Урок литературы по рассказу Л.Андреева Кусака


(Цели, задачи, тип урока, методы и приёмы, технологии, УМК , средства обучения перечислены в технологической карте)
Развёрнутый конспект урока литературы в 7 классе по ФГОС
«Л.Андреев. Рассказ «Кусака».
Ход урока
… ты всегда в ответе за тех, кого приручил…
А.де Сент-Экзюпери
…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…
Л.Андреев
I. Организационный момент.
Учитель читает эпиграфы и просит ребят подумать, о чём пойдёт речь на уроке.
- Знакомы вам слова первого эпиграфа? О какой ответственности говорит французский писатель А.де Экзюпери?
-Как можно понять слова Л.Андреева о своём произведении ? Попробуйте определить, какова тема нашего урока, на какие вопросы мы сегодня попробуем ответить?
Учитель корректирует ответы учащихся. В тетради записываются эпиграфы , тема урока.
II.Активизация познавательной деятельности.
Приём «толстых вопросов»
-Дома вы прочитали статью К.Чуковского «Люди и книги» и рассказ «Кусака».
-Как бы вы нарисовали словесный портрет Л.Андреева, опираясь на воспоминания К.Чуковского?
-Какие особенности писательского труда сообщил нам К.Чуковский?
-Назовите другие рассказы о четвероногих друзьях человека.
III. Основной этап.
1.Работа с текстом.
Беседа. Приём «толстые» вопросы.
-Обратимся к рассказу Л.Андреева «Кусака».
-Расскажите о жизни собаки до встречи с дачниками, опираясь на текст.
-Люди приютили собаку, так ли это? Что означает слово «приютить»? Сравните его со словом приютиться. Какое слово больше подходит к рассказу, докажите словами текста. («Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку…»)
-Докажите или опровергните утверждение, что ничего не мешало Лёле взять собаку с собой.
-Какой момент в рассказе подтверждает, что Лёля неискренне опечалилась? («…только на вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой»)
2.Работа с иллюстрациями.
-Расставьте иллюстрации по порядку, найдите отрывки-подписи к иллюстрациям.
-Как художник изобразил героев рассказа, на какие детали можно обратить внимание?
3.Индивидуальная работа по вариантам (самостоятельная работа)
Приём двойной дневник.
1 вариант.
-Выберите и выпишите из текста цитаты, в которых автор говорит о том, что:
а) собака была бездомной;
б) собака одичала;
в) с Кусакой произошли и внешние , и внутренние перемены;
г) собака боялась снова быть бездомной.
Во 2-й колонке запишите свой краткий комментарий к цитатам.


Пример заполнения двойного дневника
1 вариант
Цитата Комментарии
«Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени…» У собаки не было даже имени, в начале рассказа употребляется местоимение «она».
«С тех пор собака не доверяла людям,…а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить…» После встречи с мужиком-пропойцей, который обманул надежды собаки на ласку, она совсем одичала.
«Всею своей собачьей душою расцвела Кусака»
«…она ела очень мало, но и это малое изменило её до неузнаваемости…» С приездом дачников жизнь Кусаки изменилась, она почувствовала себя нужной людям.
«Кусака долго металась по следам уехавших людей,…Там она проделала ещё одну новую штуку, которой никто, однако, не видал…» Страх, оказаться опять одной, толкает Кусаку на отчаянные поступки.

2 вариант
-Проследите за описанием природы, как описание природы перекликается с описанием Кусаки?
-Выберите и выпишите из текста цитаты в 1-ю колонку.
-Во 2-й колонке запишите свой краткий комментарий к цитатам. Найдите в описаниях природы изобразительно-выразительные средства, подчеркните и назовите их.

Пример заполнения двойного дневника
2вариант
Цитата Комментарии
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад» Кусаку окружает одиночество, пустота. Безрадостная жизнь бездомной собаки.
« Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс…» С приходом весны мир вокруг Кусаки оживает, раздаются звуки, дачники обращают внимание на бездомную собаку.
«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать…» Осенью всё замирает и жизнь на дачах. И к Кусаке снова возвращается одиночество.
IV. Афиширование результатов деятельности.
Ученики зачитывают свои записи из двойных дневников. Учитель дополняет, корректирует.
Итоговые вопросы:
-Почему рассказ заканчивается таким предложением: «Собака выла».
-Какое это предложение с точки зрения русского языка? Чего в нём не хватает?
V. Рефлексия.
1.Приём синквейнов.
-Составьте синквейны, выбрав один из вариантов по желанию.

1вариант 2вариант
Кусака Лёля (дачники)
Примеры синквейнов:
Кусака Лёля
1.Бездомная, преданная. 1.Весёлая, беззаботная.
2.Привыкла, просила, выла. 2.Приласкала, забыла.
3.Печальная участь бездомного существа. 3.Девочка неискренне привязалась к собаке.

-Продолжите фразу: «Я сегодня понял, что…», опираясь на тему нашего урока.
2.Обсуждение и выставление отметок.

VI. Дифференцированное домашнее задание.
1.Творческое задание из рубрики учебника. Ч.2 (Индивидуальное)
2.Написать рассказ о животном, используя свой жизненный опыт. (Индивидуальное)
3.Подготовить презентацию «Собака - верный друг и помощник человека». (Групповое)
4.Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста.