Конспект урока русского языка Содержание и композиция рассказа. Создание рассказа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План-конспект урока русского языка
5 классТема: Содержание и композиция рассказа. Создание рассказа.
Цели и задачи урока:Создать условия для формирования представления учащихся о содержании и композиции рассказа;
Создать условия для развития творческой активности, самостоятельности в высказывании суждений, стимулировать читательскую деятельность учащихся, создать условия для формирования культуры коллективной и индивидуальной деятельности;
Создать условия для зарождения чувства любви к прекрасному, сострадания к любому живому существу.
Тип урока: Изучение нового материала с опорой на ранее изученное.
Использованная технология: технология критического мышления посредством чтения и письма
Оборудование: презентация, раздаточный материал, таблица, стихи русских писателей.
Ход урока. 1 стадия Вызов
На фоне тихой музыки звучит вступительное слово учителя, которое должно настроить мысли и чувства учащихся на урок, на осмысление его задач.
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на тему урока. Какие бы вы для себя поставили цели и задачи (ребята отвечают)
С рассказом, ребята, вы знакомы уже давно с уроков языка и литературы. Каждый из вас неоднократно пытался создать свой рассказ, когда делился своими впечатлениями о прожитом, увиденном, услышанном. Сегодня на уроке мы продолжим ваше знакомство с рассказом, вспомним его содержание, композиционное строение и попробуем создать свой маленький рассказ о жизни, которая нас окружает. А эпиграфом нашего урока будут следующие строки;
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прислушивайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
В. ШефнерЧто хотел нам сказать В.Шефнер этими строками? (Ребята отвечают)
Стадия Осмысления.На этой стадии происходит первичное усвоение учебного материала; его осознание, осмысление; использование учебного материала в знакомой и новой ситуации, его систематизация и обобщение.
Слово учителя. 1. А теперь, ребята, путем верных и неверных утверждений поговорим о рассказе (зачитывается логическая змейка по теме «Рассказ»)
Учитель предлагает Ключ на доске, сильный ученик озвучивает ключ «верных и неверных» утверждений, ребята оценивают свою работу и сдают учителю.
Пока я ознакомлюсь с вашими результатами, послушайте рубрику «Это интересно!» (Ученик зачитывает) (см. стр. 37)
Диалог: Учитель-ученикУчитель, А теперь давайте вспомним два-три рассказа, которые вы читали раньше (ребята отвечают)
Учитель. А почему названные произведения вы отнесли к жанру рассказа? (ребята отвечают)
Работа в парахУчитель, Продолжим свою работу в парах, (минут). Не забывайте, чтоопорными словами на уроке будут .... (слова зачитываются с доски). Задания у вас лежат на столах.
(Каждая пара получает свое задание.Учащиеся записывают и озвучивают полученные результаты). Ваша задача: выписать слова, которые употребляются при написании начала действия, напряжённого момента, завершения действия.
Групповая работа (прием «Отсюда - сюда»)Учитель. Сейчас мы поработаем в группах, используя прием «отсюда - сюда». Ваша задача - за 7 мин. доказать, что перед вами рассказ и выполнить задания, которые вы получите индивидуально.
Звучит музыка
( Каждый из учащихся группы получает индивидуальное задание по тексту, далее идет обсуждение всех заданий в группе и в результате один из учеников делает вывод: перед нами рассказ, потому что...)
Индивидуальная работа. +Ребята получают карточки и работают индивидуально.
Импровизация.(Звучит медленная музыка) Учитель. А теперь немножко отдохнем. Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы сейчас на лугу, вам очень хорошо, вокруг множество красивых цветов. В воздухе чувствуется запах лета. Вы любуетесь всей этой красотой и думаете... А теперь откройте глаза и продолжите свою мысль, используя эпиграф урока.
(несколько вариантов ответов озвучивается, остальные записываются.) +
Групповая работа. Прием «Мысли по аналогии»Учитель. Продолжим свою работу в группах. Перед вами стоит задача - за 10 мин. придумать небольшой рассказ, используя стихотворный вариант текста.
(Учащимся предлагается 1 или 2 стихотворения по выбору учителя. Яшин «Орел». Учащиеся работают в течение 10 мин., затем демонстрируют свой вариант текста рассказа), зачитывается сначала стихотворный вариант.
Групповая работа с картиной «Весенний разлив»
Стадия Рефлексия.Учитель. А теперь подведем итоги нашего урока путем составления кластера или (прием «Свет мой, зеркальце, скажи...)
(Учащиеся предлагают на доске свой вариант кластера по теме «Рассказ») Учитель. А теперь обратим свое внимание на эпиграф. Какой вывод вы можете сделать?
(Ученики зачитывают эпиграф и отвечают: Сохраним этот прекрасный мир для своих потомков. Нельзя на земле быть только гостем. Нужно быть на земле хозяином. Шефнер хотел сказать, что всё вокруг нас прекрасно, и нужно радоваться окружающему миру, беречь всё живое, быть хозяевами на земле, потому что ничего не повторится)
Учитель, Знакомит учащихся с д\з 74, упр. 550
Ваша задача: придумать рассказ на одну из предложенных тем. Учитель. Спасибо за урок. Оцените свою деятельность на уроке нужным баллом и отправьте свое сообщение по адресу, куда вы посчитаете нужным.
(перед уч-ся лежат зеленый и красный квадратики, учащиеся оценивают свою деятельность на уроке и отправляют нужный квадрат (зеленый или красный) по адресу:«Чемодан» или «Мусорная корзина»)
ТестТема: РассказЗадание 1. Запишите предложения, вставляя нужные слова и сочетания слов из скобок (каждое правильно прочитанное предложение дает 1 балл, и вы сами сможете оценить свои знания)
Рассказ - это (художественное, научное) произведение.
Это произведение (небольшого, крупного) размера.
Героями рассказа чаще всего бывают (животные, люди, растения).
