Урок русского языка на тему Обособленные обстоятельства

Учитель: Тужилкина Нелли Викторовна
Тема урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и деепричастиями.
Цель урока: развитие правильности письменной речи, развитие творческого мышления, воспитание чувства патриотизма, чувства прекрасного.
Задачи: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных
деепричастными оборотами и деепричастиями,
научить находить обособленные обстоятельства в тексте.
Ход урока
1 Эмоциональный настрой
Слово учителя.
Весна года. У вас сейчас такая пора, которую можно назвать весной жизни. За окном весна. У вас ,я думаю,радостное настроение, поделитесь радостью друг с другом, и она вернется к вам в стократном размере.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Чьи это строки?
Какие чувства они вызывают?
А мы, читая Пушкина, становимся лучше, в нас обостряются самые светлые, самые добрые чувства. Мы должны знать наш прекрасный, могучий язык, на котором разговаривал и творил наш великий предок
Сегодня А.С Пушкин будет нашим проводником в мире языка.

2. Вернемся к стихотворению. Дайте характеристику предложения.
(Пов., невоскл., двусост., расростр., осложнено обос. опр., с обстоятельственным значением)
Что такое обособление? (Выделение второстепенных членов на письме запятыми, для придания им относительной смысловой самостоятельности)
Что вам уже известно в формулировке темы?
Определите цель нашего урока?
(Установить условия обособления обстоятельств, т.е.
случаи выделения их на письме запятыми)

3.Поможет в достижении нашей цели заочная экскурсия. А побываем м сегодня в Царскосельском лицее, в числе первых выпускников которого был А.С.Пушкин.

(Сообщение ученика о Царскосельском лицее)



Мы прогуляемся по прекрасному парку Царского села,
Посетим некоторые уголки парка, где все живо воспоминаниями о поэте.
( Виртуальная экскурсия по Царскосельскому парку. Гид –ученик с заранее подготовленным текстом экскурсии)

4.Работа в группах
1)Первая группа(работа с карточками) Расположившись в уютных беседках, читая отрывки из произведении Пушкина, постараются найти приложения и выяснить причину их обособления.

2) Вторая группа посетят Камеронову галерею. Попробуйте описать это архитектурное творение, похожее на античный храм. Используйте обособленные и необособленные оределения:
*Высокие и величавые
*Украшенная причудливой резьбой
*Притягивающие взгляд
* Поддерживаемый мраморными колоннами
*Виднеющееся в просвете

3)Третья группа- эксперты
Объясняют значение и правописание слов:
*Павильон
*Галерея
*Беседка
*Дриада *Фонтан
*Праздный
*Урна

Проверка работ

4. А теперь поспешим к скульптуре, которая не была обойдена вниманием поэта, и он посвятил ей следующие строки:
(Ученик наизусть читает стихотворение «Царскосельская статуя»

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила ,
Дева печальна сидит, праздно держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из чаши разбитой,
Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Чем схожи и чем различаются предложения?
Где находятся деепричастные обороты?
(закроем деепричастные обороты)
*Подчеркните д/о как член предложения.
*Что происходит с ними на письме?
Обозначьте первое условие обособления обстоятельств.
( Обстоятельства всегда обособляются, если выражены
Деепричастными оборотами)

5. Вниманию учащихся предлагаются предложения:

Татьяна любит не шутя.( Не шутя – серьезно)
*Какой вопрос задаем к деепричастию? (Как?)

Она шла, задумавшись, по дороге.
*Задайте вопрос к деепричастию?(Что сделав?)
*Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Когда обособляются одиночные деепричастия?
( Если не являются наречиями образа действия)

6. Закрепление материала(Сигнальные карточки)
- Он на охоте скакал всегда первый ,не разбирая дороги.
- Приближаясь к роще, Лиза пошла тише.
- Лиза слушала его молча.
- Опять какие-нибудь проказы!- сказал, смеясь, Григорий Иванович.

Рефлексия

Д/з. п.34
*Подобрать примеры обособления обстоятельств из текстов А.С.Пушкина
* Составить связный текст «Читая Пушкина»