - жуём язык .
Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначала в правую щеку, а затем в левую.
После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.

Попевка «Бим – бом»
Теперь мы готовы к исполнению песни.

5.Вокально – хоровая работа. Исполнение частушек.
Дети, сели правильно. Правила пения помните. А теперь споем все частушки.

Посмотрите на парты . Как можно назвать эти музыкальные инструменты, которые мы видим ?
( русские народные) Хорошо, вспомнили, но это не все рус нар муз инструменты, их очень много. Каждый из них может играть в одиночку, а так же они могут встретиться все вместе в оркестре русских народных инструментов. Усилим эффект танцевальности, для этого мы введем музыкальные инструменты.

-Мы исполнили настоящие русские частушки и озвучили картину.

IV. Итог урока.
Как сказал Леонардо да Винчи: «Музыка – сестра живописи»
Музыка и живопись. Эти два искусства взаимосвязаны. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи - в музыку?

Звуковая палитра - м
Цветовая гамма - ж
Музыкальная живопись - ж
Живописная музыка- м
Холодные и теплые тембры - м
Ритмический рисунок - м
Мелодическая линия- м
Светлые и сумрачные тона - ж
Музыкальный портрет- м

Домашнее задание: Кроссворд. Задание:

Для всех - Найди понятия объединяющие музыку и ИЗО. Они могут быть написаны по горизонтали – слева направо и справа налево, по вертикали – сверху вниз и снизу вверх.

По желанию- прослушайте любую музыку (без слов), придумайте, подберите, составьте из красок цветовую гамму и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте рисунок. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для веселой – яркие и теплые.


Оценивание уч – ся.
Что получится если соединить музыку с множеством рисунков? (клип, мультфильм). В заключении урока вы увидите фрагмент мультфильма «Картинки с выставки». «Балет невылупившихся птенцов».
Здесь соединяется фортепианная сюита М. П. Мусоргского и рисунки друга композитора Виктора Александровича Гартмана.

Желаю вам интересного путешествия в мир музыки и живописи!













15