Рассказ построен в форме (повествования-рассуждения).
Части рассказа (начало действия; развитие действия; мораль; наивысшее напряжение действия; присказка; завершение действия).
Рассказы обычно пишутся от (1-го,2-голица или в 3-м лице.)
Назовите два-три прочитанных вами рассказа. Почему названные произведения вы отнесли к этому жанру?
Это интересно!Некоторые ученые точно называют время появления первого русского рассказа (1770г), автором которого Н.Новиков. Другие считают, что впервые рассказы появились в России на 100-150 лет раньше. И все же большинство исследователей полагает, что первыми русскими произведениями, которые можно уверенно отнести к жанру рассказа, являются рассказы A.C.Пушкина (интересно, что сам Александр Сергеевич назвал их «Повести Белкина».
Чаще всего построение рассказа соответствовало последовательности развития события. Однако иногда, чтобы привлечь внимание читателя, автор начинал рассказ с самого интересного, на его взгляд эпизода. При таком необычном построении в начале рассказа могла оказаться, например, кульминация. Рассказы обычно писались от первого или третьего лица. Выбор лица был очень важен, потому что от этого зависели особенности рассказа. Рассказы создавали многие известные русские писатели (по И.Крамову)
5 класс
Тема: ПРИЗНАКИ ТЕКСТА. ПОВЕСТВОВАНИЕ
Цели урока:Создать условия для обобщения изученного о признаках текста; знакомство с композиционной схемой повествования, углубления знаний об особенностях повествования;
Создать условия для развития связной речи учащихся, логического мышления, внимания, памяти.
Создать условия для зарождения чувства любви к природе, сострадания любому живому существо.
Тип урока: Изучение нового материала с опорой на ранее изученное,
Использованная технология: технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
Оборудование: раздаточный материал, фрагменты стихов русских писателей, магнитофон, толковый словарь.
Ход урокаI стадия «Вызов»
Учитель:
Втечение предыдущих уроков мы знакомились с признаками текста: говорили о теме и основной мысли, о цельности, развернутости, законченности текста, о способах связи между предложениями. Образно говоря, изучали устройство автомобиля (поезда), на котором предстоит нам ехать.
(На данном этапе можно продемонстрировать данное средство передвижения и озвучить его — приём «В гостях игрушки».Учащиеся демонстрируют домашнее задание).
Учитель: Сегодня у нас очень важный урок: закончив изучать признаки текста, мы приступаем к тексту как таковому. Тема нашего урока - повествование. Мы будем учиться быть рассказчиками, и не просто интересными, но и грамотными, умелыми.
Ребята, какие цели и задачи вы поставите для себя сегодня на уроке! (Дети отвечают)
Прежде, чем отправиться в путь, немного подготовимся (снарядим багаж): вспомним ещё раз признаки текста и, как всегда, некоторые правила правописания, чтобы потом - при составлении текста - не
правила правописания, чтобы потом - при составлении текста - не допускать ошибок в словах, иначе наше транспортное средство будет ломаться.
Групповая работа творческого характера,(Звучит музыка)
Учитель: Ваша задача: составить мини - текст на тему «Зима», используя схемы по выбору :
группа) Снег - он — белое одеяло — зимняя радость.
1 – 2 – 3 – 4
группа) Нет, жизнь не замерзла в зимнем лесу!
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET
белки зайцы клесты
. Демонстрация мини - текста.
(Каждая группа излагает свой вариант)
Учитель задаёт вопросы 1 группе:
Какую связь вы выбрали в своём тексте?
А какую связь мы называем цепной? Определите средства цепной связи.
Какую речевую ошибку мы должны предупредить, используя эти
средства связи?
(ребята отвечают на вопросы, а ученики 2 группы внимательна следят за правильностью ответов)
Затем задаются вопросы 2 группе:
Какова тема данного текста?
Какова его основная мысль?
Какую связь мы называем параллельной?
Определите средства параллельной связи?
Учитель: Использование параллельной связи при построении текста иногда приводит к нарушению его смысловой цельности. Нарушена ли смысловая цельность в данном тексте?
Закончен ли данный текст?
(отвечая на вопросы, ученики могут пользоваться кратким конспектом, составленным в специальных тетрадях по мере прохождения тем ы)
Работа с учебниками ($ 29, стр. 98)
Учитель: Проанализируйте теоретический материал учебника, составьте и запишите в тетрадь кластер на тему «Композиционная схема повествования». При этом распределите роли: дед Языковед - Лингварик. Например:
Композиционная схема повествования
Начало Конец
событиясобытия
Развитие события
Диалог «Учитель - ученик»
(На данном этапе используется приём «мозговая атака»)
Учитель: Сколько структурных частей имеет текст - повествование? (Ответ)
Какой основной задачей повествования призваны служить эти три части?
(Дети озвучивают свой кластер и делают вывод).
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
(звучит музыка)
(Группам раздаются тексты с ошибками в композиционном строении текста, а также с ошибками в словах на непроверяемые орфографические правила) Учитель: Ваша задача: используя приём «Отсюда- сюда», исправить все ошибки, допущенные в тексте.
Работа у доски.
(Представители групп (по 2 чел.) выходят к доске:
е.декламируют исправленный текст
еграфически объясняют написание тех или иных слов)
Учитель: Какую основную мысль выражают данные тексты? (Дети отвечают)
Работа над текстом.(Предварительно один ученик получил задание: подготовить устный пересказ текста «Спаситель» стр. 98 учебника)
Задание классу:
Учитель: Сейчас вы прослушаете пересказ текста «Спаситель»,
а)подумайте,к какому типу речи вы отнесете данный текст (пересказ);
б)слушая пересказ, подберите мысленно эпитет, которым бы вы охарактеризовали "спасителя" - главного героя текста;
в)оцените достоинства пересказа, имеются ли в нём речевые ошибки. (Звучит пересказ)
Учитель: Итак, какой же пес, по-вашему?
