Методические рекомендации для классных руководителей по формированию активной гражданской позиции обучающихся


Формирования правосознания, законопослушного поведения, активной гражданской позиции обучающихся

Слайд№1
Гражданская зрелость личности  это один из аспектов проявления ее социальной зрелости, а потому, обусловливая развитие в ребенке тех черт и характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости.
Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как известно, начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников формируется научная картина мира, широта кругозора, они осознают свое место в мире, у них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в общении с людьми. Это проявляется в содержании гражданского сознания и самосознания личности.

Слайд№2
Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его учат выражать свое мнение, давать оценки событиям и явлениям, которые он наблюдает, то его знания переходят на уровень убеждений. Если его учат познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и способности, если его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции, то его знания поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания.
Если ребенок осознает социальную значимость учебной деятельности, проявляет целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей, если он осознает свои обязанности, имеет определенные права, то в нем развиваются чувства долга и ответственности.
Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления активности и самостоятельности личности, если он живет заботой о других людях, то в нем формируется общественная активность, в основе которой утверждаются нравственные нормы.
Если в жизни школьника есть возможность проявлять чувство личной чести и гордости, осознание величия человека-творца, то в ребенке пробуждаются гражданские чувства.
Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если изначально он занимает пассивную позицию в коллективе, то это свидетельство инфантилизации в его развитии.
Французский педагог С. Френе писал по этому поводу: они «не умеют управлять собой и обдумывать свои действия... оказываются неспособными к самоорганизации и единственное, к чему они стремятся,  это ускользнуть от любого проявления власти над собой».
Итак, способствуя развитию в ребенке взрослости (его социальной зрелости), мы способствуем его гражданскому развитию.
Слайд№3
Вступление ребенка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как принятие первой социальной роли  РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько ребенок осознает социальную значимость этой новой для него роли, зависит пробуждение его гражданского сознания и самосознания, проявление чувств: обязанности, ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не всегда интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что его работа оценивается, к нему предъявляются требования, он должен научиться осознанно выполнять эти требования и оценивать себя с точки зрения предъявляемых требований. Таким образом, учебная деятельность должна восприниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»).
Слайд№4
Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего школьника должна прийти идея Родины (ее символика  гимн, флаг, герб; ее героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.).
Дети этого возраста еще не утратили способность восхищаться, удивляться, обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно, они способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). Работу необходимо строить, делая акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений, постепенно формируя их значимость, как граждан своей страны.
Слайд№5
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ  это этап в развитии личности, который характеризуется переходом от состояния детскости к подростковой взрослости. У подростка появляются новые ощущения собственного «Я», он проявляет свою способность к самопознанию и самовоспитанию, он пытается самоутвердиться в проявлении своей взрослости.
Слайд№6
Однако проявление у подростка гражданственности как одного из направлений в развитии его социальной зрелости зависит от взрослого. Именно от учителей и родителей в первую очередь зависит: каким образом подросток увидит окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и нормы этого мира станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм станут основой его внутренней позиции.
Особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит больше всего, он вызывает реакцию сопротивления и воспринимается подростками как недооценка их возможностей. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитие правовой культуры, гражданственности.
Слайд№7
На уроках, учитывая психологические особенности подросткового возраста, необходимо использовать эмпирические методы работы, т.е. вызвать желание ребят на поиск данной информации, её конкретизации соизмеримо с поставленными вопросами или проблемой. Таким образом, полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.
