Рабочая программа по внеурочной деятельности Я изучаю родной край.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«31» августа 2016 года



Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
на 2016 – 2017 учебный год

Мысова Марина Валериевна
Ф.И.О. преподавателя
«Я изучаю родной край»
название кружка
3 «Е» класс / 1 час в неделю
Классы / количество часов в неделю
3 класс / 34 часа в год
Классы / количество часов в год























Подольск
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно-нравственного направления
«Я изучаю родной край»

Структура документа
Рабочая программа включает:
краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной программы, общую характеристику курса , ценностные ориентиры содержания данного курса и его место в плане внеурочной деятелности «МОУ Гимназии № 7»;
содержание курса;
планируемые результаты обучения;
учебно-методическое обеспечение;
тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам;
календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам .


Реализация рабочей программы рассчитана на 1 год обучения.

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа кружка «Я изучаю родной край» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
на основе авторской программы курса «Краеведение» Григорьев Д. В., Степанов П. В., приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»
в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.


Обоснование выбора курса

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление.
Программа курса «Я изучаю родной край» направлена на знакомство с родным краем, обобщение и углубление знаний о нём. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностное отношение к своей стране, краю, району, городу; дети научатся работать с различными источниками информации; анализировать, обобщать и представлять готовый продукт деятельности.

Общая характеристика кружка

Курс «Я изучаю родной край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Цели кружка:
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Московской области, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);

Ценностные ориентиры содержания кружка
Программа курса «Я изучаю родной край» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.
Программа интегрированного курса «Я изучаю родной край» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Место кружка в плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 7»
В плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №7» духовно-нравственного направления на кружок «Я изучаю родной край» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа.

Планируемые результаты
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.

включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.


Учебно-методическое обеспечение
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.;
2. Сборник  программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред.
     Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
Д. Д. Панков «Фронтовые дороги Подольска». Очерки по истории Подольского края» (ч. №№ 1, 2), «Земля моя Подольская», «На пути к Берлину», «В моем сердце Отчизна одна»


Тематическое планирование
с характеристикой деятельности
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

3 класс

1
«Горжусь тобой - мой край родной».
12
Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю

2
Подольск – родимая земля.

7
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

3
Народные мастера Подмосковья.
8
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

4
Моя семья.
6
Слушать и понимать речь других людей. 
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.


Резерв
1



Итого:
34





Календарно-тематическое планирование
с характеристикой деятельности детей 3 «Е» класса

П/П
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата




Характеристика деятельности
План
факт


Горжусь тобой – мой край родной
12

Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю



1
Что изучает краеведение.


05.09-09.09


2
Россия Родина моя. Символы государства.


12.09-16.09


3
Символ России – береза.


19.09-23.09


4
Москва – столица России.


26.09-30.09


5
Подмосковье – частица России. Символика края.


03.10-07.10


6
История возникновения города Подольска.


10.10-14.10


7
Территория и географическое положение города.


17.10-21.10


8
Территория и географическое положение города.


24.10-28.10


9
Исторические памятники родного края.


07.11-11.11


10
Конкурс стихов «Моя край родной»


14.11-18.11


11
Художники Подмосковья.


21.11- 25.11


12
Экскурсия в художественный музей.


28.11- 02.12.




Город в котором я живу

7





13
Подольск город воинской славы.

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
05.12-09.12


14
Экскурсия в музей боевой славы.


12.12-16.12


15
Культурное наследие Подольска.


19.12- 23.12


16
Музеи Подольска.


10.01- 13.01


17
Архитектурные памятники Подольска.


16.01- 20.01


18
Подольск – промышленный город.


23.01- 27.01


19
Викторина «Мой город»


30.01- 03.02



Народные мастера
8




20
ДПИ Подмосковья. Глиняная игрушка.

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
06.02-10.02


21
ДПИ Подмосковья. Вышивка.


13.02-17.02


22
ДПИ Подмосковья. Плетение.


20.02-24.02


23
ДПИ Подмосковья. Ткачество.


27.02-03.03


24
Мастера ДПИ Подмосковья.


06.03-10.03


25
Экскурсия в историко - краеведческий музей.


13.03-17.03


26
Земляки, которыми гордится Подольск.


20.03- 24.03


27
Выставка детских поделок.


03.04- 07.04




Моя семья

7
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.



28
Моя семья. Моя родословная.


10.04-14.04


29
Я и моё имя.


17.04- 21.04


30
История моей фамилии.


24.04-28.04


31
Мой дом – моя крепость.


01.05-05.05


32
Герб моей семьи (творческая работа).


08.05-12.05


33
Игра – конкурс «Папа, мама и Я».


15.05-19.05.


34
Резерв


22.05-
26.05



Всего:
34





Рассмотрено на заседании
кафедры начальных классов
протокол № 1
от « 30 » августа 2016 года
Руководитель кафедры ___________
/М.А. Копылова/


Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ О.М.Пискурева /

«30» августа 2016 года










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15