(Дети приходят к выводу, что наиболее подходит здесь прилагательное самоотверженный, то есть жертвующий своими интересами ради других, героический, благородный.)
Какой тип текста? Почему вы так думаете?
(Это повествование, так как в его основе лежит событие.Не случайно здесь используется глагол "повествовать").
Работа с толковым словарём.
(Один из учеников зачитывает значение слова «повествовать» - произошло от устаревшего глагола "поведать", то есть "рассказать".)
Учитель: Ребята, определите главную мысль текста. (Дети отвечают)
9. Физминутка.Учитель: Ребята, давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, положите руки на стол. Сейчас мы сделаем разминку для глаз (пауза), а теперь для рук, используя для этого считалочку:Раз, два, три, четыре, пять –
вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! О-ё-ёй!
Умирает зайчик мой.
Учитель: Скажите, ребята-это текст? Выделите три основные композиционные части. Перед вами, казалось бы, безобидная считалочка, но чему она нас учит? (Дети: беречь животных). Прочитайте считалочку еще раз, передав эмоциональное настроение этих строк.
Групповая работа над текстом ?'Первый полет'*
(упр. 201, с. 98).
Учитель зачитывает текст.
Ваша задача: используя приём «Отсюда - сюда», проанализируйте данный текст и подготовьте его устный пересказ.
шаг: пользуясь простым карандашом, разделите текст на части, устно подбирая заглавие для них;
шаг: выразительно прочитать каждую часть;
шаг: отметить самые яркие языковые средства ;
шаг: определить тему, основную мысль и кульминационный момент данного текста;
шаг: подготовить устный пересказ текста.
(Ребята работают самостоятельно, далее идет устный пересказ текста)
Ш стадия«Рефлексия»
Учитель: Ребята, давайте вернёмся к теме нашего урока.
Что нового вы для себя узнали? Что необходимо помнить, собирая багаж в дорогу, чтобы отправиться в дальний путь?
(На данном этапе используется приём «В гостях игрушки» (см. начало)).
Дети, используя игрушки, советуют, что необходимо взять с собой в дорогу , какой для этого нужен багаж (знания, полученные на уроке по теме «Признаки текста.
Г 1о вествование»).
У читель: Помните, ребята, что находясь за рулём вашего транспортного средства, вы должны заботиться не только о себе, а помнить об окружающих вас людях.
Спасибо за урок. Оцените свою деятельность на уроке нужным баллом и отправьте свое сообщение по адресу, куда вы посчитаете нужным.
(перед уч-ся лежат зеленый и красный квадратики, ребята оценивают свою деятельность на уроке и отправляют нужный квадрат (зеленый или красный) по адресу:«Чемодан» или «Мусорная корзина».)
Результат деятельности уч-ся на уроке проводится по следующей таблице (см. Приложение 1, стр. )
План — конспект урока русской литературы
в 5 классеТема: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Отношение поэта к крестьянским детям, тревога за их судьбу.Цели и задачи урока:Выявить авторское отношение к крестьянским детям; соотнести со своим видением (учителя и учеников);
Создать условия для развития познавательной деятельности, творческой активности, самостоятельности в высказывании суждений;
Развивать у учащихся эстетическое чувство, умения слушать и слышать других;
Создавать условия для зарождения чувства любви и сострадания к простому человеку.
Тип урока. Изучение нового материала с опорой на ранее изученное.
Использованная технология: технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасов; современные песни о детстве,
аудиозаписи В.Г.Моцарта «Времена года», раздаточный материал к стихотворению «Крестьянские дети», картины В.Г.Перова «Тройка», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», стенд фотографий - одноклассников «Наше детство»
Ход урока.I стадия «Вызов»На фоне тихой музыки звучит вступительное слово учителя, которое должно настроить мысли и чувства учащихся на урок, на осмысление его задач.
Учитель: Ребята, обратите внимание на тему урока. Какие бы вы для себя поставили цели и задачи, (ребята отвечают).
Подчеркните самое важное, на ваш взгляд, слово (словосочетание), (тревога за их судьбу)
С творчеством Н.А.Некрасова вы уже знакомы ранее. Вспомните, где прошло детство поэта? Назовите его любимое занятие (дети отвечают)
Да, ребята, Н.А.Некрасов очень любил охоту, хорошо ездил верхом на лошади. Всегда после охоты он привозил не только «трофеи», но и наброски новых своих стихов.
Как вспоминала сестра поэта, однажды, вернувшись с охоты, Николай Александрович привёз стихотворение «Крестьянские дети». И сегодня на уроке мы поговорим об этом стихотворении.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока (дети зачитывают)
Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей
Н.А.Некрасов
Ребёнок с самого начала жизни - человек.
Я.Корчак
Что хотели сказать авторы нам этими поэтическими строками? (ребята отвечают)
II стадия«Осмысление содержания»Учитель: А теперь, ребята, давайте составим ассоциативные ряды:
Детство и дети в стихотворении Н.А.Некрасова, используя приём «Сводная таблица»
1. Групповая работа по составлению таблицы + текст учебника
Детство
(наши ассоциации) Линии сравнения Изображение детей в стихотворении «Крестьянские дети» (текст)
беззаботность, любовь, радость, дом, уют, семья чувства «сгибнуть ничто не мешает ему..» «беспощадно едят его мошки...»
учиться право «растёт, не учась не чему..»
отдыхать занятия «ему рано знакомы труды...»
Учащиеся работают под звучание современных песен о детстве, затем идёт озвучивание таблицы.
Учитель: подчеркните самые главные слова (словосочетание) в каждой из колонок, (дети отвечают)
Обратите внимание на стенд фотографий «Наше детство», где изображены ваши одноклассники. Какие у вас возникают чувства? (дети отвечают)
А теперь обратите внимание на репродукцию картины В.Г.Перова «Тройка».
