Кружок Волшебный крестик 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
 
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель
________/Ерёменко В.Д/
Протокол № _____
от «___»_________20____г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
«___»_______20___г.
_____/Хализева И. Н./
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № _____
от «____»______20____г. Утверждено и введено в действие
Приказ № ______
от «___»__________20___г.
Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области
___________/Жарких М.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Волшебный крестик»
2 класс
Срок реализации 1 года
(на 2016 – 2017 учебный год)
Сухойванова Г. С.
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
п. Колонтаевка
2016г
Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».
Предпосылкой для создания Курса по вышиванию стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир.
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Цель кружка:
Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.
Задачи:
совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
совершенствовать эстетический вкус детей;
развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Возраст обучающихся: младший школьный возраст (7 – 8 лет)
Общая характеристика курса
День занятия руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 45 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Режим занятий: расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Каждое занятие длится 45 минут.
Планируемые результаты изучения кружка
В результате прохождения программы кружка предполагается достичь следующих результатов:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы;
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Предметные:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
-завязывать узелок;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
Содержание программы кружка
Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. (1 час) Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности.
Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. (1 час) Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.
История вышивки. (1 час) Типы вышивки. Узоры в русской вышивке.
Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок. (3 часа)
Зарисовка простейших стежков.
Вдевание нитки в иголку.
Правила закрепления нити на канве.
Практическая работа: выполнение простейших стежков на канве.
Знакомство с компьютерной программой Patter maker for cross ctich. (1 час) (Техника безопасности при работе с на компьютере. Создание проекта будущей вышивки.)
Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. (1 час) Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.
Вышивка по выбранным схемам. (14 часов) Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.
Оформление готовых работ. (1 час) Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.
Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн". (9 часов) Начало работы. Работа со схемой. Толщина нити.
Практическая работа: вышивание бабочки "блэкворк" по схеме.
Оформление готовых работ. (2 часа) 
Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.
Формы и методы работы: занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа.
Тематический план кружка
(1 час в неделю, 34 часа)
№ п\п Тема
Количество часов Дата проведения
план. факт.
1 Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. 1 2 Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. 1 3 История вышивки. 1 4 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок. 1 5 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок. 1 6 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок. 1 7 Знакомство с компьютерной программой Patter maker for cross ctich. 1 8 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. 1 9 Вышивка по выбранным схемам.
1 10 Вышивка по выбранным схемам.
1 11 Вышивка по выбранным схемам.
1 12 Вышивка по выбранным схемам.
1 13 Вышивка по выбранным схемам.
1 14 Вышивка по выбранным схемам.
1 15 Вышивка по выбранным схемам.
1 16 Вышивка по выбранным схемам.
1 17 Вышивка по выбранным схемам.
1 18 Вышивка по выбранным схемам.
1 19 Вышивка по выбранным схемам. 1 20 Вышивка по выбранным схемам.
1 21 Вышивка по выбранным схемам.
1 22 Вышивка по выбранным схемам.
1 23 Оформление готовых работ 1 24 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн". 1 25 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 26 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 27 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 28 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 29 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 30 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 31 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 32 Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".
1 33 Оформление готовых работ.
1 34 Оформление готовых работ.
Выставка работ. 1