Конспект урока литературы Г.Тукай Пушкину


Класс: 7
Предмет: Литература
Тема: Г.Тукай. «Пушкину» .Цели и задачи:
Образовательные:
-Показать влияние стихотворений А.С.Пушкина на творчество татарского поэта Г.Тукая.
Воспитательные:
-Воспитание наблюдательности и любознательности, воспитание интереса к творчеству Пушкина и Тукая.
- Духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся
Развивающие:
-Развитие навыков устной речи.
Форма проведения урока: (урок-беседа с элементами дискуссии).
Эпиграф:
Моя душа сходна с твоей, но силы несравнимы.
О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый!
(Г.Тукай)
Ход урока :Активизация учащихся и формулировка цели и задач урока.
Актуализация знаний учащихся.
- Что вы узнали о творчестве Г. Тукая?
-Определите основную мысль поэмы— сказки «Шурале» Г. Тукая
Новый материал
Сообщение учащихся:
1. Место Пушкина в русской литературе.
Пушкин является великим национальным поэтом его творчество с огромной
полнотой, глубиной и художественной силой выразило национальные особенности, наши
широту и могущество духовных сил русского народа. Это прежде всего и составляет
тот вклад, который внес Пушкин в общую сокровищницу мировой культуры. обогатив
её. Подлинно национальный характер творчества Пушкина обусловил его мировое
значение.
В этом отношении место и значение Пушкина в истории мировой литературы
определяется двумя основными моментами. Пушкин - родоначальник самого
передового для своего времени русского критического реализма, явившегося
результатом глубокой связи передовой русской литературы с народом., с его
освободительной борьбой. «Евгений Онегин» - что первый образец
действительно реалистического романа в ХIX веке. В «Борисе Годунове»
Пушкин создал подлинно реалистическую и народную трагедию, впервые
показав народ как движущую силу истории. «Капитанская почка» — первый
реалистический исторический роман, новый этап в развитии этого жанра.
Основой, на которой вырос реализм Пушкина, была связь творчества великого поэта с освободительным движением народа. Подлинный релизм, огромное идейное богатство, народность. высокая человечность и совершенная художественная форма— вот тот ценный вклад, который внес Пушкин в сокровищницу передовой мировой литературы.
2. Две звезды и два поэта- Пушкин и Тукай.
Пушкин… Тукай… Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений. Пройдут годы, и к ним будут возвращаться все чаще и чаще. Почему? Потому что и Пушкин и Тукай отражают национальный дух своего народа. Это национальное заключено в глубоком понимании и раскрытии чувств, желаний, дум народа. "Как молния сверкать во тьме, и путь указывать заблудшим”. Великий татарский поэт Габдулла Тукай хорошо знал русскую классику, много сил отдал переводам русской литературы на татарский язык. В своих переводах. он донес до читателя мятежные стихи М. Ю. Лермонтова. поэзию А. Н. Майкова. Н.С. Никитина, великие творения Л.Н. Толстого. Художественным авторитетом для него был А. С. Пушкин.
Тукай считал себя учеником Пушкина. Он первым из поэтов Востока продолжил его реалистическую традицию. Пушкин был для него не просто наставником, но и в его отношении к русскому поэту мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственную только натурам поэтическим. Пушкинские темы и образы в творчестве Тукая, как мы видим, занимают весьма большое место. Пушкин входил во всю творческую деятельность татарского поэта органически. глубоко и целостно, как его друг и учитель.
Учитель читает стихотворение Г. Тукая «Пушкину»
Перевод С. Ботвинника
Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый!
Всегда душе моей близки твоей души порывы
Деревья, камни - все вокруг тебя услышав, пляшет.
Коснется слуха звонкий стих - на сердце радость ляжет.
Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья.
Бог столько сил в тебя вложил, исполнил вдохновенья!
Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в нее вселяешь,
Как солнце - мир, - так душу ты стихами озаряешь!
Я наизусть твердить токов твои произведенья,
Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их цветенье.
От деревца до деревца я теми брел садами
И восхищался без конца твоими соловьями
Душе ты - радость, взору - свет, так будь в веках прославлен,
Пусть будет памятник, поэт, тебе в сердцах поставлен!
Идти повсюду за тобой - мой долг, мое стремленье,
А то, что ты веры ты другой, имеет ли значенье?
Моя душа близка твоей, но так различны силы!
О если бы такой талант судьба мне подарила!
Ученик:
В дальнейшем Тукай не расставался с Пушкиным во все годы своей жизни. Интерес
к Пушкину не только не ослабевал, но с течением времени углублялся и расширялся, причем
в весьма определённом направлении. Если раннее стихотворение Тукая "Пушкину" (1906 г.)
свидетельствует о восхищении татарского поэта поэзией Пушкина ,то одно из последних
-"Ответ" (1911 г.) является доказательством того, что Тукай уже активно защищает авторитет
творчества великого русского поэта. В стихотворении "Пушкину" Тукай писал:Пушкин, ты сердца пленил стихом цветущим, молодым.
Мой порыв, мои стремленья с детских лет сродни твоим.
В каждой строчке. в каждом звуке - юность, радость разлиты
Ты, как солнце, светел Пушкин, и, как мир, огромен ты!..
Я стихи твои и прозу, как святыню, берегу.
И тебе, моей святыне, не молиться не смогу!
Я б хотел с тобой сравняться, - только недостанет сил.
Солнечным стихом навеки ты сердца людей пленил!
Стихотворение ясно выражает мысль Тукая о Пушкине. русский поэт велик, огромен, светел,
могуч, это - горная вершина, до которой подняться очень трудно.
\/. Чтение стихотворения «Пушкин» Г.Тукая .1.Через всю свою короткую жизнь ион пронес благоговейную любовь к символу русской
поэзии – А. С. Пушкину.Впервые приехав из Уральска в Казань - в город, который он считал
маяком просвещения и искусства, в руках у него была всего одна корзинка. В ней кроме
самых необходимых вещей лежал его любимый томик Пушкина.
Моя душа сходна с тобой, о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый во вселенной !(…)
Я мудрость книг твоих постих, познал источник сил я,
Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я(…)
Стихии повести твои влекут меня сверкая.
Мне дела нет, что у тебя религия другая.
Моя душа сходна с твоей, но силы несравнимы.
О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый
Эти строки в 1906 году Габдулла Тукай написал в стихотворении «Пушкину».
2.Давайте послушаем стихотворение. обратите внимание на непонятные слова, интонацию
стихотворения ( аудиозапись)
3. А сейчас вы прочитайте, постарайтесь понять основную мысль, определить тему
стихотворения.
4. Беседа:
— В стихотворении автор говорит:
«Моя душа сходна с тобою„ но силы не сравнимы
О как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый?»
-Что эти строки говорят об отношении Гукая к Пушкину ?-В чем Тукай видит притягательность поэзии русского поэта?
-Найдите в стихотворении строки, которые рассказывают взгляды Тукая на поэта и
поэзию.
- С каким произведением Пушкина созвучна тукаевская строка «Да, памятник ты
заслужил— живой и нерукотворный!?»
- Обратите внимание на то, что первая и последняя строфы стихотворения
перекликаются. Как называется такой прием\?
-Какова основная мысль стихотворения?
5. Работа над средствами выразительности.
VI. Подведение итогов урока;
-Понравилось ли вам творчество Г.Тукая?
-Почему называют Г.Тукая Пушкиным татарской поэзии?
VI. Домашнее задание :1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Попробовать перевести последние строки стихотворения.