Знакомство с картиной В.Г.Перова «Тройка»Учитель: Какое впечатление она на вас производит?
Какой общий цветовой фон (колорит) картины - светлый, радостный или тёмный, мрачный? Какие чувства у вас возникли?
Присмотритесь к фигурам детей. Каково выражение их лиц?
Какие чувства они пробуждают в вас, когда вы рассматриваете лица, позы детей, обледенелую бочку?
Работа в парах.,Учитель: А теперь обратимся к тексту учебника. Найдите описание крестьянских детей в тексте. Как в самом общении рассказчика с детьми выражается его любовь, сердечное внимание и уважение к ребёнку? Докажите это отрывками из текста, (звучат ответы)
Ответьте, почему Н.А.Некрасов любит крестьянских детей и одновременно тревожится за них.(ответы учащихся)
Сделайте вывод об отношении к простым детям поэта Н.А.Некрасова и к своим героям художника В.Г.Перова.(ребята делают выводы)
Работа с раздаточным материалом в группах.Ребята получают иллюстрированный материал к стихотворению Н.А.Некрасова, на обратной стороне помещены вопросы, (используется приём «толстых» и «тонких» вопросов)
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните почему? Кто?
В чём различие? Что?
На что похоже? Когда?
Почему вы считаете? Верно ли?
(ДЕЛЕЕ ИДЁТ ОЗВУЧИВАНИЕ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ)
Индивидуальная работа.Учитель: А теперь попробуем изобразить главного героя стихотворения
Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», используя приём «Синквейн»
(зачитывается синквейн «Влас»)
Мужичок - с - ноготок
Серьёзный, трудолюбивый
Везёт, важничает, гордится
«Шествует важно в спокойствии чином...»
Помощник
Ребята, а что означает слово «шествует»? Найдите это слово в толковом словаре.
Работа с толковым словарём, (с. 776) (один из учеников зачитывает значение слова: «идти, двигаться торжественно, важно»)
Как вы думаете, почему автор в своем стихотворении употребил именно этот глагол? (ответ)
Импровизация, (звучит медленная музыка)
Учитель: А теперь немножко отдохнём. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Закройте глаза и представьте, что ребёнок на картине - это вы. А теперь откройте глаза и ответьте, какие чувства у вас возникли? Какие слова (словосочетания) вы могли бы здесь выделить, (ребята делятся своими впечатлениями и выделяют: любовь,внимание, теплота материнских рук.)
стадия«Рефлексия»Учитель: Ребята! Давайте вновь обратимся к эпиграфу нашего урока (дети вновь зачитывают эпиграф).
Какой вывод вы можете сделать? Попробуйте отразить его в виде кластера, (на данном этапе используется групповая работа по составлению кластера, далее идёт демонстрация и озвучивание кластера у доски).
Например:
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\755E~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET
Учитель знакомит учащихся с домашним заданием: Написать сочинение - миниатюру на тему: «Ребёнок с самого начала жизни - человек».
Учитель: Спасибо за урок. Оцените свою деятельность на уроке нужным баллом и отправьте свое сообщение по адресу, куда вы посчитаете нужным.
План - конспект информационного часаТема.Государство - это мы.Цели:Познакомить учащихся с основными достижениями в экономической, политической и культурной сферах;
Создать условия для самоопределения учащихся, формирования умений самостоятельно отбирать материал по заданной теме, умения анализировать и делать выводы из полученной информации;
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию ответственности за судьбу своей страны; создать условия для осознания учащимися личностной значимости как гражданина своего государства и своей роли в построении его будущего.
Технология самосовершенствования и саморазвития личности с элементами технологии критического мышления.
Форма: экскурс - рассуждение
Оборудование: карта, открытки, коллаж, знак, перо + бумага, магнитофон, стенд «информация +», статьи из газет, блок - схема, карточки «продолжи рассуждение».
Ход занятия.
Орг. момент. Звучит гимн, (выходят ведущие)
В - Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего информационного часа.
В2 - Сегодня мы совершим небольшой экскурс в современную жизнь нашей страны, нашего государства. Ведь государство - это прежде всего мы. (обращается к плакату). Как сказал наш президент А.Г.Лукашенко :«Государство для народа , для человека- вот основной лозунг, которым мы будем руководствоваться в новом пятилетии!»
Как вы думаете, какая тема нашего информационного часа.
(Ответ)
В - Сегодня можно с гордостью сказать: мы создали суверенное государство и сформировали национальную правовую систему.
В 2 - Мы сказали друг другу: хватит разбрасывать камни! Пришло время собирать их.
В - Все эти годы мы работали вместе, чтобы сделать нашу Беларусь такой, какая она есть сейчас. И мы построили надёжный дом, способный защитить всех, кто в нём живёт.
В2-Какое же место в нашем сердце занимает страна, и какую роль вы отводите себе в построении счастливого будущего нашего государства,
(цели для учащихся)
Постарайтесь каждый для себя определить это к концу сегодняшней встречи.
стадия,
В - Давайте обратимся к блок-схеме нашего занятия. Для того, чтобы самоопределиться, мы пройдём с вами следующие этапы (ведущий озвучивает все этапы урока)
Я- гражданин РБ Берегите своё!
Молодая Беларусь зажигает Образ жизни - только здоровый!
Хвала рукам что пахнут хлебом Сделано в Беларуси. Это звучит гордо!
Страна , в которой я живу , - Республика Беларусь!
«
Я- гражданин РБ
Итак, первый этап «Страна , в которой я живу , - Республика Беларусь!». Предоставим слово Калиновской К.
(выступление К.К+ карта)
А сейчас Гололобова Н. расскажет нам о государственном устройстве в Республике Беларусь, (выступление с обращением к стенду с портретом и Конституцией)
(выступление Г.Н.)
