Методический материал на тему: Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе


ЕДМ по теме "Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе"

Цели ЕМД:
1. Эффективное использование современных технологии в образовательном процессе.
2. Систематизация приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся.
Работа ЕМД будет включать в себя три этапа:
1 этап – посещение рабочих уроков педагогами.
2 этап – доклад заместителя директора по теме ЕМД. Работа в творческих группах.
3 этап- обмен мнениями и впечатлениями о результатах работы ЕМД. Рефлексия: оценка работы ЕМД и собственного самочувствия.
Уважаемые коллеги!
Каждому ШМО предлагается выполнить к ЕМД домашнее задание:
Какие из известных технологий позволяют успешно учителю организовать учебно-познавательную деятельность.
Какие методы и приемы технологий обеспечивают развитие мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Выберите ту педагогическую технологию, которой вы отдаете наибольшее предпочтение.
Из выбранных технологий напишите названия тех методов, приемов и средств, которые используются вами чаще всего.
Выберите метод или прием, которому вы придаете особое значение.
Сделайте его описание по схеме:
Название метода (приема) в точной и ясной формулировке;
Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;
Характеристика условий, при которых данный метод (прием) наиболее приемлем;
Определение того, что получается в итоге;
«+» , «-» данной технологии.
Эпиграф к педагогическому совету: 
“Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. (В.Сухомлинский)
Ход педсовета
Вступительное слово заместителя директора:
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. На наших педсоветах мы уже говорили о причинах неуспеваемости учащихся, пытались найти способы предупреждения неуспеваемости школьников. Сегодня мы попытаемся выяснить те составляющие современного урока, которые также будут способствовать решению данной проблемы.
Тема: "Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе".
Цели ЕМД:
1. Эффективное использование современных технологии в образовательном процессе.
2. Систематизация приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся.
2. Мотивационный этап. Так как ЕМД проводится после уроков, во второй половине дня, необходимо для активизации мыслительной деятельности педагогов и настройки их на работу провести разминку: Участникам педагогического совета раздается рисунок №2 “Смайлики” и предлагается, оцените свое самочувствие, выбрав одну из них:

-МЭНЭДЖ МЭТ- инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
- ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (СТРУКТУРА “ принятие командного решения”) во время выполнения данной структуры участники обдумывают ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.  Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»). Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
Методология, технология, образовательный процесс. Учителям предлагается дать определение словам из темы ЕМД (работа в группах), обменяться мнениями в парах, обсудить и по желанию зачитать написанные определения.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?
Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
2.отбор и структура содержания (что);
3.оптимальная организация учебного процесса (как);
4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2.экономичность резерва учебного времени,
3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,
2.интенсификацию коммуникативной среды,
3.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
4.охрану здоровья учащихся
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (СТРУКТУРА «опроси-опроси-обменяйся карточками») в которой учащиеся проверяют друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
«Классификация современных  педагогических технологий» 
традиционные технологии Классно-урочная технология обучения Интерактивные технологии или групповые технологии обучения 
относят различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое; обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
Игровая технология (дидактическая игра) Технология проблемного обучения  Технология перспективно-опережающего обучения
Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.
Технология мастерских Исследовательская технология  или Технология решения исследовательских(изобретательских) задач (ТРИЗ).  ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии).
Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
Педагогика сотрудничества. Технология проведения коллективных творческих дел Методы активного обучения (МАО) 
Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся.   Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций.    Формирование организаторских способностей учащихся. совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
Технология уровневой дифференциации Технология ПОРТФОЛИО -“Портфель ученика”
Технология современногопроектного обучения
«Дифференциация» - лат. «разделение, расслоение целого на части»
Дифференцированное обучение – форма организации УП, когда учитель работает с группой учеников, составленной с учетом наличия у них общих качеств
«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика… «ПРОЕКТ» - лат. «брошенный вперед»
Разработка и создание учеником под контролем учителя нового продукта, имеющего практическое значение, с последующим публичным его предъявлением
Технология «Обучение в сотрудничестве»
Технология разноуровневого обучения
КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
"Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни." такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные “Минимальными требованиями..”, остаются едины для всех уровней обучения. КСО – такая организация обучения, когда каждый учит каждого путем общения в динамических парах сменного состава
Ребенок выступает поочередно учеником или учителем
Цель – усвоение ЗУН, своевременная их коррекция, формирование самостоятельности в обучении

