Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письма по теме Буква Н, н, звуки[н] [н] (1 класс)


Интегрированный урок обучения грамоте и письма в 1 классе Тема «Буквы Н, н, звуки [н], [н’]»
Программа УМК «Школа России»
Выполнила: Савельева Светлана Владимировна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 145
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.Учебник «Азбука» в двух частях. Ч.-1. 1 класс. М.: Просвещение, 2011г. с приложением на электронном носителе. Прописи в четырёх частях. Ч.-2. М.: Просвещение, 2011г.

Интеграция предметов: развитие речи, обучение грамоте, музыка, ИЗО.
Цели:
Образовательная: познакомить с сонорными гласными звуками [н], [н’]; учить выделять звуки из слов, давать им характеристику как звукам твёрдым, мягким, звонким; обозначить данные звуки буквами Н, н; учить составлять предложения к предложенным схемам, распространять основу предложения; раскрыть основной приём позиционного чтения; ознакомить с элементами народного эпоса (былины).
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять звуки [н], [н’] из слов и обозначать их буквами; составлять схемы слов, сформируется навык чтения вслух :хором, парами, индивидуально; узнают всё о былинах и имена русских богатырей.
Развивающая: развивать фонематический слух, речь, внимание, память, мышление. Формирование УУД:
личностные УУД: - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
регулятивные УУД
- умение точно выражать свои мысли; - умение определять цель деятельности на уроке; - умение определять успешность своего задания.
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из  иллюстраций; - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме;
3. Воспитывающая:
-воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству, потребность в самостоятельном чтении, чувство патриотизма, любви к Родине; воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1 формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; 2.формирование эмоционально – ценностного  отношения к окружающему миру, к устному народному творчеству.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, различать, обобщать);
формирование умения выстраивать речевые высказывания;
формирование умений работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Буквы Н, н, звуки [н], [н’]».
Оборудование:
проектор, электронный носитель (диск), презентация к уроку (на диске), карточки звуковых схем, «светофорчики», «одежда» для звуков, ребусы, выставка книг по теме «Былины», репродукция В.М. Васнецова «Богатыри», аудиозапись музыкального отрывка (фрагмент симфонии А.П. Бородина «Богатыри».)
Прогнозируемый результат:
1.Сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;
Сформируются начальные формы рефлексии.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент 1. Начинаем урок.     Психологичес-кий настрой.Слова учителя: Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные,Мы - внимательные, мы- старательные, Мы в первом классе учимся- И всё у нас получится!
Улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.    Поздоровайтесь друг с другом. 2.В одной стране жили буквы и звуки. Они очень любили петь.
Давайте пропоём звуки: [а], [о],[у],[и],[ы]
3.Жили они жили и стало им скучно – решили они на мир посмотреть, себя показать и подружиться с другими буквами и звуками. Отправились они в другую страну…
-Хотите узнать в какую страну? Дети здороваются друг с другом и улыбаются
Распевка изученных гласных звуков.
Хотим. Коммуникативные
УУД:
-Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
-Эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству
Личностные УУД:
-Готовность и способность к саморазвитию имотивация к познанию нового.
- Положительное отношение к школе.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1На пути у нас преграда . Чтоб её миновать, Надо ребус разгадать.
Ы И Ы
(см. Приложение )
О А Ы И
(см.Приложение )
2.Прочитайте буквы на первой полоске. Какие звуки они обозначают? Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов – предметов, изображенных на картинках. (Бы-ли-ны) -Что обозначает это слово?(Былины – это русские народные торжественные песни. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.) -Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово. (Бо-га-ты-ри). -Наши гласные буквы встретились с богатырями. -Что это за люди? Кто из вас знает русских богатырей? (Былины повествуют о богатырях, мужественных защитниках Родины. В этих песнях народ прославляет силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.) Услышали наши звуки красивую музыку и решили послушать.
3.Работа с репродукцией картины. Звучит фрагмент симфонии А.П. Бородина «Богатыри». –Кто изображён на картине? Кто знает их имена? (В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец слева- весельчак Алёша Попович. У него не только лук со стрелами, но и гусли, справа – Добрыня Никитич, с мечом в руке. Ответы детей
 