Арнатович И. расскажет о том, как решаются жилищные проблемы в нашей стране на сегодняшний день, (выступление А.И.)
Каждый выступающий обращается к своему облачку кластера, демонстрируя при этом свою наглядность и прикрепляет своё облако на материал сцены. По окончании выступления каждый оставляет наглядность на столе.
В2 - Первый этап мы прошли, а сейчас давайте выделим те ключевые понятия, которые помогут нам самоопределиться по первому этапу (вопрос - ответ фиксируется в кластер и прикрепляется к блок - схеме).
В2Переходим к следующему этапу. «Сделано в Беларуси - это звучит гордо!» Макаревич А. познакомит нас с экономической ситуацией в РБ на сегодняшний день.
(выступление М. А. +карта.) кластер
Мельникова О. Расскажет нам о том, как изменился достаток населения за последнее время в нашей стране.
(выступление М. О.)
В 2 - Второй этап мы прошли, теперь выделим те ключевые понятия, которые помогут нам самоопределиться на данном этапе (вопрос - ответ фиксируется в кластер и прикрепляется кблок - схеме).
В - Переходим к следующему этапу «Хвала рукам, что пахнут хдебом» предоставим слово Козлову Д.
(выступление К Д. + карта + кластер)
В - Третий этап мы прошли, а сейчас попробуем выделить те ключевые понятия, которые помогут нам самоопределиться на данном этапе (вопрос - ответ фиксируется в кластер и прикрепляется кблок - схеме).
В2 - Переходим к этапу «Образ жизни - только здоровый». Мельникова В. расскажет нам о здравоохранении.
(выступление М.В. +стенд + кластер)
А сейчас Козлов Д. расскажет нам о развитии физкультуры и спорта в нашей стране.
(выступление К Д. + стенд)
В2 - Четвёртый этап мы прошли, а сейчас давайте выделим те ключевые понятия, которые помогут нам самоопределиться на данном этапе (вопрос - ответ фиксируется в кластер и прикрепляется к блок - схеме).
В - Переходим к следующему этапу «Молодая Беларусь зажигает». Прослушаем сообщение Калиновской К.
(выступление К.К. + стенд + кластер)
В - Пятый этап мы прошли, а теперь выделим те ключевые понятия, которые помогут нам самоопределиться на данном этапе (вопрос - ответ фиксируется в кластер и прикрепляется кблок — схеме).
В2 - Переходим к следующему этапу «Берегите своё» Беловская М. расскажет нам о культуре и искусстве.
(выступление Б. М. + стенд + кластер)
В2 - Мельникова В. расскажет нам о национальной библиотеке.(выступление М.В. + стенд)
В 2 - А сейчас, ребята, давайте выделим те ключевые понятия, которые помогут нам самоопределиться на последнем этапе, (вопрос - ответ фиксируется в кластер и прикрепляется кблок - схеме).
В - Вот мы и подошли к завершению нашего экскурса. Давайте обратим внимание на то, как изменилась наша схема и подведём итог. Что же мы узнали.
Какую полезную информацию мы получили в течение встречи? Каждый, получивший ! пусть выскажется ( дети передают ! и высказывают своё мнение)
В - Одним из важных вопросов звучал для нас в начале встречи следующий: какое место занимает в моём сердце моя страна Республика Беларусь. Давайте попробуем определить это при помощи поэтических форм (синквейн, стихотворение)
А.Вярцшскш. Жыццёдаецца, кабжыццётварыць.
Я.КоласЯ чую голаснесщханы -
Зямля мая мяне заве 1 крощьсэрца мне на раны Звшщь, як звон касыу траве.
Синквейн Беларусь
Голубоглазая, независимая Развивается, процветает, радует,
Я тобой горжусь Будущее
В2 - Вы, конечно же, увидели, что делают для процветания нашего государства родители и соотечественники. А какую роль в построении счастливого будущего нашего государства вы отводите себе. Вы сейчас получите неоконченное высказывание - рассуждение. Продолжите его ( Дети отвечают на вопросы карточек)
В - Вы заметили, как в течение нашей встречи изменилось ваше мнение о себе, как о гражданине своей страны, как выросло ваше личностное Я. Вы с этим согласны? (показывает на схему)
(Дети отвечают)
Для того, чтобы построить новое будущее нужно сохранить наследие предшественников и приумножить его. Ибо нельзя построить новое здание, не имея прочного фундамента. Это предстоит сделать нам, так как государство - это МЫ. (Показывает на название темы занятия)
В2 - Большая река всегда начинается с малого источника.
Столетний дуб вырастает из маленького ростка.
Так и всё, созданное каждым из нас,
Родом из детства, со школы. (A.C.Якобсон)
Гак давайте мы уже сейчас, с самого детства, заботиться о том, что^бы наша страна становилась всё лучше, богаче и краше.
Звучит музыка Исполняется молитва на ст. С. Грачанникова «Молитва»
В 2 - На этой поэтической ноте мы заканчиваем свой экскурс - рассуждение. Большое спасибо за участие и внимание. До скорой встречи.
Самоанализ.Серия информационных часов на тему «Государство - это мы» проводится в среднем и старшем звене. Данная тема рассчитана на два занятия и составляет единый информационный блок.
В основу первого информационного часа из этой серии я взяла слова президента А. Г. Лукашенко «Государство - это мы». Предварительно учитель- консультант помогает отобрать информацию по определённым разделам.
В ходе занятия были поставлены следующие цели:
Познакомить учащихся с основными достижениями в экономической, политической и культурной сферах;
Создать условия для самоопределения учащихся, формирования умений самостоятельно отбирать материал по заданной теме, умения анализировать и делать выводы из полученной информации;
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию ответственности за судьбу своей страны; создать условия для осознания учащимися личностной значимости себя как гражданина своего государства и своей роли в построении его будущего.
