Растровое кодирование графической информации. (6 класс)

План-конспект урока информатики в 6-ом классе с использованием информационных технологий.

Тема урока: Растровое кодирование графической информации.
Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся
Тип урока: повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний.
Цель: актуализировать основной материал по двоичному кодированию, изученный на предыдущих уроках и познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде; ввести понятие «пиксель», растровое кодирование.
Задачи:
совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;
развивать логическое мышление, аналитические способности;
воспитывать информационную культуру учащихся, чувство ответственности за выполненную работу.
Оборудование: учебник (Босова Л.Л., Информатика 6 класс), рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация к уроку, демонстрационный компьютер, ученические компьютеры (10 шт.).


Этапы урока
Ход урока
Используемые ТСО, наглядные пособия и раздаточный материал

Организационный момент (1-2 мин.)
Напоминание о том, что необходимо иметь на уроке: учебник, рабочую тетрадь, дневник, карандаш, ручку.


Обобщение известных учащимся сведений (в виде эвристической беседы)
Учитель:
Мы продолжаем знакомиться с тем, как представляется информация в компьютере.
Память компьютера удобно представить в виде листа в клетку. В каждой клетке хранится только одно из двух значений: 0 или 1. Как называется одна клетка памяти компьютера? (ответ: бит).
0 или 1 это значения битов. Последовательность из нулей и единиц можно представить самую разнообразную информацию.
Вопрос: Если информация представлена в виде последовательности из нулей и единиц, как называют такое представление?
Ответ: Такое представление называют двоичным или цифровым.
Вопрос: Почему возникла потребность представления информации в цифровом виде?
Ответ: Такую информацию просто копировать и изменять, хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.
Поэтому цифровой фотоаппарат называют цифровым, и с него легко передаем фотографии на компьютер. Потому что вся информация в нем представлена в виде последовательности нулей и единиц.


Сообщение цели урока
Таким образом, последовательностью из нулей и единиц можно представить не только числовую, текстовую, но и графическую информацию. (слайд 1)


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Новый материал
Существует два способа представления изображений в растровом виде и в векторном. (Слайд 2). Сегодня на уроке мы рассмотрим кодирование растровых изображений.
Графический объект делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели. Пиксель – это точка. (Слайд 3).
Цвет каждого пикселя (точки) кодируется двоичным числом. Изображение, построенное по точкам, называют растровым изображением.

Рассмотрим пример построения простого черно-белого изображения. Каждую пустую (белую) клетку рисунка закодируем нулем, а закрашенную (черную) – единицей. (Слайд 4)
А теперь попробуем решить обратную задачу – восстановим рисунок по его коду, причем код задан десятичным числом. (Слайд 5)
Зная как перевести число в десятичную систему счисления, представляем десятичные числа в двоичные коды и закрашиваем клетки, соответствующие единице.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 5

Выполнение задания в рабочей тетради
А теперь попробуем сами (задание № 31, первый рисунок)





В рассмотренных примерах каждый пиксель черно-белого изображения кодировался 1 битом. А как, же представляется цветное изображение?
В цветных изображения каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц. (Слайд 6)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 6


Цветовая палитра современных компьютеров получается путем смешивания трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Для кодирования каждого цвета выделяется в памяти по 8 бит. Из последовательности 8 нулей единиц можно получить 256 различных последовательностей, что позволяет закодировать 256 цветов.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 7

Выполнение компьютерного эксперимента
Проведем компьютерный эксперимент, который предложен в учебнике на стр. 25
Запускаем графический редактор Paint. (Слайд 8 - 9)
(Последовательность действий отображена на слайдах презентации. Выполняя задание под пунктом № 4 учащиеся сравнивают свое решение с решением, выполненным учителем. Полученные цвета открываются по одному, после того как большая часть учеников выполнят задание.)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд 8 - 9

Выполнение задания в рабочей тетради
Выполнение задания по рабочей тетради:
В № 39 (1) вам предложены только десятичные коды, необходимо представить их в двоичные и затем восстановить рисунок по его коду. Для получения двоичного кода воспользуйтесь программой Калькулятор.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 10

Обобщение и подведение итогов
Итак, сегодня вы познакомились с кодированием растровых изображений. Это один из способов представления изображений в цифровом виде.
Узнали, что графический объект разделяется вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты, которые называются ?
Ответ: пиксели.
Знаете, что изображение, построенное по точкам, называется?
Ответ: растровое изображение.


Комментарии к домашнему заданию
Домашнее задание:
п.1.3 (стр. 23 – 26),
рт. № 37 (2), 38, 39 (2)
Комментарии:
№ 37 (2) , по двоичным кодам восстановить изображение;
№ 39 (2). Даны десятичные коды. Перевести их в двоичные коды, а затем построить изображение. Для перевода из десятичного кода в двоичный сможете воспользоваться программой Калькулятор или вспомнить правило перевода в двоичную систему счисления.
№ 38. Творческое задание, в котором сначала надо нарисовать рисунок, а затем представить его в виде двоичных кодов.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 11


Root Entry