Подгрупповое занятие с учащимся с задержкой психического развития психогенного происхождения


Подгрупповое занятие с учащимся с задержкой психического развития психогенного происхождения
Тема: Звукобуквенный анализ слов. «Путешествие в страну Звукографию»
Цель: Закрепить знания детей о звуках речи родного языка. Совершенствовать умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов со стечением гласных звуков, составлять схему предложения, определять количество, последовательность и место слов в предложении. Развивать произвольное и слуховое внимание фонематическое восприятие, аналитико-синтетическую деятельность ребёнка. Воспитывать самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма.
Оборудование: макет страны «Звукографии», буквы, фишки, предметные картинки, «звуковые дорожки», д/и «Домики», мяч.Ход занятия:
Учитель-дефект.Учитель-дефектолог
1.Организационный
момент занятия
2.Игра на развитие произвольного и слухового внимания «Сколько звуков услышали?»
3.Игра «Будь внимателен». Развитие произвольного внимания, речеслухо-вой памяти
4.Игра с мячом «Узнай слово» Развитие аналитико-синтетической деятельности
5.Игра «Домики»
6.Игра с буквами
Физминутка7.Проведение звукобуквенного анализа слова «Паук»
8.Игра «Бабочки»
9.Рефлексия
10.Подведение итога занятия Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в чудесную страну Звукографию. В ней живут разные звуки и буквы. Какие вы знаете звуки ? (гласные, твёрдые и мягкие согласные) Назовите гласные звуки (твёрдые , мягкие согласные) Назовите и покажите гласные, которые соединяются только с твёрдыми согласными (а,о,у,э,ы) Какие гласные остались? (я,е,ё,ю,и). С какими согласными звуками соединяются эти гласные? ( с мягкими согласными.) Молодцы! Сейчас мы смело можем шагать в волшебную страну Звукографию. Но чтобы в неё попасть мы должны пройти по звуковым мостикам (дети пальчиком перебирают цветную дорожку, называя звуки соответственно цветовым символам , обозначающим гласные, твёрдые или мягкие согласные
Страна «Звукография» попала в беду! Напал на неё злой паук Буквоед, опутал своей крепкой паутиной буквы и звуки и не выпускает их на свободу.
А паук то хохочет,
Сказочный город разрушить он хочет, паутиной своей оплести, Чтобы буквы уйти не смогли.
Чтобы дети безграмотны были, ни читать , ни писать не умели,
А только б плакали да болели.
Ребята, разве мы можем допустить, чтобы погиб такой замечательный город звуков и букв? Давайте поможем жителям города освободиться от коварного паука. Паук очень хитрый и злой, просто так он город не освободит. Паук боится только знаний. Мы же с вами уже много знаем и умеем, и поэтому нам злой паук не страшен. Тогда вперёд!
Дефектолог называет звуки и открытые слоги. Если дети слышат один звук- поднимают одну руку, если слышат слог-поднимают две руки, называя звуки , составляющие слог. Дети , выполняя задание, «освобождают» букву «С».
Дефектолог называет фонемный ряд из 2-3 гласных звуков, дети запоминают его и воспроизводят в обратном порядке. Пример: АУИ-ИУА, ОЭУ-УЭО и т.п. («освобождается» буква «П»)
Дефектолог называет слова по звукам, дети называют его целиком.
Пример: Л-У-Н-А= луна, У-Т-К-А=утка.
У каждого ребёнка на парте лежит перевёрнутая предметная картинка. Ребёнок по звукам называет объект, изображённый на картинке. Остальные дети должны догадаться, что изображено на карточке. По предметным картинкам дети составляют предложение и его схему, определяя количество и порядок слов в нём. («освобождается» буква «А»)
Дети должны помочь картинкам найти свои «домики» Картинки подбираются попарно по признаку рифмы: котёнок-зайчонок, грибочек-цветочек. («освобождается» буква «С»)
Дети выкладывают слог «ЛО», подбирая слова с данным слогом: ложка, локоть, болото, колокол, определяя его порядковый номер в слове. Затем выкладывается слог «ЛЁ» (проводится аналогичная работа: лёд, Лёша, пелёнка..) («освобождается» буква «И»)Игра «Паутинка»
-Сколько звуков в слове «Паук»
-Назовите первый звук, последний звук, второй звук.
-Сколько слогов в слове «паук»? Почему? (два гласных звука «А.У»)-Если из слова «паук» убрать гласные звуки и первый звук, какой звук останется? («К»)
-Звук «К» твёрдый или мягкий? Измените слово «паук» так, чтобы согласный звук «К» стал мягким. (пауки) («освобождается» буква «Б»)
Дети выбирают бабочки, на которых изображены картинки со звуком «К» (зонтик, кот бабочка), определяя местоположение указанного звука.
-Какое слово самое длинное? (бабочка) Почему? (три слога)
-Какое слово самое короткое? (кот) Почему? (один слог)
-Измените слова «рыба, самолёт» так, чтобы в их названии появился звук «К» (рыбка, самолётик) («освобождается» буква «О»)-Ребята, прочитайте, какое слово у нас получилось.
Дети читают слово из «освобождённых» букв. («СПАСИБО»)
«Спасибо» вам говорят звуки и буквы, живущие в стране Звукографии. Они благодарят вас за то, что вы освободили их страну от злого паука – Буквоеда. Вспомните, какие приключения у вас были в стране Звукографии. Что вам больше всего понравилось?