Для реализации поставленных задач я избрала форму экскурса - рассуждения, которая помогла мне не только подать информацию по тем или иным вопросам, но и была предоставлена возможность ребятам рассуждать над полученной информацией.
Поскольку в своей воспитательной деятельности наша шкода избрала технологию самосовершенствования и саморазвития личности, я на данном занятии остановилась на этой технологии, используя при этом элементы технологии критического мышления - это составление кластера в виде облаков, использование ключевых слов - понятий, составление синквейна, использование приёма «продолжи рассуждение».
В связи с тем, что количество детей в последнее время в школе резко падает, политинформации, как и классные часы, я провожу совместно (группами по 2-4 класса вместе в зависимости от темы и целей занятий)
В моей работе можно выделить следующие подходы к проведению информационного часа:
уровневая дифференциация, когда в сборной группе выделяются ученики с повышенными способностями, с более высоким творческим потенциалом. Они предлагаются на роль ведущих, лидеров, наших помощников. Согласно диагностике психологов, талантливых в школе практически нет. У них в основном проявляется потенциальная одарённость, стремление к самовыражению себя в том или ином виде деятельности. Но постоянное включение детей в творческую и потенциальную деятельность позволяет добиться лучших результатов, так как любой учащийся может двигаться к своему совершенству при создании необходимых условий, позволяющих развивать его способности.
Пред вами были учащиеся 8-11 классов, которые обладают рядом особенностей: независимость мнений и оценок, способность перешагнуть через привычные рамки, большая фантазия, выдумки. Вы можете об этом судить, проанализировав наглядность. А также отклонение от шаблона, инициативность, которую они проявили в ходе подготовки информационного часа.
Создание информационных групп из 2-3-х классов при проведении внеклассных мероприятий способствует большему общению между учащимися, развивает творческий потенциал, включает организацию взаимопомощи, самооценки результатов своей деятельности.
Насколько удалось мне достичь поставленных целей, судить вам.
Спасибо за внимание!
Ллан — кpncneiqn воспитательного часаТема. «Моя Любовь - моя Звезда»
В.Высоцкий. Цели:Содействовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками;
Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
Побуждать учащихся к самосовершенствованию
Форма: беседа-рассуждение.
Технология: самосовершенствование и саморазвитие личности с элементами технологии развития критического мышления.
Подготовительная работа.
Проведение опроса среди учащихся «О каких нравственных категориях, наиболее важных для человека, вы хотели бы поговорить?» с целью определения темы классного часа.
Объявление конкурса на лучшее название классного часа.
Создание творческих групп по подготовке классного часа (оформительская, актерская, режиссерская).
Сбор материалов по теме классного часа (высказываний, музыки, художественных произведений).
Подготовка выступления танцевального дуэта.
Оформление плакатов с высказываниями известных людей, изображениями символов любви.
Оформление, оборудование, инвентарь: магнитофон, коллаж, свечи, бумага, карточки, ножницы, фломастеры.
Ход проведения
На фоне музыки один из учащихся читает стихотворение:
Когда вода всемирного потопа.
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь - И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...
И много будет странствий и скитаний: Страна Любви - великая страна!! И рыцарей своих - для испытаний -Всё строже станет спрашивать она: Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна...
Но вспять безумцев не поворотить- Они уже согласны заплатить Любой ценой - и жизнью бы рискнули Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули
(В. Высоцкий «Баллада о Любви»)
Затем двое учеников разыгрывают диалог Поэта и Любви.
Поэт. Коль не любовь сей дар, какой недуг? За последнее время я не написал ни строчки.
Может, я болен? Врача. О, боже. Врача.
Любовь. Здравствуй, Поэт.
Поэт. Кто ты? Я звал врача.
Любовь. Я врач и твоя болезнь. Я твоя любовь.
Поэт. Любовь? Не знаю ни какой любви. Лучше дай мне воды.
Любовь. Я пришла, чтобы ты в меня поверил, поверил в это прекрасное чувство.
Поэт. Прекрасное? Ерунда. Голова кругом, сердце стучит, знобит. Ладно. Может, в твоих рассказах найду лекарство для себя.
Мы попытаемся помочь Поэту и себе понять, что значит любовь, что означает «любить»? «Моя любовь - моя Звезда...» - тема нашего разговора. Как вы думаете, почему в названии темы - местоимение «моя»?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Классный руководитель:
Любовь - это для двоих, это интимное. Как нет на свете двух совершенно одинаковых людей, так нет и двух одинаковых любовей. Любовь каждого из
нас - единственная в мире, особенная, необыкновенная, неповторимая. А как же родилась любовь?
Древние греки связывали появление любви с рождением из белой пены морских волн вечно юной, прекраснейшей из богинь - Афродиты. С тех пор Афродита, а вместе с нею и любовь царят над миром. Свою волю выполняет Афродита через сына Эрота, весёлого, шаловливого, коварного, а подчас и жестокого. Носится Эрот на своих блестящих золотых крыльях над землёй и морями, в руках его - аленький золотой лук, а за плечами - колчан со стрелами. Никто не защищен от стрел. Без промаха попадает в цель Эрот. Его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Сеет Эрот своими стрелами то счастье, то горе, то добро, то зло. И поэтому люди, которых поражает Эрот, дают своей любви самые различные определения.
Учитель:
Какие определения к слову «любовь» подберёте вы? Какой, на ваш взгляд, бывает любовь? Учащиеся дают свои определения к слову «любовь»
Ш. Каждый из нас по-своему понимает любовь, поэтому предлагаю выбрать из нескольких вариантов высказываний тот, который, кажется, вам наиболее правильным и объясните свой выбор. Учащиеся получают карточки с высказываниями:
а)любить для меня - значит быть любимым;
б)любить - значит, прежде всего, отдавать, а не брать;
в)любить - это, значит, быть заинтересованным в жизни того, кого любишь.
