Урок русского языка.Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом


Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом
Тип урока: комбинированный
Цели: 1) образовательная: дать понятие об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом, изучить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами
2) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка, воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие, воспитывать жизненную компетентность
3) развивающая: развитие у учащихся умений и навыков определять обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, ставить нужные знаки препинания, развивать память, критическое мышление
Методы, приёмы: слово учителя, метод развивающего обучения, частично-поисковый, коммуникативный, практический
Оборудование: интерактивная доска, презентационные слайды
Ход урока
І. Организационный момент. – Здравствуйте, дети. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Для того чтобы у вас все сегодня получилось, я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю, чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:
Мы отвечаем дружно,И здесь сомнений нет.Сегодня будет дружба,Владычицей побед.
Как вы понимаете эти строки? Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью. Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.
П. Проверка домашнего задания. Упражнение 6 письменно.
III. Изучение нового материала.
1)Блиц-опрос. Что такое синтаксис? Что такое словосочетание? Что такое предложение? Чем отличается предложение от словосочетания? Какие члены предложения называются обособленными? Какие дополнения рассматриваются как обособленные? Что такое обстоятельство?
2) Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы продолжим с вами изучать синтаксис, познакомимся с новым разрядом обособленных членов предложения. А каким попробуйте догадаться, выполнив следующее задание.
Третье лишнее:
И рыбам, и зверям, и птицам, и травам, и деревьям, и цветам для жизни необходимы зоны спокойствия.
Воздушный океан, моря, реки, озёра, деревья, травы, цветы, звери, рыбы и птицы – всё в природе уравновешено.
Защищая природу, человек защищает себя.
Какое предложение выбрали? Почему?
Верно, это последнее предложение. Потому что с простым предложением, осложнённым таким разрядом обособленных членов мы ещё не знакомы.
Запишите тему урока в свои тетради.
3) Знакомство с теоретическим материалом на странице 195. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, всегда выделяется запятыми: Защищая природу, человек защищает себя. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, обособляются, если стоят перед сказуемым: Улыбаясь, он заснул. Роса, блестя, заиграла на зелени. Запишите примеры в тетрадях.
ІV. Закрепление изученного материала. 1) Работа по учебнику: упражнение 1 устно.
Прочитайте текст. Найдите в тексте «Птица из сказки» предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
Упражнение 4 письменно. Прочитайте предложения, выделяя голосом знаки препинания. Спишите, подчеркните обособленные обстоятельства.
2) Игра «Кто быстрее?» От данных глаголов образуйте деепричастия:
-придавать + я; -манить + я; -совершить + в; -занять + в; -заставлять + я; -обещать + я.
3) Практическое задание. Выпишите сначала предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями, а затем предложения с обособленными деепричастными оборотами.
Иван Иванович Шишкин, странствуя, рисовал русскую природу.
Приехав в Елабугу, Шишкин неустанно работал.
Ещё учась в Москве, он записал в дневнике: «Пейзажист- истинный художник, он чувствует глубже, чище».
Художник, страдая, горько переживал потерю близких.
4) Игра «Редактор». Заменить фразеологизмы(как можно сказать по-другому):
1.Набрать воды в рот (Замолчать)
2.Как две капли воды (Очень похожи)
3.Водой не разольешь (Неразлучные друзья)
4.Спустя рукава (Плохо)
5.Засучив рукава (Хорошо)
5) Практическое задание. Устраните ошибки в предложениях.
Грозя близким ливнем, меня удивило, как громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью.
Маня счастливыми открытиями, я увидел, что просёлок приглашает путника пройти по нему.
Заставляя зрителя слышать гудение шмелей и шелест ласточкиных крыльев, совершилось настоящее чудо.
Рассматривая картину, меня удивил просёлок.6) Орфоэпическая минутка. Расставьте ударение в словах:
Свекла, торты, щавель
Балуясь, досуг, квартал
Каучук, звонит
7) Творческое задание. Распространить предложения, включив в них обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
1. Капельки сверкают на солнце.
2. Весна спешит и готовит зелёный наряд.
3. Дождь то затихал, то усиливался.
8. Обобщение по теме, подведение итогов урока. Комм-е оценок.
V. Домашнее задание. Упражнение 6 письменно. Выучить правила.