Презентация Задержка психического развития и её варианты


Задержка психического развития и её варианты. Дефицитарность психических процессов у детей с ЗПР Зологина М.Г., учитель-дефектолог ОБОУ ЦДО «Новые технологии» Задержка психического развития(сокр. ЗПР) ― нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Отграничение ЗПР от сходных состояний Причины ЗПР Эндогенные (внутренние)-генетические факторы,-тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, -токсикозыбеременности, -хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, -травмы во время беременности и т.д. Экзогенные (внешние)-травмы при родах, -тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте,-недостатки питания и хронические соматические заболевания,-травмы мозга в ранний период жизни ребенка,-тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера и т.д. Классификация детей с ЗПР (К.С. Лебединская) ЗПР конституционального генеза (гармонический психический и психофизический инфантилизм)ЗПР соматогенного генезаЗПР психогенного генезаЗПР церебрально-органического генеза (органический инфантилизм) ЗПР конституционального генеза Гармонический инфантилизм ― это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое ― наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом.Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты. ЗПР соматогенного генеза Связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек также часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. ЗПР психогенного генеза Связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия ― безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. ЗПР церебрально-органическогогенеза Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом-это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Кубики Кооса Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет. Однако при усложнении сюжета: необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкую концентрацию, трудности переключения.Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Характерным признаком ЗПР являются отклонения в развитии памяти.Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности.У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.Также для них характерно отставание в становлении речи и слабая эмоциональная неустойчивость. Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!