Обсудив в группах, дети предлагают свои варианты ответов и зачитывают Учитель:
Некоторые из нас считают, что главное в любви - умение отдавать, забота не о себе, а о любимом, способность к самопожертвованию. Что же можно отдать любимому человеку, чем пожертвовать? Учащиеся размышляют над поставленным вопросом.
Классный руководитель: Настоящая любовь - это чудо, так как жизнь другого человека становится для нас важнее собственной. Если мы любим, то мы удваиваем свою жизнь, потому что проживаем как бы две жизни: свою собственную и любимого человека.
Вольтер, французский просветитель XVIII в, говорил, что «любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом». Нужно ли в любви сдержанность, нужно ли учиться управлять своими чувствами? К чему может привести неумение управлять своими чувствами? (вопрос к группе - ответ).
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Затем один из учеников читает отрывок из «Неоконченного дневника»:
«... 5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители ещё об этом не знают. Я меньше, чем яблочное зернышко, но я уже я. И хотя я ещё не сформировалась, я знаю, что буду девочкой.
19 октября. Я немного подросла, но я всё ещё слишком крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально всё. И самое смешное заключается в том, что мама всё ещё не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем. И что она питает меня собственной кровью.
октября. Мой рот скоро начнёт формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово: «Мама».
27октября. Моё сердце начало стучать совершенно самостоятельно. С этого момента оно будет нежно стучать на протяжении всей моей жизни...
12ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у неё под сердцем. Ты счастлива, мама?
25 ноября. Мама и папа даже не знают, что я просто маленькая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Или близнецов. Но я их удивлю.
10 декабря. Моё лицо полностью сформировалось. Я надеюсь, что буду похожа на маму.
13декабря. Теперь я почти могу видеть, но всё ещё совсем темно вокруг. А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама?
декабря. Мама, я слышу, как стучит твоё сердце. Интересно, слышишь ли ты, как моё сердечко стучит? Я еле могу дождаться того момента, когда буду лежать на твоих руках и смогу трогать твоё лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня также, как я жду тебя, мама, не правда ли?
28 декабря. Мама, почему ты разрешила им убить меня? Нам было бы так чудесно вместе
В исполнении второго учащегося звучит стихотворение:
Остановись! Пусть он увидит солнце.
Услышит шум весеннего дождя,
И будет в час счастливейшей бессонницы Смотреть на звёзды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать - Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И разве б не смогла ты поделиться С ним миром, домом, лаской и теплом,
И, если нужно, даже потесниться И дать ему местечко за столом?
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит,
Окажется Учёным иль Поэтом,
И целый мир о нём заговорит.
(И. Быченков)
Учитель:
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»,- говорил Лис Маленькому принцу в сказке Антуана де Сент-Экзюпери. «Любить - это, значит, смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении», - считал этот замечательный человек.
Очень часто, читая молодежные журналы, мы сталкиваемся с письмами ваших ровесников, которые просят совета. Сейчас вы получите такие письма. Прочитайте их и попытайтесь подсказать юношам и девушкам выход из создавшейся ситуации,
Ученики в группах обсуждают предложенные письма, а затем знакомят всех со своими советами.
Классный руководитель:
Любовь торжествует над миром. Она вне возраста и вне времени. А часто и вне понимания. Можно ли влюбиться в человека, увидев его портрет?
Учитель:
Перед вами портрет любимой девушки В.Серова. Что бы вы хотели сказать ей? Попробуйте поговорить с нею. Учащиеся подходят к портрету и «беседуют» с ним.
Классный руководитель:
Представьте, что человек, влюблённый в девушку на портрете, тоже здесь. Что бы вы сказали ему? Учащиеся вступают в диалог с воображаемым собеседником(звучит песня «Мне нравится»)
Учитель:
О любви написано много. О ней слагают трактаты и поэмы, романы и стихи. А.Ахматова, М.Цветаева, А.Блок, С.Есенин, В.Шекспир, Данте... Перечислить всех невозможно, но все они помогают нам осознать, что любовь - это великое чувство и ради него люди совершают подвиги и чудеса, но не подлость. Давайте послушаем стихи о любви.
«Всё, что не окрашено любовью, остаётся бесцветным», - утверждал немецкий писатель Г.Гауптман. В какие цвета, по-вашему, любовь окрашивает мир?
Перед вами - цветная бумага, фломастеры. Используя их, создайте на белом листе бумаги с помощью фигур, знаков, символы любви. С чем она у вас ассоциируется? (Групповая работа учащихся)
Учитель: А теперь попытайтесь объяснить своё видение любви.
Учащиеся работают под звуки музыки. После окончания работы показывают свои творения всем, поясняют их содержание.
Классный руководитель предлагает ученикам посмотреть «Танец Любви» в исполнении танцевального дуэта.
Классный руководитель:
А сейчас попытаемся составить своеобразный «Нравственный кодекс влюблённых». Согласны? Давайте запишем туда те законы, правила, которые должны соблюдать все влюблённые без исключения.
В ходе групповой работы учащиеся вырабатывают свои правила для влюблённых и вывешивают в форме облаков на доску.
«Нравственный кодекс влюблённых».Любовь-самое прекрасное в мире чувство, высшая нравственная ценность. Влюблённый, знай: ты отвечаешь за того, кого любишь.
Влюблённый, помни:
Главное условие долгой неугасимой любви - восхищение любимым.
Самосовершенствуйся — тобой будут восхищаться и любить.
Уважай любимого человека, цени в нём его индивидуальность.
Любовь - самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на свете. Она не сможет долго жить без доверия друг другу, верности, умения понимать и прощать.?
Любовь - это тайна двоих, она не должна быть достоянием многих.
Никакие материальные блага не смогут заменить любовь.
В любви важнее отдавать, а не брать. Для взаимной любви должны отдавать двое.
Нет любви без веры в неё. Даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях надо жить, надо любить, надо верить.
