Конспект урока окружающий мир по теме Где зимуют птицы?









Конспект урока окружающий мир
1 класс
по теме «Где зимуют птицы?»



Учитель начальных классов: Хомич И.В.









МБОУ «Новоселовская школа»

Тема урока: «Где зимуют птицы?».

Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе ; методах работы орнитологов;
развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к птицам.

Оборудование: таблицы с названием групп птиц (зимующие, осёдлые, кочующие, пере- лётные); фотографии синицы, скворца, воробья, ласточки, цапли, снегиря; ; презентация «Где зимуют птицы?».


Ход урока.

1. Организация начала занятия.
2. Вводное слово учителя.
 Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... ? ( птица)

        Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов.
        Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные.
        И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы

3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель загадывает загадки: (картинки птиц)
1.В деревне есть часы такие,               2.Мальчишка в сером армячишке
   Не мертвые, а живые                            По дворам шныряет,
   Ходят без завода,                                  Крохи подбирает.
   Они птичьего рода.  (Петух.)                                                            (Воробей.)
3.Красные лапки,
   Длинная шея,
   Щиплет за пятки,
   Беги без оглядки.   (Гусь.)


-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?
Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.)
- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.
- Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются?
- В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, обитающих в России
4. Работа в парах. Задание «Мозаика».
- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображения птиц, отгадать их названия.
( синица, скворец; : воробей, ласточка; снегирь)


Учащиеся называют, а учитель прикрепляет фотографии этих птиц на доске.
5. Введение в тему. Постановка учебных задач.
- Посмотрите, сколько разных птиц.

Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору? Почему?
- Сегодня поговорим о том, где и как зимуют птицы?
6. Работа над новым материалом.
6.1. Знакомство с осёдлыми птицами
-Отгадайте загадки:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей).

Трещала с самого утра
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись(дятел).
-Что объединяет этих птиц? (Не улетают на зиму в тёплые края. Это зимующие птицы.)
-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.
-Я покажу фотографии ещё осёдлых птиц, а вы расскажите, что знаете о их жизни.
Синица.
-Назвали её так за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.

Поползень.
-Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.

Воробьи  Воробей узнаваем по внешнему виду и за его характерное чириканье. Цвет оперения в верхней части коричнево-бурый с вкраплением черных перьев. На голове возле ушей и брюшко светло-серого оттенка. У воробьев маленький короткий хвост и достаточно мощный клюв. ведут оседлый образ жизни, выбрав территорию, гнездятся. Выращенное потомство остается рядом с родителями, таким образом воробьи образуют большие стаи. Этому способствует высокая плодовитость воробья, обилие корма благодаря близости человеческих поселений.


7. Физкультминутка.

8. Работа над новым материалом (продолжение).
8.1. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.
- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.
- Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.
Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.

Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.
Наконец-то свиристели
За окном засвиристели.
Через бури и метели
Прилетели! Прилетели!
И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.
Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод.
8.2. Знакомство с перелётными птицами.
- Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима?
-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
-Верно, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.

1.Угадайте, что за птичка- 2.Кто без нот и без свирели
Темненькая невеличка Лучше всех выводит трели,
Беленькая с живота, Голосистее, нежней?
Хвост раздвинут в два хвоста. Кто же это?
(Ласточка.) (Соловей.)
3.Нам в хозяйстве помогает 4.Встали бра на ходули,
И охотно заселяет Ищут корма по пути.
Деревянный свой дворец На бегу ли, на ходу ли
Темно- розовый Им с ходулей не сойти.
(Скворец.) (Журавли.)
5.Что за весенняя черная птица 6.Еще в низинах снег и лед,
Любит за плугом ходить и кормиться? Но небеса весенние,
Что за весенняя черная птица И он летает и поет,
Прямо на трактор чуть не садится? Блистая оперением.
(Грач.) Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянуться растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)
Птицы- непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой- нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы!
-Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут!
. Работа по учебнику с. 77. - Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают в тёплые края?
-Что помогает птицам определить, что пора улетать? (Долгота дня).
-Посмотрите фотографии перелётных птиц: грач, аист, кукушка, дрозд, утки, гуси.
12. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 76.
- Каких ещё перелётных птиц можете назвать?
(Скворец, соловей, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль.)
13.Рассказ учителя.

- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

15. Рассказ учителя. Работа с картой полушарий.
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке.

А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице.
На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.
Некоторые птицы летят днем(ласточки , дрозды , журавли, стрижи , аисты)


Некоторые летят ночью(мухоловки, трясогузки, славки)
Многие летят по одному (удод, кукушка, зарянка , вертищейка)
Многие стаями ( гуси,утки)

16. Беседа-вывод.

- Почему птицы улетают в тёплые края?
- А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются?
- А какая птица первой прилетает на родину?(грач)
- Недаром, писатель Николай Сладков говорил, что грачи на своих крыльях весну приносят.

19. Закрепление.
- Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых, кочующих.
- Каких птиц называем перелётными?
19.2. Игра «Третий лишний».
- Ребята, а как же помочь птица зимой ?
стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
1.Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!
3.Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

20. Итог урока.
-Спасибо за работу!
- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.













13PAGE 15


13PAGE 14315




Рисунок 05 (1)Рисунок 15 (1).jpgimg3 (1)15