3. Я предлагаю вам анкету. Одним из главных правил игры в мышление есть проявление положительного внимания, когда нет критики, а есть уточнение, выслушивание ответа до конца. Именно “положительное внимание подразумевает процесс рождения идеи, умение анализировать, сопоставлять”.
Далее педагогам предлагается ответить на вопросы анкеты
Анкета
“Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”
(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. ____.
Когда ребенок “мямлит”, мне очень хочется его слегка одернуть. ___.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. _____
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего его знания, а не эмоции.____
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо. _____
Когда учащиеся несут околесицу, я пытаюсь поставить их на “место”____
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса._____
Если вы набрали больше трех ответов “ДА”, ваши ученики, вероятно, испытывают недостаток положительного внимания, а оно играет не маловажную роль в процессе обучения…
4.Работа в группах (по методическим объединениям) по обсуждению вопросов:
1. Гуманитарный цикл: критическое мышление.
2. Естественноматематический цикл: ИКТ.
3. Начальные классы: дифференцированное обучение.
5. Самоанализ уроков.
6. Заключение.
Какую бы педтехнологию мы не применяли  в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Здесь было бы уместным напомнить о  процентном  усвоении  информации:
лекция– не более 20-30%
самостоятельная работа с литературой– до 50%
проговаривание– до 70%
личное участие в изучаемой деятельности(деловая игра и др)  – до 90%
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.
Отсюда – мои «пусть пожелания»:
1.Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.
9.Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя. 
 
- ДЖОТ ТОТС (СТРУКТУРА «запишите мысли») в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочке и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Слова ассоциации: Проблемы в эффективном использовании современных технологии в образовательном процессе.
Смайлики, предлагается оценить свое самочувствие по окончанию ЕМД.
1.Отметить положительный опыт учителей-предметников по внедрению современных технологий в процессе учебно-воспитательной деятельности  через систему открытых уроков, ЕМД.
2. Заместителю директора по УВР (Сухаревой Т.В.)
На основе, полученной в ходе опроса информации, спланировать на 2015-2016 учебный год изучение современных педагогических технологий с учетом предпочтений педагогов.
Срок: до 20.08.2015г.
3. Руководителям ШМО:
Создать банк данных методических разработок учителей школы, практикующих использование современных педагогических технологий.
Срок: до 31.05.2015г
Учителям-предметникам:
4.1 Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников.
4.2 Формировать у обучающихся практические навыки самообразования, увеличив время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
4.3 Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Срок: постоянно
5. Молодым педагогам Коняхиной Е.В., Погожевой Ю.А., Марашовой И.В., Сиюткину С.С. посещать уроки у учителей – стажистов (2-4 урока в неделю).
Срок: постоянно в течение учебного года.
6. Психологу школы по результатам психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся.
Срок: постоянно в течение учебного года.
.ПРИЛОЖЕНИЕ №1
                      Ф.И.О. __________________________________
Если вы владеете информацией о какой-либо из современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения или используете какую-либо технологию полностью в практической деятельности, или используете в практике какие-либо приемы поэлементно, то пометьте эти технологии в листе опроса знаком «+».развивающее обучение;  31%
кейс технология;  5%
коллективную систему обучения (КСО);  15%
технология активного обучения,  15%
эвристическое обучение,  7%
дискуссионные технологии,  10%
педагогическая студия,  0%
педагогические  мастерские  5%
деловая игра  15%
исследовательские методы  в обучении;  36%
технологию «дебаты»;  0%
технологию тренингового  обучения  3%
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения  10%
технологию  развития «критического мышления»;  31%
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);  39%
информационно-коммуникационные технологии;  34%
систему   инновационной оценки «портфолио» и др;  23%