Урок литературы по рассказу Л.Андреева Кусака


К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.
( А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо» ).
–  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
- Сегодня мы завершаем изучение рассказа Леонида Николаевича Андреева «Кусака».
3.Беседа по рассказу « Кусака».
Ребята! О чем рассказ «Кусака»?
–  Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Вы согласны со словами автора?
На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?
Словарная работа.
Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.
Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других
Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.
А теперь каждый стол составляет КЛАСТЕР со своим словом! Работаем в группах ПРОВЕРЯЕМ!!!
Анализ рассказа.
V. Анализ произведения
ВЕЕР !- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)
 –  Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?
 -Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? ( Пропойца- мужик).
-Как мужик поступил с Кусакой. Как его поступок повлиял на дальнейшую судьбу собаки? ( Мужик ударил её ногой. С тех пор собака не доверяла людям.) ПРОВЕРЯЕМ!
РАБОТА ПО ВОПРОСАМ!
-Какое основное чувство владело собакой в этот период её одинокой жизни? ( Злоба)
- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? ( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)
- Как изменилась собака с приездом дачников? В чём выражаются эти перемены? (У неё  появилась кличка «Кусака, «Кусачка»).
-Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»?
РАБОТА С ТЕКСТОМ! (зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).
-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)- Как она выражала свою любовь к людям? Что она могла делать?
-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище  не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).Открыли 4 главу.
-4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой художественный приём использует автор и с какой целью? 
( ЭТО олицетворение. Оно усиливает чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).-Кто ещё в рассказе испытывает чувство жалости к Кусаке? 
(Леля, но даже она забыла попрощаться с Кусакой, наверное, её было стыдно перед собакой, всё-таки она девушка воспитанная. Леля произносит слово «жалко», больше в защиту Кусаки она ничего не говорит, хотя собака больше привязана именно к ней. «Леля была готова заплакать, но не заплакала»).-Почему Кусаку не взяли в город?  Работа с текстом! ( Зачитать диалог из рассказа)
- А Кусаку придётся оставить. Бог с ней! Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя.
-Жалко, -повторила Леля, готовая заплакать.
-Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка.
( Причина, по которой Кусаку не взяли в город, была в том, что  она не породистая. В комнате её держать нельзя, а двора у них нет.)– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
 – Как прощается Леля с Кусакой?
 – Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)
 Работа над пятой частью рассказа. Открыли 5 главу!
-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?
  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.
 ЛАЯЛА                      ВЫЛА
«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
МЕНЯЕМСЯ! НОМЕРА!!!!
1 – Сопоставьте 1 и 5 ГЛАВЫ. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
2----– Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (ГЛАВА 5)
3---Что делала Кусака после отъезда дачников? Зачитайте! О чем говорят действия собаки?
4—Каким из двух выражений, написанных на доске, можно ответить на вопрос: «Что хотел сказать нам Леонид Андреев своим рассказом «Кусака»?»
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.
Вернулись на свои места! Работа в парах!
НА СТОЛАХ У ВАС ЛЕЖИТ ЛИСТ С ДВУМЯ СТИХОТВОРЕНИЯМИ. ВАША ЗАДАЧА---ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ИХ. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС : «Чем отличаются эти два произведения?» Как называется приём??
                                
7.Работа в группах. Написать синквейн на темы: Кусака,  Лёля.

                                Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо
                                                                              самому иметь душу.
Альберт Швейцер (видео)
10. Заключительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное:   нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Мы должны быть добрыми и милосердными.
Д.З! мини-сочинение «Сон Кусаки»
- Почему писатель не даёт собаке никакой клички, а называет её «ОНА»?
 –  Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?
 -Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку?
-Как мужик поступил с Кусакой. Как его поступок повлиял на дальнейшую судьбу собаки?
- Почему писатель не даёт собаке никакой клички, а называет её «ОНА»?
 –  Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?
 -Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку?
-Как мужик поступил с Кусакой. Как его поступок повлиял на дальнейшую судьбу собаки?
МЕНЯЕМСЯ! НОМЕРА!!!!
1 – Сопоставьте 1 и 5 ГЛАВЫ. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? Сделайте вывод!
2----– Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (ГЛАВА 5)
3---Что делала Кусака после отъезда дачников? Зачитайте! О чем говорят действия собаки?
4—Каким из двух выражений, написанных на доске, можно ответить на вопрос: «Что хотел сказать нам Леонид Андреев своим рассказом «Кусака»?»
Асадов Эдуард Аркадьевич – 1923-2004
Стихи о рыжей дворняге Хозяин прогладил рукою Лохматую рыжую спину "Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою, Но все же тебя я покину"Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом Где шумный людской муравейник Вливался в вагоны экспрессаСобака не взвыла ни разу И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскоюСтарик у вокзального входа сказал: "Что, оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы, А то ведь простая дворняга…"В вагонах, забыв передряги Шутили, смеялись, дремали, Тут видно о рыжей дворняге Не думали, не вспоминалиНе ведал хозяин, что следом, По шпалам из сил выбиваясь За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясьСпоткнувшись кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты И выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти открытой. Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело И стукнувшись лбом о перила Собака под мост полетела…Труп волны снесли под коряги… Старик, ты не знаешь природы Ведь может быть тело дворняги, А сердце - чистейшей породы. Барто Агния Львовна – 1906-1981
Уехали Щенка кормили молоком, Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком - Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс. И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано по утру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый день лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нём - Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им на встречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо, Его ласкали малыши, И лаял он от всей души. 
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ
(1871-1919)