конспект урока на тему: Растровое кодирование графической информации (6 класс)


Конспект урока на тему:
«Растровое кодирование графической информации»
6 класс
Рыжова Людмила Александровна
учитель информатики
МОАУ «Лицей №7» г. Оренбурга

6 класс
Дата_______9 урок
Растровое кодирование графической информации.
Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные результаты.
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
безопасной эксплуатации средств ИКТ;
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Метапредметные результаты.формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
формирование умений работать в паре;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации;
Предметные результатыформирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернет;
иметь представление о позиционных системах счисления;
умение переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
умение применять текстовый процессор для работы.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений учащихся о кодировании информации в памяти компьютера;
2) формирование представления о кодировании графической информации в памяти компьютера;
3) повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Пиксель, кодирование, бит, байт.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, компьютеры учащихся, мультимедийный проектор, экран, ресурс Google - документы.
Учитель
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний учащихся (7 мин.)
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как цвет чернил на белизне страницы.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
В них алгебра с гармонией роднится,
Как с физиком – поэт.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как вы думаете, о чем идет речь?
Давайте вместо урока немного поиграем, но при этом вспомним, как кодируются числа в памяти компьютера.
Соберём пазл. Выбираем число и находим ему соответствующее в двоичной или десятичной системе счисления.
Новая тема (5 мин.)
Тема нашего урока «Растровое кодирование графической информации»
Видеоурок
В данном уроке мы углубимся в тему кодирования и рассмотрим её основную часть: графическое кодирование растровым способом. Это поможет учащимся понять, как всё устроено в цифровом веке.
Абсолютно любая информация в мире может быть представлена с помощью последовательности нулей и единиц. Например, передача изображения с одного носителя на другой, запись музыки, а также видеозапись. Такая трансформация известна под названием «цифровое кодирование» или же двоичное (второе название возникло из-за преобладания нулей и единиц в коде). Стоит подробнее остановиться на элементарном варианте: кодировка графической информации с помощью данной последовательности. Представим графический объект, который необходимо передать в виде кода. Сам рисунок – это линии вертикального и горизонтального положения, которые разделяют полотно на маленькие квадраты, а именно: пиксели. Каждый пиксель при переходе в код использует цифровой формат, что и называется растровым кодированием.
Теперь внимательно посмотрим на чёрно-белую картинку, на которой изображена машина. Для того чтобы углубиться в растровое кодирование, увеличим максимально размер и теперь видим квадраты. Всё, что осталось сделать, это представить белые прозрачные клетки в виде цифры нуль, а заполненные черные – цифрой один. Так и происходит процесс восприятия машиной любого рисунка.
А что, если совершить обратное действие: отобразить рисунок, зная код? Вот только он десятичный. Сложности никакой в этом нет, потому что десятичный код можно представить в виде двоичного. Когда мы упростили цифры, то в таблице закрасим единицы чёрным (можно попробовать это сделать визуально). Тогда виден силуэт загаданного в коде рисунка. Вес будут приобретать только чёрные квадратики в размере одного бита каждый. Однако это элементарный пример, где есть только два цвета, а если говорить о цветных изображениях, то здесь всё происходит сложнее. Работая с цветными картинками, каждый пиксель представляет собой комплекс двадцати четырёх нулей и единиц (а оттенков доступно более шестнадцати миллионов). Именно поэтому цветные изображения весят больше чёрно-белых. Современная цифровая техника владеет широкой гаммой цветов, которую она получает при помощи RGB-смешивания (red+green+blue). Каждый цвет весит восемь бит, в который можно записать двоичные коды двухсот пятидесяти шести различных оттенков основного цвета.
Подробнее о кодировании цветного изображения мы будем говорить в старших классах.
Запишем в тетради:
Графический объект делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели.
Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом - РАСТРОВОЕ КОДИРОВАНИЕ.
Физкультминутка (2 мин.)
Закрепление. Формирование изображения (15 мин)
На уроке вы будете работать с совместным проектом по формированию изображения по известному двоичному или десятичному коду. Работать будете все в одном документе – результат работы каждого – результат работы группы. Для этого нам нужно будет познакомиться с новым сервисом Web 2.0 -Google – документы.
https://docs.google.com/document/d/1zDAlLM4JZfn-6ww26wjKHyZXG2pkHcPMv7sbzMBjrKE/edit?usp=sharing
(Показать принцип работы и заливку ячеек в таблице).
Подведение итогов (5 мин)
Что такое пиксель?
В чём заключается растровое кодирование?
Как кодируется черно-белое изображение?
Выставление оценок.
Домашнее задание (2 мин)
§ 1.3 до стр. 25, РТ №37, 39. Ученики
Числа в памяти компьютера кодируются в виде двоичного кода.
Записи в тетради.
Растровое кодирование графической информации.
Графический объект делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели.
Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом - РАСТРОВОЕ КОДИРОВАНИЕ.
Крошечный фрагмент изображения, определённого цвета.
Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом.
Каждый пиксель может быть либо чёрный, либо белый. Цвет белого пикселя кодируется 0, чёрного – 1.

Результат совместной работы учащихся
Задание 1.
Впишите ответ в строку, соответствующую номеру вашего компьютера.
Нарисуйте чёрно-белое изображение, которому будет соответствовать двоичный код (закрасьте клетки).
Номер компьютера Двоичный код Рисунок
1 00100000 2 11100000 3 11100000 4 11100001 5 00111111 6 00111111 7 00100001 8 01100011 Задание 2.
Впишите ответ в строку, соответствующую номеру вашего компьютера.
От десятичных кодов перейдите к двоичным и нарисуйте соответствующее изображение: (закрасьте клетки).
Номер компьютера Десятичный код Двоичный код Рисунок
1 60 00111100 2 32 00100000 3 32 00100000 4 60 00111100 5 4 00000100 6 4 00000100 7 4 00000100 8 60 00111100 Дополнительное задание