Учитель:
Давайте же запомним этот разговор, который вели сегодня. Будем соблюдать правила для влюблённых и будем помнить слова В.Высоцкого:
Если не любил - Значит, не жил и не дышал.
Звучит песня «Звезда»
ОТлан - конспект занятия курса по выбору «ОТодготовщ \1MJIT»Тема: «Научитесь владеть собой»Цели: изучение приёмов расслабления и саморегуляции;
создать условия для индивидуальной и групповой деятельности; умения владеть собой в любых жизненных ситуациях.
Оборудование: раздаточный материал, магнитофон, кассеты с инструментальной музыкой.
Использованная технология: технология развития критического мышления.
Участники: учащиеся 11 класса.
Форма: Беседа - тренинг
Предварительная работа: Среди ребят проводился тест «Умеешь ли ты владеть собой»
Ход занятия.I стадия «Вызов»(Звучит тихая музыка.Учитель зачитывает притчу об Аристотеле и его ученике)
Притча
Однажды к Аристотелю пришёл ученик и задал вопрос: «Ты всё знаешь. В моей ладони только что пойманная бабочка. Как ты думаешь: она жива или нет?».
На что прозвучал ответ: «Всё в твоих руках! Если хочешь - сожми ладонь, и она погибнег. Но можешь разжать её - и бабочка будет жить...»
Учитель: Как вы думаете, что имел ввиду' Аристотель ?(Звучат ответы)
А теперь обратите внимание на тему нашего занятая. Какие бы вы поставили перед собой цели и задачи? (Ребята отвечают)
стадия «Осмысление содержания»Учитель: Ребята, как вы думаете, в какой ситуации наиболее необходимо умение владеть собой (Ответ: во время сдачи экзамена)
Учитель: Экзамены - штука серьезная! И уметь владеть собой - это один из шагов к хорошему результату. Я проанализировала тест и поняла, что тема сегодняшнего нашего разговора очень для вас актуальна. Если сердце колотится, дыхание сбивается, все тело охватила дрожь, то благополучно сдать экзамен - проблематично. Давайте вместе «проговорим» свое будущее поведение и состояние перед экзаменом. И я уверена, что наш разговор настроит вас на «позитивную волну» и поможет в будущем.
Мне сегодня помогает провести классный час школьный психолог... Но не думайте, что вам принесли «главный» рецепт спокойствия. Нет, она будет комментировать ваши выступления. На доске и на каждом столе вопросы, на которые надо будет ответить. Форму ответа выбирайте сами. Например: кластер.
Можно ли научиться регулировать свое состояние?
Перечислите все известные вам в таких ситуациях способы.
Можно ли приучить себя расслабляться по команде?
Продолжите предложение, оно записано на доске: «Для того, чтобы быть спокойным перед экзаменом, нужно...» (ученики по очереди выходят к доске и дописывают). (Используется прием «Продолжи утверждение).
Слово психологу...
Учитель: >7 согласна с психологом в том, что у каждого человека есть своя причина страха. Надо знать, как наступает такое состояние дискомфорта, и что надо предпринять, чтобы победить себя. Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите ту группу, названию которой соответствует ваше эмоциональное состояние перед экзаменом. Итак, завтра первый экзамен!
Я боюсь!
Панили пропал!
Мнене страшно!
А мне все равно!
Заболеть бы!
Что же надо сделать, чтобы преодолеть это состояние? Каждая группа выступает по очереди. Все выступления комментирует психолог...
Учитель: Давайте сейчас составим памятку «Для успешной сдачи экзамена нужно...». (Ребята работают самостоятельно, затем идёт озвучивание каждого пункта памятки, при этом к разговору присоединяются учитель и психолог с комментариями).
Учитель: А теперь давайте изобразим полученный результат в виде«лестницы», которая приведёт нас к успеху.
Памятка для успешной сдачи экзамена:
Организуй процесс повторения.
Разработай дневной и почасовой план занятий.
Обязательно вычеркивай в плане то, что выучил - это поможет тебе организовать соревнование с самим собой.
Если ты «жаворонок» - работай по утрам, если «сова» - по вечерам.
Если нет настроя на учебу, начни с более интересной темы. Это поможет тебе войти в рабочее русло.
Обязательно делай короткие и регулярные перерывы, так как физическая и умственная усталость может подточить твои силы.
Так как твои нервы на взводе, не прибегай к лекарствам, к кофе - действие их приведет к нежелательным последствиям: рассеиванию внимания, беспокойству...
В день экзамена обязательно позавтракай. Организм нуждается в дополнительных ресурсах.
Настраивайся только на положительный результат!
Если тебя охватывает страх, попробуй расслабиться. Закрой глаза, сосредоточься и считай до тех пор, пока не придет спокойствие.
стадия«Рефлексия»Учитель: Давайте вернёмся к теме нашего занятия и ответим на вопрос:
для чего нужно научится владеть собой? (Дети отвечают)
Важен ли, интересен, полезен, нужен ли был каждому из нас
сегодняшний разговор? (Ученики по очереди отвечают на вопрос)
Учитель: Вспомните ещё раз притчу об Аристотеле и его ученике.
Какой вывод можно сделать? (Дети отвечают)
ЛитератураБустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы
семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо», М - 2000
Ж-л «Праблемывыкладання» - №9, 2006
Ж-л «Русский язык и литература» - №9 —11, 2006
Ж- л «Народная асвета» - №4, 2005
Загашев И.О., Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить
критически. Санкт - Петербург - 2003
Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке. М., 2004
Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Мн., 2003
Кульневич С.В. Управление современной школой. М., 2004
Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки
учителей: Рождение мастера. — М. 2000, - с.46
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и
эффективности управления УВП. М: НИИ школьных технологий, 2005, - с. 94-97
Халперн Д. Психология критического мышления. Сер. «Мастера
психологии» - 2000, с.56
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.
М., 2001