Текст к презентации Активизация познавательной активности обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку

Презентация опыта работы по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка»
1 слайд: Добрый день! Я, Ирина Евгеньевна Быкова.
Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому.

2 слайд: Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, гарантированного Конституцией Российской Федерации и закреплённого в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. 
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в соответствии с международными нормами, закреплёнными в подписанной РФ Конвенции ООН о правах инвалидов, особые образовательные потребности рассматриваются не с позиции приспособления детей с ОВЗ к жизни общества, а как необходимость устройства жизни с учётом потребностей и особенностей этих учащихся: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья».
В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея, ориентированная на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности.
Однако ведущим в структуре дефекта у обучающихся с задержкой психического развития является именно нарушение познавательной деятельности, в связи с этим представленная мною тема является актуальной.

3 слайд: В своей педагогической деятельности я опираюсь на теоретические исследования психологов Льва Семеновича Выготского, Марии Михайловны Либлинг, которые помогли внедрить в мою работу различные методы обучения детей с задержкой психического развития.
В педагогической деятельности необходимыми условиями является:
- владение современными методами диагностики и коррекции;
- разработка индивидуальных маршрутов развития (т.к. в классе обучаются дети разные по уровню развития);
- свободное владение компьютерными методами обучения, компьютерными технологиями;
- активное участие в работе методического объединения, педагогических советов школы;
- обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

4 слайд: Именно в начальной школе ребенок получает необходимую базу для дальнейшего полноценного обучения. Важным в работе педагога является не только обучение ребенка предметным знаниям, реализуется и компонент жизненной компетенции, т.е. приобретение ребенком в процессе обучения тех универсальных учебных действий, которые необходимы ему в настоящее время и которые он сможет применить в будущем. Специализация работы с детьми с задержкой психического развития требует особого «проживания» учебного материала, а такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается вся работа педагога.

5 слайд: Особенностью психического развития детей с задержкой развития является недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, характерна низкая познавательная активность. Поэтому в своей педагогической деятельности я акцентирую внимание, в первую очередь, на развитие познавательных способностей детей.

6 слайд: В работе по формированию познавательной деятельности учащихся необходимым является соблюдение следующих условий:
- содержание учебного материала должно использоваться как источник стимуляции познавательных интересов;
- использовать в работе многообразие форм, методов и приемов, разумно внедряя при этом как традиционные так и инновационные формы работы;
-обучать детей различным приемам умственной деятельности исходя из актуального уровня развития детей.

7 слайд: Как считают учёные (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев), развитие личности может происходить только в процессе активной познавательной деятельности ребенка. Развитием личности можно управлять. Средством управления является организация деятельности ребенка взрослыми (учителями, родителями).

8 слайд: Любой ребенок способен к обучению, если использовать адекватные формы и методы работы применимые к его уровню развития. В своей работе я опираюсь на положительные качества личности учащегося, т. е. работаю не с диагнозом, а с личностью ребенка.

9 слайд: Существует ряд условий, при соблюдении которых активизация познавательной деятельности осуществляется успешно:
- учет психофизических особенностей детей;
- работа в зоне актуального и ближайшего развития;
- использование «адресной» помощи ребенку.

10 слайд: На слайде представлены основные средства и приемы активизации познавательной деятельности учащихся: игротерапия, холдинг-терапия (удерживание), релаксация, сенсорная «подпитка», разминки, использование достаточно большого количества наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, использование рассказа по рисунку, опорным словам, схемам; использование ИКТ и т.д.

11 слайд: В своей работе с детьми с задержкой психического развития я также использую индивидуализацию формы выполнения заданий.

12-13 слайд: Развитие способности устанавливать верно причинно-следственные связи – одна из основных задач при работе с детьми с задержкой психического развития. Для этого я использую следующие упражнения:
- Продолжи фразу.
- Придумай начало фразы.
- «Цепочки почемучки».
- Составление предложений или рассказа по нескольким связным картинкам и т.д.

14 слайд: С целью активизации познавательной активности у детей с задержкой психического развития использую такую форму работы как «Организация выбора» (выбор карточек, партнера, материала и т.д.).

15 слайд: Каждый урок, при работе с детьми данной категории, должен учитывать определенные требования, в ходе которых решается учебная задача, подчиненная общей цели занятия: актуализировать прошлый опыт, ввести в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепить умения на основе применения полученных знаний.

16-19 слайд: Начала свою деятельность по данной проблеме со стартовой диагностики учащихся. Выявляла уровень познавательной активности детей, используя критерии «Уровня познавательной активности» А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой.
Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты и проверочной работы, получила следующие результаты: Андрей имел очень низкий уровень познавательной активности (0-9 – низкий, 10-15 – средний, 16-20 – высокий), Даша – средний.
По результатам данного исследования можем сделать вывод, что уровень познавательной деятельности у Андрея стал немного выше.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование различных форм и методов развития познавательной активности, учет индивидуальных возможностей учащихся с задержкой психического развития является благоприятным условием качественных изменений личности ученика.

20 слайд: Представленный опыт работы может быть использован педагогами начальной школы, чья деятельность направлена на развитие познавательной активности. Не только при работе с детьми с задержкой психического развития, но и с детьми «нормы». Мой опыт работы размещён на сайте «Инфоурок», «Мультиурок».

21 слайд. «...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, - писал В. А. Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».