Включение сенсорных модулей в систему внеклассных занятий для укрепления здоровья детей


ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Включение сенсорных модулей в систему внеклассных занятий для укрепления здоровья детей»
Составитель
Первененко Ольга Александровна
Тамбов,
2013
Включение сенсорных модулей в систему внеклассных занятий для укрепления здоровья детей.
Образовательное учреждение должно обеспечивать здоровье
и обучать здоровью.
Из Федеральной
программы «Здоровье»
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей из года в год обучения в школе ухудшается. К показателям здоровья относят благополучие:
-физическое (соматическое);
-душевное (эмоциональное);
-духовное (познавательное).
Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Согласно проведённому мной наблюдению за 2011 – 2012 учебный год в подготовительном «А» классе, выявлен высокий процент пропусков уроков по причине простудных заболеваний:
Дружинина Ирина – 26% (53 дня из 204 учебных дней);
Енгалычев Давид – 25% (50 дней);
Каменский Владимир – 19% (39 дней); Рылёв Игорь – 16% (33дня).
На протяжении всего учебного года дети не могли выздороветь, они учились с простудой. Это, в свою очередь, влияло на снижение качества образовательного процесса. Получался замкнутый круг: отклонение в соматическом здоровье приводит к отклонению в эмоциональном развитии, наблюдается неспособность переносить умственные нагрузки, возникает высокий уровень стрессоуязвимости, т.е. возникает высокая способность к заболеваниям. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.
Мною была поставлена цель - увеличение процентного показателя посещаемости путём оптимального подбора системы средств, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Согласно основной цели выделяются следующие задачи:
- создание условий для укрепления здоровья детей,
- укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание культурно – гигиенических навыков,
- формирование практических навыков и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья,
- формирование потребности в применении полученных знаний в повседневной жизни.
Целевые группы:
Учащиеся
Родители учащихся
Педагоги
Ожидаемые результаты:
В результате проделанной работы должна наблюдаться положительная динамика показателя посещаемости.
Успешное овладение приёмами воздействия на организм с целью оздоровления, самостоятельное применение их в жизненной практике.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный.
1 этап.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме с целью педагогического поиска, отбора ведущих педагогических идей;
Анализирование уровня посещаемости.
Диагностирование детей с целью изучения их физического и психического здоровья, возможностей, потребностей, интересов;
Подбор приёмов воздействия на ребёнка с целью укрепления здоровья, внедрение их в систему внеклассных занятий.
2этап.
Реализация задач предусматривается в системе внеклассных занятий через:
1) организацию особым образом окружающей среды, включающей работу с множеством различных стимуляторов – модулей;
2) систему дыхательных и физических упражнений;
3) самомассаж.
Стимуляторы – модули или сенсорные модули воздействуют на различные органы. С помощью варьирования ими, создают ощущение комфорта и безопасности. Сенсорные модули используются как дополнительный инструмент, который повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление физического и психического здоровья детей, они способствуют ускорению восстановительных процессов после заболеваний, коррекции собственного соматического состояния. В своей практике я использую следующие сенсорные модули.
«Волшебное озеро». Это стеклянная ёмкость, наполненная влажными гелевыми шариками.
Назначение: стимулирование тактильных ощущений ( активных точек ладоней), расслабление мышц рук, развитие цветовосприятия, активизация внимания, воображения, снижение уровня тревожности, агрессивности, элемент закаливания организма.
Действия: смотрят, как разбухают шарики;
помещают руки в ёмкость, перебирают шарики;
выкладывают узоры;
после игры сильно вытирают руки (растирают их),
«Сухой душ». Коробка с большим количеством пластмассовых шариков крупных размеров.
Назначение: стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства, способствуют укреплению мышц рук и ног, служит как массажёр.
Действия: дети перебирают их руками, выполняют различные тренировочные упражнения руками или ногами.
Работа с буквенным тренажёром способствует стимулированию активных точек пальцев рук, укреплению мышц пальцев, снятию напряжения, тренировка речевого дыхания.
Действия: обведение букв различными пальцами с открытыми и закрытыми глазами, сочетание движения с произношение звука.
Нанизывание мелких предметов (биссера): монотонное движение (сжимание кистей рук) способствует торможению отрицательных эмоций, снятию напряжения. Конечный результат (выполнение общей работы, соединение нанизанного биссера в растение) приводит к чувству удовлетворения, повышению самооценки, сплочению коллектива.
Перед началом занятий обязательно проводим водные процедуры как элемент закаливания, чередуя температуру воды:
-умывание;
-мытьё рук по локоть;
-обильное намыливание ладоней;
- вытирание рук досуха, растирание рук.
Обязательное использование упражнений из парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой. Она оказывает наиболее эффективное влияние на голосовой аппарат, способствует профилактике простудных заболеваний, укрепляет органы дыхания.
Дальнейшее развитие.
Предполагается активное включение родителей в систему по укреплению здоровья детей, а именно, систематическое выполнение тренировочных упражнений в домашних условиях.
Планируется обновление сенсорных модулей при помощи родителей. На ближайшее время намечено пополнение одним из сенсорных модулей для ног «Тропинка».