Статья Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку и литературе, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), помочь ребенку развить творческие способности, о которых тот, возможно, и не подозревает. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на неё.
Е.Евтушенко
Так должно быть, поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы не убить, а развить творческие силы в ребенке, сделать его развитие гармоничным. А гармоничность может быть достигнута лишь тогда, когда совершенствуются все стороны способностей школьника – эстетическое отношение к действительности, художественное выражение и психические качества.
В классе даю задания, в которых наш язык, язык, сообщающий нечто, называющий предметы и явления, превратился в язык художественный.
Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» читаю стихотворение белорусского поэта Эди Огнецвета «Я слушаю лето».
Я летом не только лучи собирала,
Не только лишь ягод лесных огоньки,
А тропок молчание в кустах краснотала,
И грохот грозы, и журчанье реки.
И звуки задорно звенящего горна,
И песни колосьев, и шелест листвы,
И аистов клекоты там, где просторно
Ветрам и зарницам, и трепет травы…
Теперь вся земля белым снегом одета,
Но мне и теперь хорошо, и зимой;
Я слушаю лето, зеленое лето –
Входите,
послушаем вместе со мной.
Работая над однородными членами, мы слушаем и лето, и осень, и весну, и зиму. У ребят рождаются стихи. Иногда на урок приношу осенний букет и прошу составить словосочетания.
Очень часто составляем синквейны (стихотворения из пяти строк).
1 строка – одно слово, обозначающее предмет, о котором идет речь.
2 строка – два слова, обозначающие признаки или свойства предмета.
3 строка – три слова, обозначающие действие этого предмета.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к предмету.
5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета.
Снег. Русь.
Пушистый, легкий. Очаровывающая, уходящая.
Летит, искрится, падает. Завораживает, пленяет, меняется.
Я любуюсь его красотой. Прошлое достойно нашей памяти.
Чудо. Родина.
Это замечательное средство для развития творческих способностей учащихся в любом классе.
Лингвистические эксперименты провожу во всех классах, усложняя задания. Чтобы сделать общение с природой насыщенным, провожу занятия на природе. Мы наблюдаем, как река несет свои воды. Вот листок закружило, понесло. О чем нам может рассказать этот листочек? Что он видел на своем пути? Пусть он нам об этом расскажет…
Или другое: прилетела туча, разозлилась… Что дальше?
Такие уроки привели к тому, что письменные работы учащихся стали отличаться поэтической образностью, ребята умело используют выразительные средства языка. Многие учащиеся пишут стихи, выражают свою индивидуальность в сочинениях и изложениях. Развивая художественное воображение у детей, я практикую такие виды работ, как защита рисунков по теме изучаемого произведения, составление тем сочинений учащимися, подготовка вопросов для коллективного обсуждения, индивидуальные и групповые задания по тексту и др.
Готовлю с учащимися театрализованные представления по произведениям русских классиков (литературная гостиная «В гостях у героев рассказов А.П.Чехова», «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина, «Недоросль» Фонвизина, «Детство, опалённое войной», «Звезда пленительного счастья» и др.). Такая работа, проводимая в системе, не только развивает образное мышление учащихся, делает духовный мир богаче, но и расширяет их кругозор, формирует потребность к постоянному чтению, познанию чего-то нового, способствует их познавательной самостоятельности.