Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся 5-х классов


ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ВведениеОсобенности личностного и психического развития школьников в возрасте 10-11 летОсобенности новой социальной ситуации пятиклассниковВлияние деятельности педагогов на формирование образа-Я у учащихся в средней школеОсновные направления работы психолога в период адаптации детей к средней школеЛитератураПриложения Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в сред­ней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:умение осознавать требования учителя и соответствовать им;умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;навыки уверенного поведения;навыки совместной (коллективной) деятельности;навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;навыки самоподдержки;навыки адекватной оценки собственных возможнос­тей и способностей. происходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление)"память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин)познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущаяпроизвольность психических процессов, способность к саморегуляции учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний) некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе)проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками у каждого учителя свой стиль общения с учащимися (для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром" )если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я уже может быть устойчивым и независимым На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).повышение уровня психологической готовности детей кобучению, познавательному развитию, общению;адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов. Психологическая диагностикаКонсультативная работа с педагогами и родителямиМетодическая работаПрофилактическая работаКоррекционно-развивающая работаАналитическая работа тест школьной тревожности Филлипса анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) групповой интеллектуальный тест (ГИТ) работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях Осуществляется психологом совместно с администрацией школы. Комплектование классов происходит особым образом, поэтому и методы работы в пятых классах разные. Они направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренинга (Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс!»), цель которого — адаптация учащихся к условиям средней школы, является примером профилактической работы. Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.нежелания выполнять домашние задания.негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.жалобы на те или иные события, связанные со школой.беспокойный сон.трудности утреннего пробуждения, вялость.постоянные жалобы на плохое самочувствие. основная цель программы — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьнойтревожности;формирование устойчивой учебной мотивации детей;создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единыхобоснованных требований;повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;освоение детьми школьных правил;выработка норм и правил жизни класса;формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;развитие социальных и коммупикатипмых умений, не­обходимых для установлении межличностных отноше­ний друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. На первом этапе работы основное внимание уделяется нормированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношения педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, мы создаем условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы. снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам. Ролевые игры Дискуссии Рисуночная арт-терапия Моделирование образцов поведения Метафорические истории и притчи Принцип добровольного участия в работе группы (касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом)Принцип обратной связи (создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее). Принцип самопознания (предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности). Принцип равноправного участия (необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях)Принцип психологической безопасности (упражнения не должны пугать и настораживать детей). Ритуал приветствия Разминка Обсуждение домашнего заданияОсновная часть занятия (психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренингаОбсуждение итогов занятия, или рефлексия Ритуал прощания 12-14 занятий по 2 академических часа желательно встречаться 2 раза в недели (цикл занятий завершится к концу 1 четверти)если занятия поводить 1 раз в неделю, работа по программе займет первое полугодие численность группы не должна превышать 15 человек Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого – педагогические показатели деятельсти школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004.Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: Издательский центр «Академия», 2003.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт – М», 2001.Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008.Школьный психолог//Новичок в средней школе. - №9, 2004.Школьный психолог//Пятиклассники. - №12, 2002.Школьный психолог//Учебные трудности пятиклассников. - №13, 2002. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!