Урок русского языка в 8 классе по теме Обособленные обстоятельства


Урок №
Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Цели:
Изучить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом
Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать самостоятельно выводы
Воспитывать эстетические чувства через работы художника и композитора.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок- открытие
Методы: фронтальный опрос, работа с учебником, картинами, таблицей, групповая работа, работа в парах, взаимопроверка, самооценивание.Оборудование: репродукции картин И Шишкина.Музыка А.Вивальди, карточки, эпиграф к уроку.
Ход урока.
I.Психологический настрой
Здравствуйте ребята! ( по- казахски, по-английски)
Я рада видеть вас на уроке. Как вы видите у нас сегодня гости. Давайте настроим себя на продуктивную работу. Я уверена, что наш урок как всегда пройдёт успешно. Давайте сядем поудобнее, откроем тетради и запишем сегодняшнее число на трёх языках(ученики записывают у доски число на английском и на казахском языке)
II. Актуализация знаний.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима»
Слово учителя. (не правда ли прекрасна музыка Антонио Вивальди итальянского композитора 17-18 веков. О чём вы думали, слушая эту музыку? Какие ассоциации возникли в вашем воображении?
Начинайте свой ответ следующей фразой: « Слушая музыку Вивальди я представляла…. зимний лес, дорожки , занесённые снегом, следы зверей на снегу, мне чудился скрип снега, хруст веток, вой вьюги….
Ребята посмотрите на замечательные репродукции картин Ивана Шишкина, похожи ли они на музыку Вивальди? На этих картинах живёт страна обособление. Давайте вспомним, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
III. Повторение изученного
Блиц-опрос
- что называется обособлением?
-какими частями речи выражается определение и приложение ?(прилагательным, причастием, причастным оборотом и существительным)
А какие особые формы глагола кроме причастия вы знаете?
- что называется деепричастием и деепричастным оборотом?
-какова синтаксическая роль деепричастий в предложении?
Так как вы думаете о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(об обособлении обстоятельств)
А какие цели мы поставим перед собой?
(изучить условия обособления обстоятельств)
А для чего нам это нужно?
Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание К Паустовского
… ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют для того, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст, не дают ему рассыпаться.
IV. Работа над темой урока
1.Работа с таблицей» Знаем- хотим знать- Узнали»
Ребята какие графы в таблице вы можете заполнить.
Работа в группах ( для того, чтобы образовать группу вам необходимо собрать картину Ивана Шишкина, которая лежит у Вас на парте)
- У каждой группы своё задание. Для того , чтобы его выполнить обратитесь за помощью к консультанту и карточке- помощнику. Задание выполняйте в тетрадях. После того как работа будет закончена, мы должны составить общий алгоритм: « Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом»
3. Валеопауза + творческая работа
- Используя « Ассоциативный куст»
« жизнь и творчество Шишкина»
Напишите сочинение – миниатюру на тему « Загадки картины» , включив в текст предложения с обособленными обстоятельствами.
- Презентация работ.
Ребята , давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прав ли был А.С. Пушкин?
V. Закрепление.1. Работа с сигнальными карточками. Слуховой диктант.
Зеленая карточка - обстоятельство обособляется
Красная – не обособляется.
Ручеёк, толкаясь в камнях, зовёт нас к неведомым просторам.
Деревья, очнувшись от зимнего сна ,гордо поднимали вверх свои вершины.
Некоторое время постоял он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
) Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожым криком подзывая к себе утят. (И.Скребицкий.) 2)Договорившись о свидании, он несся сломя голову домой, чтобы успеть переодеться.
Почему во втором предложении не выделяется запятыми оборот сломя голову?
Он лёжа читал.
Он работал спустя рукава.
2. «Угадай предложение». Цифровой диктант.
Цель: активизировать и систематизировать знания учащихся по теме.
Задание: у вас на столах лежат карточки с текстом из 12 предложений. Я буду называть определённое синтаксическое явление, а вы должны будете записать номера предложений, в котором это явление имеет место.
Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал.
Берег снова вздымался, и начиналось редколесье: ель, сосна, берёза.
Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.
Окружённая слева и справа жёлтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.
Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копчёной рыбой, нежным ароматом скошенного сена.
Над столом висела на верёвках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.
На полочке - еда: банка с солью, кусок варёного мяса, коврижка ржаного хлеба.
Все говорили о том, что недавно здесь были люди.
Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый её пушистыми ветвями, стал напряжённо ждать.
Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.
Никаких иных звуков не было слышно.
Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звёзды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.
В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (3, 9, 10)
В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом? (2, 7)
В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (4, 6, 9, 12)
VI. Подведение итогов урока.
«Брейн-ринг.
Цель: закрепление всего пройденного на уроке
Обособление – это…
Какие члены предложения обособляются? (второстепенные)
Когда не обособляются обстоятельства? (Фразеологические обороты, одиночные деепричастия молча, стоя и др, сближающиеся с наречием)
Когда обособляется приложение с союзом как? (имеет добавочное обстоятельственное значение причины = так как)
Когда не обособляется приложение с союзом как? (союз как можно заменить сочетанием в качестве.) Ребята в листах самооценки подведите итоги своей работы.
И заполните 3 графу в таблице № 1
Мне сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, а значит стали умнее. Как вы думаете мы достигли поставленных целей? (аргументируйте свой ответ).
VII. Рефлексия
Пусть каждый из вас скажет себе на любом языке
Я – молодец!
Я думал!
Я старался!
Я - творческая личность.
Ребята, а что на уроке вам понравилось больше всего?
А что вызвало затруднение?
Домашнее задание.упр. 308 стр.155
Оценки за урок.
Самоанализ урока русского языка в 8 классе.
12 февраля 2016 год
Тема: обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок- открытие.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
Развитие устной и письменной речи
Валеологии (смена деятельности)
Особенности учебной деятельности: активность, осознанность, системность
Психологические особенности школьников
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
Изучить условия обособления обстоятельств
Развивать умение определять обстоятельства в тексте, сопоставлять, анализировать, делать выводы
Развивать эстетический вкус через обращение к художественному и музыкальному творчеству.
Выбранный ход урока, считаю логичным и наиболее оптимальным для данного класса.
В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые им понадобятся при изучении нового материала;
Был создан побуждающий диалог- мотив для изучения учебного материала;
Организована работа по закреплению нового материала
Основные формы работы : индивидуальная и коллективная.
При построении урока пользовалась принципами:
Научности
Наглядности
Активности
Доступности
Системности
Последовательности.
Для достижения поставленных целей мною были выбраны методы: проблемные- наглядно-иллюстрационный материал
Карточки контроля для работы в группах
Репродукции картин
На уроке проводилась работа:
По расширению словарного запаса учащихся (сочинение – миниатюра)
по овладению умениями и навыками устной и письменной речи
по синтаксическому анализу предложений с обособленными обстоятельствами.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения с использованием элементов полиязычия.
Учитель русского языка: Чалых Надежда Петровна