Не последнее место в методике проведения уроков, внеклассных занятий при формировании гражданского и правового воспитания занимает общение учитель-ученик в форме диалога. Важно построить общение, чтобы выбор и постановка задач переживались им как собственное действие. В диалоге обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Больше внимания следует уделять тому, чтобы оценки и суждения исходили, по возможности, не от учителя, а от самих учеников и тогда эти оценки могли бы стать стимулом в усвоении этических норм, осознании подлинно гражданских ценностей. Установление отношений доверия и сотрудничества между учителем и учениками, не ущемляя чувство взрослости позволяют эффективно влиять на повышение уровня их правовой культуры и нравственности.
Слайд№8
Старшие школьники овладевают более сложными формами гражданского сознания и поведения, которые в совокупности могут определить при благоприятных условиях и целостную осмысленную гражданскую позицию. Самым действенным путем можно считать создание или использование хорошо продуманных ситуаций выбора на уроках, классных часах.
Смысл педагогического влияния заключен в том, чтобы анализ ситуации, поиски путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию, сколько на осмысление собственного отношения к ней. Я бы хотела познакомить вас с некоторыми приемами педагогических действий, которые вы можете использовать в своей практике.
«Третейский суд»
Суть его заключена в том, чтобы предложить старшеклассникам сделать анализ сложной социально значимой ситуации с позиций человека, призванного оценить позиции конфликтующих сторон, определить свою позицию, дать возможный вариант решения, не подчиняясь личным симпатиям или антипатиям. Целесообразно применять в тех случаях, когда конфликт возник в условиях, близких старшеклассникам, понятных, но, однако, не затрагивают непосредственно их личных интересов.
«Позиция»
Используется в той же ситуации, что и «третейский суд», но с обязательным обозначением личной позиции старшеклассника. Важно учитывать, что выбор личной позиции в оценке социально значимых событий может быть адекватным, если он не скажется отрицательно на престиже старшеклассника, не породит конфликты с близкими ему людьми, мнением которых он дорожит, и, что особенно важно, если его позиция вызывает уважение даже тех, кто с ней не согласен.
«Проповедь»
Название приема однозначно раскрывает его содержание. Речь идет о многочисленном, эмоционально насыщенном обращении педагога к воспитанникам, в котором содержится пять обязательных элементов: а) напоминание о непреходящих гражданских нравственных ценностях; б) новые подходы в раскрытии общеизвестных истин; в) обращение к опыту человечества, его выдающихся деятелей, к их высказываниям; г) раскрытие противоречий между тем, что можно отнести к лучшим образцам гражданской позиции, и тем, как эта позиция реализуется в повседневной жизни старшеклассников; д) стремление обратиться к лучшим сторонам духовной, гражданской .жизни слушателей с надеждой на оптимистическую перспективу.
Особенность проповеди в отличие от лекций состоит в том, что она построена не на доказательствах, а на провозглашении, не в плане дискуссии, а в плане примирения, не в позициях отрицания, а в канонах утверждения.
Проповедь целесообразна в тех случаях, когда старшеклассникам необходимо напомнить о вечном, разумном, добром, чтобы погасить вспышку эмоций, призвать к согласию, к уважительному отношению к людям, к идеям и чужим взглядам.
Педагогическое внушение»
Цель внушения - формирование желательных мотивов поведения. Чаще всего речь о педагогическом внушении идет тогда, когда приходится иметь дело с неблагополучными, педагогически запущенными школьниками.
В формировании гражданской позиции внушение имеет несколько иную задачу. Сформулировать ее можно следующим образом: передать учащимся убежденность учителя в правильности своей гражданской позиции по тем или иным проблемам общественной жизни путем постоянного, аргументированного высказывания в соответствующих ситуациях с учетом психологического состояния учащихся и сложившихся между учителем и учащимися отношений.
Слайд№9
Социальная реклама
Социальная реклама также может являться к нам в образе образовательной информации, тем самым, вовлекая наших детей и молодежь в активную гражданскую жизнь с самого раннего возраста. Именно в образовательной сфере социальная реклама и социальное участие детей может содействовать решению социальной проблематики наших дней наиболее коренным и решительным образом. Когда мы говорим о построении гражданского общества, о воспитании демократических принципов, о плюрализме и толерантности, то самым первым шагом к этим гуманистическим понятиям является воспитание этих качеств и соответствующего понимания в юных сердцах молодых людей и наших детей.
Социальная реклама  - способствует улучшению жизни отдельного человека и общества в целом. Можно проводить конкурсы.
Основным принципом отбора работ - социальная реклама только с позитивным, созидательным характером, не несущим критичности и неконструктивного отрицания.
Конец. Слайд№10,11.
15