 
Ответы детей
Хоровое произношение
Ответы детей
 
 
Хоровое произноше-ние
Ответы детей
Слушание
Ответы детей
 
Познавательные УУД:                         -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД:
-потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
- Умение слушать собеседника.
-Способность строить понятные для партнера высказывания.
Познавательные УУД:
-Структурирование знаний.
-Анализ объектов с целью выделения признаков.
-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.
Личностные УУД
1.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности
2.Формируем общее представление о моральных нормах поведения.
3.Постановка учебной задачи
-Зачем вышли в дозор богатыри? Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? (Застава богатырей стоит на страже Русской земли.) -Давайте произнесём имя богатыря, который находится справа. -Какие звуки повторяются в имени богатыря? (Добрыня сын Никитич)
-Значит тема нашего урока?
-Какие это звуки?
-Значит, гласные буквы и звуки попали в другую страну - страну согласных букв и звуков. Какие чудеса произошли здесь? Хоровое проговари-вание
[н], [н’]
Буквы Н,н. Звуки [н], [н’]
Согласные
Коммуникативные -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -Отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
Личностные УУД:  ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
-Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.
- Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.
4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
1.Характеристика звуков после слого-звукового анализа слов «сын» и «Добрыня». Произнесите слово сын. –Какой первый звук слышим? В схеме твёрдый звук будем обозначать синим цветом, а мягкий – зелёным. Сы слог-слияние, н-примыкание. Делим слово Добрыня на слоги с помощью кулачка – практически: Доб-ры-ня. Назовите гласные буквы. (составление схемы. См.приложение) -Одинаково ли произносятся эти звуки [н], [н’]?
2.Игра «Живые буквы». К доске вызываются 2 ученика. Один берёт из кассы букв букву н, а другой а. Затем дети сближают карточки, и класс прочитывает на. Вызывается ещё пары детей: но, ны, ну, ни. В каком слоге произносится мягкий согласный [н’]? А в слогах с буквами а,о,у,ы ?
Вывод: при чтении слогов-слияний с буквой н надо смотреть на следующую за согласной гласную букву.
2.Распознавание на слух выделенных звуков.
(учитель произносит слова и спрашивает, в каких словах слышат звуки [н] и [н’]: танк, кони, пулемёт, орден, Зина, Надя. Предлагается самим назвать несколько слов)
2.Артикуляция. -Произнесём звуки [н] [н’] ещё раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. -Можно ли его спеть? -Легко ли проходит воздух?
-Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
-Сравните последние звуки в словах «барабан», «конь» (с.41) Сделайте вывод:
-Давайте наденем наши буквы в красивую одежду. (см.Приложен.) Игра «Наряды»
На столе одежда из разных цветов. Нужно выбрать подходящую.
Игра «Ушки»
Поиграем в игру. Закроем указательными пальцами ушки и произнесём звуки [н] [н’].
- Как мы звуки [н] [н’] произносим: с голосом или без голоса? Правильно, произносим с голосом. Правило: -Согласные звуки, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.
-Сделаем вывод: На доске- работа со схемами: В слове сын один гласный –значит 1 слог.Буква ы обознача-ет твёрдость предшеству-ющего сог. звука, значит [с]-согл. твёрдый, на схеме синим цветом. (кулачок к подбород- ку) о,ы,я. [д] согл.,тв. [б] примык. [р]сог.,тв. [н’]сог.,мяг
Нет
(дети разделились на 2 группы: в одной стороне: на, но, ны, ну, а в другой – ни.)
В слоге с гласной и.
Твёрдый согласный
Нет, его задержива- ет язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.
Согласные
Вывод:
Буквы Н,н обозначают твёрдые и мягкие звуки [н][н’]
Работа детьми у доски.
С голосом.
Вывод:
Согласныйзвонкий, твёрдый и мягкий. Познавательные УУД:                             -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
-Подведение под понятие.
-Построение логической цепи рассуждений.
-Формулирование проблемы.
-Самостоятельное выделение и формулировка темы урока, познавательной цели.
Регулятивные УУД
1.Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника
Познавательные УУД:                           -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания
 -Анализ объектов с целью выделения признаков.
-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Познавательные УУД:                        поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей
Познавательные УУД:
Логические
-Формируем умение в построение логической цепи рассуждений
5.Первичное закрепление во внешней речи.
1.Позиция в слове. -Определим, где спрятался новый звук. Игра«Прятки» Нос, кони, санки, коньки, низко, ночь, пятница, окно, краснота, огоньки.
2.Фантазия. Придумайте свои слова со звуками [н] [н’].
3.Работа со схемами. Учитель показывает карточку со схемой слога-слияния. -Для какого слога эта схема? -Какие две буквы вы возьмёте, чтобы составить этот слог? -Как произносится в нём согласный звук? -Как это обозначили? -Назовите слова, в которых может встретиться слияние ни. Аналогично проводится работа с твёрдым согласным звуком. Работа с элект.прилож.
4.Свободные высказывания по учебнику с.40 -Как вы думаете, кто из богатырей заковал Змея Горыныча? -Этого богатыря можно увидеть на странице 40 учебника. -Что изображено на рисунке?
Ответы детей

