«К вопросу об исполительских умениях и навыках в концертмейстерском классе»


Р.С.Хамитова«К вопросу об исполительских умениях и навыках
в концертмейстерском классе»
Е.М.Шендерович в своей книге «В концертмейстерском классе. Размышления педагога» говорит о том, что «... необходим идеальный ансамбль певца и пианиста, при котором вокальный и инструментальный планы приходят к единству». Эти слова можно отнести и к ансамблю дирижера или инструменталиста и концертмейстера, а, точнее, хора или инструментального коллектива и концертмейстера, ансамбль между которыми создает дирижер своими жестами или ведущий инструменталист. Эмоциональность исполнения концертмейстера, как и в концертных выступлениях, так и в повседневной учебной работе, очень важна. Прежде всего, он должен быть исполнителем¬-художником. Профессия концертмейстера немыслима также без владения навыками чтения с листа и транспонирования. Однако и этого недостаточно. Для создания психологически комфортной обстановки в творческом процессе, требуются знания из области музыкальной психологии и педагогики. Это обеспечивает положительный результат в межличностных отношениях с партнерами, что ведет к слаженности в ансамбле. Динамичную основу профессиональной мобильности концертмейстера составляет комплекс исполнительских умений и навыков. Согласованные действия, такие как, умение выстраивать в ансамбле общий исполнительский план, добиваясь единства темпа, артикуляции и фразировки, штрихов, нюансировки, звукового и динамического баланса, ведут к достижению музыкально-исполнительского единства, создание высокохудожественного ансамбля. Все это вполне выполнимо и, в конечном итоге, напрямую соотносится с уровнем мобильности исполнителя.
Концертмейстеру необходимо иметь в своем профессиональном арсенале обширный ансамблевый репертуар. Это расширяет общий музыкальный кругозор пианиста, и дает возможность оптимизировать репетиционный процесс. В ряду необходимых концертмейстеру навыков исследователи и музыканты-практики особо выделяют навык быстрой ориентации в нотном тексте [1; 2]. Он предполагает способность быстро охватывать, воспринимать и анализировать все стороны исполняемого сочинения, оперативно выстраивать свой исполнительский план в соотношении с партией солиста, качественно играть с листа незнакомое произведение, оставаясь при этом удобным партнером. Навык быстрой ориентации в нотном тексте позволяет концертмейстеру быть готовым выйти на концертную эстраду, и в сжатые сроки готовить новые концертные программы.
Имея крепкие профессиональные знания, исполнительские умения и навыки формирование профессиональной мобильности концертмейстера невозможно без развития особых личностно-психологических качеств музыканта. В научных и методических работах, посвященных проблемам ансамблевого исполнительства и концертмейстерского мастерства, крайне важна необходимость формирования особой чуткости, гибкости, пластичности музыканта-концертмейстера, проявляющихся в желании и умении согласовывать свои действия с действиями партнера, понимать и принимать его индивидуальную манеру и интерпретацию. Известный музыкант-психолог А.Л. Готсдинер подчеркивал, что «психологическим качеством, составляющим необходимое условие ансамблевой игры, является конформность - уступчивость, податливость индивида по отношению к мнению или сложившимся требованиям групп…Оно заключается в психологической готовности и желании приспособить свое исполнение к игре партнера» [3, с. 129]. Музыкант-концертмейстер должен быть гибким и корректным в отношении к партнеру, предвидеть его намерения, пойти за ним, а в определенный момент взять инициативу в свои руки, с наименьшими психологическими затратами и при минимальном количестве репетиций вырабатывать общую исполнительскую концепцию, таким образом прийти к общей слаженности ансамбля. В профессиональной мобильности концертмейстера, присутствуют такие волевые качества личности, как инициативность и ответственность. Инициативность – это самостоятельность музыканта, независимость, решительность, непоколебимость и находчивость. Инициативность для концертмейстера необходима для осуществления педагогических функций, как руководителя и при необходимости быстро организованность репетиционный процесс сплочения коллектива музыкантов. Таким образом, уровень ответственности у музыканта-концертмейстера гораздо выше, чем у солиста, так как он отвечает за качество ансамбля в целом. Степень ответственности концертмейстера возрастает при выступлениях с начинающими музыкантами, которые еще не умеют владеть собой на сцене, часто теряются. Здесь концертмейстер ведет за собой солиста и весь исполнительский процесс.
Профессиональная деятельность музыканта-концертмейстера – это сотрудничество с коллегами-музыкантами, со студентами и преподавателями. Репетиционная и исполнительская деятельность концертмейстера предполагает способность и готовность к взаимодействию в социуме, а потому предъявляет высокие требования к социально коммуникативным качествам личности. Эффективность деятельности концертмейстера во многом зависит от его коммуникабельности и направленности на партнера, это позволяет быстро устанавливать контакт с партнерами-музыкантами, находить взаимопонимание в творческом коллективе, добиваться слаженности исполнительских действий. Работа музыканта-концертмейстера во многом зависит от уровня владения им средствами вербальной и невербальной коммуникации. Концертмейстеру необходимо обговаривать с исполнителями план совместной интерпретации. Это позволяет концертмейстеру четко формулировать и ясно выражать свои мысли, предлагать свою исполнительскую концепцию и пути ее воплощения, создавать доверительную, творческую атмосферу, комфортные условия для общения. Средства невербальной коммуникации помогают партнерам обмениваться информацией через изменение выражения лица, жесты, движение глаз и т.д. Это дает возможность концертмейстеру едва уловимым жестом или движением головы показать вступление солисту, взглядом успокоить его волнение и ободрить, установить эмоциональный контакт. В нестандартной сценической ситуации это позволяет оперативно отреагировать, прийти на помощь солисту, «спасая» исполнительский процесс.
Деятельность музыканта-концертмейстера связана с постоянными перемещениями в социально культурной среде. Она предполагает гастрольные поездки, выступления на всевозможных конкурсах и фестивалях не только в своей стране, но и за рубежом. Такие динамичные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность, требуют от концертмейстера приспособляемости к условиям среды, высокой адаптивности. Это, в первую очередь, способность быстро приспособиться к акустике нового концертного зала, к новому для себя инструменту, незнакомой аудитории слушателей. Высокий уровень адаптивности концертмейстера позволяет безболезненно приспосабливаться к психологической атмосфере нового коллектива, наиболее полно реализовывать имеющиеся профессиональные ресурсы в постоянно меняющихся условиях деятельности. Интенсивность и скорость процессов социально-профессиональной адаптации музыканта-концертмейстера является одним из показателей его мобильности. Подводя итоги выше сказанного, профессиональная мобильность концертмейстера предстает как интегральная характеристика личности, включающая комплекс когнитивно-деятельностных, личностно психологических и социально коммуникативных компонентов, существующих в неразрывном единстве и обеспечивающих эффективность исполнительской деятельности в различных условиях профессионального контекста. Из этого следует, что мобильность является важнейшей характеристикой профессионального мастерства музыканта-концертмейстера, который конкурентоспособен и востребован.
Библиографический список
Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.
Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.
Бутова И.А Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже :дисс. к.п.н . 13.00.02,Екатеринбург 2011.