Технологическая карта по русскому языку во 2 классе на тему «Ударение Секреты ударения.»


Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Ударение
Секреты ударения. Работа с орфоэпическим словарём.»
Освоение предметных знаний (элементы содержания):
Ударение. Ударный слог. Подвижное ударение. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Характеристика деятельности учащихся:
Определяют ударение в слове, наблюдают за ролью словесного ударения, различают ударные и безударные слоги, наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.
Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.
Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, рабочая тетрадь, карточки, иллюстрации животных, опорные схемы, картинки, компьютерная техника,
толковый и орфоэпический словарь.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока. Мотивация.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Внимательно смотрите и увидите!
Внимательно слушайте и услышите!
Думайте и всё обязательно получится!
Запись в тетради даты и классной работы.
Чистописание.
II. Актуализация знаний и постановка цели урока
Фронтальная работа
Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, разделите слова на слоги.
П..суда, р…сунок, скор…, к…р…ндаш.
-Как узнать сколько в каждом слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов) -Определите количество слогов в словах
-Назовите ударный слог. Как мы определяем ударение? (Надо «Позвать» слово)
-Что вы знаете об ударении? (Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове; ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда произносится длительнее, громче, сильнее; ударение ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук, например ста́туя.
-Как называются слова, написание которых надо запомнить?
(Словарные)
Словарная работа.
- Мы сегодня познакомимся ещё с одним словом. Разгадайте загадку и узнаете любимое блюдо носорога.
Поздним летом в огород
Собирается народ .Зрел всё лето урожай ! Что собрали ? Отгадай !Здесь весною было пусто.
Летом выросла… (капуста)
Запишем слово КАПУСТА, поставимим ударение, подчеркнём гласную в первом безударном слоге. (Слово капуста произошло от слова капут, которое в латинском языке означало «голова». Действительно, кочан капусты похож на голову.) – Найдите в толковом словаре лексическое значение слова капуста.
Подберём однокоренные слова к слову капуста.
(Капуста - капустный, капустница, капустник (в трёх значениях)
КАПУСТНЫЙ (лист, прилагательное), КАПУСТНИЦА (бабочка, гусеница которой поедает капусту), КАПУСТНИК местн. - Огород, поле, засаженные капустой. КАПУСТНИК - Шутливо-пародийные сценки на злободневные темы. КАПУСТНИК - Пирог с капустой.)
III. Постановка учебной задачи (формулировка цели)
-Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?
Я скачу, скачу, скачу,
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять,
Его верно применять. (ударение)
- Сегодня мы будем фокусниками. А фокусники открывают секреты. Тогда мы с вами будем открывать секреты чего? (ударения) И тема нашего урока будет какая? (Ударение. Секреты русского ударения .)
Предлагаю организовать исследования, отправившись в пустыню и найти ответ на вопрос одного из обитателей пустыни - НОСОРОГА.(изображение)
Вопрос мой прост и краток,-
Промолвил носорог,
Что лучше - сорок пяток
Или пяток сорок?
Какая проблема возникла у носорога? (Не знает
Определим цель нашего исследования. ( Определять в словах ударение, наблюдать за лексическим значением слов ударением, раскрывать тайны ударения)
Слух, как у носорога нам сегодня очень пригодится. А его рог по форме очень напоминает... ударение.
Игра «Позови друзей Носорога».
Предлагаю позвать друзей Носорога. (Показываю картинки: жираф, зебра, крокодил).
Позови друга, поставь ударение в словах.
Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове)
Какие буквы есть в русском языке? (Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)
На какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные)
Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный )
Чем отличается ударный слог от безударного?(Тянется дольше, произносится громче)
IV. Открытие нового знания.
1. Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения
Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой.
(жираф)(зебра)

(крокодил)
- Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)
- На какие по счету слоги падает ударение в словах? (На разные)
Вывод:
УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗНОМЕСТНОЕ. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.
2. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения .
Упр. 104 с. 69 - по заданию.
(Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. )
- Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл? (произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)
От чего зависит смысл слова? (от ударения)
Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)
Почему носорог не может выяснить что лучше: Сорок пяток или пяток сорок?
(Не знает, что ударение определяет лексическое значение слов.)
Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.
- Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.
Обещал Серёжа деду:
Двойки все исправлю в срЕду.
Я попал не в ту средУИ тотчас попал в бедУ!”
Вышел Ваня из ворОт.
Потешается народ:
У рубашки низ отпорот
И оторван в драке вОрот.
Купив жене кольцо в подарок,
Сэр Генри возвращался в зАмок.
Ворота он открыть не смог:
Дворецкий поменял замОк. Боялись, что лишится слуха.
Лечили кошке оба Уха:
У кока лёгкая рука:
Из щук отличная ухА!
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.
Работа в группах у учащихся карточки (приложение)
- Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.
Ухо - это орган слуха.
В зале звучал орган.
Дети пили молоко.Пили бревно ровно.
Учить уроки просто мука.На пол сыплется мука
Вывод:
УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.
Физкультминутка (музыкальная презентация)
3. Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения
Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!
Пока неясно вам, что вы сказать хотите,
Простых и точных слов напрасно не ищите;
Но если замысел у вас в уме готов,
Вам нужные слова придут на первый зов.
(на доске)
Зебры ж . вут ст . дами. Они питаются тр . вой.
- Прочитайте предложение. Поставьте ударение в словах.
- Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)
- Как определить букву для записи слов? (Подобрать проверочное слово)
- Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.
(на доске) живут - жил
стадами - стадо
травой-травы
- Выделим корень.
- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.
- Что изменилось в словах? (Ударение )- Что осталось без изменений? (Гласная в корне)
Вывод:
ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.
- Прочитаем сведения рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 70).
- Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)
1) Разноместное.
2) Определяет лексическое значение слов.
3) Подвижное.
4.Культура речи. Орфоэпические нормы.
- Повторим секреты русского ударения. Оно...
-Какую ставили цель? (Раскрыть секреты ударения
ния? Цели достигли? (да)
- Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.
Существуют определённые нормы произношения:
неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.
- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:
свёкла щавель торты
(на доске)

Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134). Проверка правильности произношения слов по «Орфоэпическому словарю».
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учебник стр 70, упр. 105
VI. Рефлексия.
- Спишите, поставьте ударение.
- Подчеркните слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение.
Солнце село за село.
На уроке узнал …
Научился, смог…
Где могу применять…
VII . Итог урока.
Какие секреты мы открывали на уроке? (Разноместности, смысловой роли, подвижности ударения)
Как использовать свойство подвижности ударения? (При написании слов с безударной гласной)
Где можно проверить правильность постановки ударения? (В орфоэпическом словаре)
VI I I Домашнее задание(упр 106 с. 70 )
Приложение
Карточки для работы в группах
Ухо - это орган слуха.
В зале звучал орган.
Дети пили молоко.Пили бревно ровно.
Учить уроки просто мука.На пол сыплется мука

-431165190055500