Для слога ни, потому что зелёным цветом обозначен мягкий согласный звук. Буквы н и и
Мягко. Гласной буквой и.
Кони, сани, нитки, ученик, книга.
проектор
Никита Кожемяка
Чтение наизусть 1 учеником стихотворения И. Никитина «Русь». Личностные
Смыслообразование
1.Формирование познавательных мотивов – интерес к новому.
2.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «радость в работе».
-Формирование картины мира.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.Знакомство с новыми буквами. На букве Н я, как на лесенке. Сижу и распеваю песенки!
-Написание строчной буквы н. Пишем наклонную черту вниз, возвращаемся по написанному до середины черты, делаем маленькую петельку и ведём ручку вверх до верхней линии. Затем пишем наклонную черту с закруглением внизу. Буквы пишем безотрывно. Работа в прописи: строчная буква н, слоги
Слушание Презента ция Личностные УУД: 
 Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.
- Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.
7.Включение в систему знаний и повторение
8.Рефлексия деятельности (итог урока)
1.Слоговой аукцион. Один ученик прочитывает слог-слияние, а другой должен сказать целое слово, например: на…(-сос, -род,-ша) но…(-чи, жи,-ра, -ты) ни…(-тки,-на,-же,-кто)
2.Игра «Внимание» Сфотографируй лишнюю букву: а, о, н, у, и 3.Распознавание на слух новых звуков. -Послушайте былинный сказ и запомните слова с новыми звуками.
Возьму гусли звонкие, яровчатые. Да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину, стародавнюю, Бывальщину о деяниях Славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, А всем добрым людям – на послушание. -Что необычного было в моём чтении? -Так протяжно читают былины. -Какие слова с новыми буквами запомнили?
Игра «Светофор»
-Произнесём их ещё раз и светофором покажем – твёрдый звук или мягкий?
Какие звуки вы уже изучили?
--На какие группы их можно разделить? -Что можете сказать о букве Н? Какие звуки она обозначает? -Что нового узнали об устном народном творчестве русского народа? -У кого из вас появилось желание читать былины? Какие цели вы ставили? -Вам было легко или были трудности? -Что у вас получилось лучше всего? -Какое задание было самым интересным? -Как бы вы оценили свою работу?
Ваша самооценка совпала с моей.
Ответы детей Коммуникативные УУД:
-умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Смыслообразование
1.Формирование познавательных мотивов – интерес к новому.
2.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «радость в работе».
-Формирование картины мира.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
- Познавательные УУД:
-поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей
рассуждений.
-Структурирование с целью выделения признаков.
-Выбор оснований и критериев для классификации объектов. -Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. -Подведение под понятие. -Построение логической цепи
. Ребусы. Приложение
Ы И Ы


ОАЫИ

2.Схемы слов: Сын и Добрыня
Список использованных источников и литературы
1.Вавилова Г.Н. Новые методические подходы к обучению грамоте на комплексной лингвистической основе. Самара, 2002г.
2. Горецкий В.Г. Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Учебник «Азбука» в двух частях. Ч.-1. 1 класс. М.: Просвещение, 2011г. с приложением на электронном носителе.
3.Прописи в четырёх частях. Ч.-2. М.: Просвещение, 2011г.
4.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. М.: Просвещение, 2003г.
5.Жиренко О.Е, Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки. М.: «ВАКО», 2006 г.
6.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. М.: «ВАКО», 2004
7.Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М.: Издательский дом «Дрофа», 2009г.
8.Прыскина Е.А. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. «ИНСОМА-ПРЕСС», Самара,2005г.