Статья Развитие познавательной и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности с помощью ВЫСОКОинтерактивных пособий нового поколения


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов№37
г.Волжского Волгоградской области»
Статья «Развитие познавательной и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности с помощью ВЫСОКОинтерактивных пособий нового поколения»
Автор: Никифорова Елена Александровна
Учитель начальной школы
МОУ СШ №37 г. Волжского
Статья «Развитие познавательной и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности с помощью ВЫСОКОинтерактивных пособий нового поколения»
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»
В. Г. Белинский
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.
В настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса становится внеурочная деятельность, главной целью которой является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей, содействие в обеспечении достижения планируемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой, а также формирование образовательного пространства, для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля. А поскольку преимущество в школе 21 века отдается электронным образовательным ресурсам, то их применение необходимо и во внеурочной деятельности для повышения эффективности работы. Поэтому я в своей работе широко использую ВЫСОКОинтерактивное пособие «Место для шага вперед», как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Его составление начато в 2016 году издательством «Академкнига».
Интернет-журнал еще не издан, но использовать в работе его можно уже сейчас (бесплатно) по программам «Мы и окружающий мир» и «Музей в твоем классе».
По курсу «Музей в твоем классе» онлайн –журнал представляет возможность работы с электронной картиной. Отдельным направлением работы может стать умение писать сочинение. Данное электронное пособие включает 14 репродукций картин русских художников, которые являются предметом специального внимания. Десять работ служат дополнительными источниками информации. Предложены для работы с картинами и разнообразные интерактивные инструменты, такие как лупа, вертикальная и горизонтальная рамки для выделения нужных фрагментов, круглая рамка для выделения – для более детального просмотра.
А система вопросов и интерактивных заданий позволяет не только научить школьника находить и видеть на картине то, что изображено, но и реконструировать то, что вышло за рамки изображения. Поскольку уровень подготовки школьников очень разный, вопросы и задания даны развернуто и избыточно, что помогает учителю учитывать возраст своих учеников, их возможности, опыт впечатлений и переживаний.
Электронное пособие «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях» содержит пять разделов:
Животные
Человек и животные
Человек – часть природы
Как уберечь себя от беды
В родном краю
Каждый из разделов содержит несколько тем. Так, в первом разделе 8 тем. Учащиеся знакомятся с разнообразием животных: насекомыми, рыбами, земноводными, птицами, зверями и т.д. Помимо богатого красочного иллюстративного материала онлайн – журнал содержит и видеоматериалы к данным темам. Так, например, учащиеся знакомятся с циклом развития лягушки или могут наглядно познакомиться со спасением диких животных в центре реабилитации диких животных в деревне Андрейково Московской области.
В интернет-журнал «Место для шага вперед» входят и интерактивные тесты «Будьте готовы!» - новый проект для взрослых и детей. Он развивает идею двойного тестирования: один тест адресован школьнику, второй (посложнее) – взрослым. Интерактивные тесты можно проецировать на доску, чтобы дети принимали реальное участие в тестировании.
Содержит 4 теста по темам:
1.Подготовка к школе
2.Детский фольклор: игровая природа и древние корни
3.Японский хокку: весь мир в трех строчках
4.Детский фольклор: вторая жизнь в авторских произведениях
Зачем тесты нужны школьникам?
Тесты с возможными вариантами ответов – это самый быстрый и щадящий по отношению к младшим школьникам способ проверки их знаний: ведь ребенку предлагаются уже готовые результаты кем –то проделанной работы, а он должен сделать только прикидку своих рассуждений к этим чужим результатам и выбрать правильный. По сути, школьник должен с чем-то согласиться, а что-то отвергнуть. Кроме этого, тестирование – это тот тип проверки, который все более укореняется в начальной школе, а с приходом электронных учебников делается более востребованным. Не случайно ВПР проводятся в форме тестирования.
Зачем взрослым самим проходить тестирование?
Тесты, которые проходит сам педагог, по сути, те же самые по содержанию, но отличающиеся повышенным уровнем сложности, помогают учителю на собственном опыте почувствовать все трудности ученика. Сама система проверки даст возможность педагогу проследить собственную траекторию поиска правильного ответа. Анализируя собственные ошибки, педагог сумеет скорректировать профиль поиска школьника.
В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка и внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс как средства обогащения творческой деятельности учащихся и самого педагогического процесса.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений, учит находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.