Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы


Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 УИП им. В.И. Тиханова
Березиной Елены Борисовны.
Развитие творческих способностей учащихся   на уроках
русского языка и литературы
2014 – 2015 уч.годКаждый неразвитый человек – карикатура на самого себя, и степень духовной развитости определяется исключительно способностью творить, выражать себя и мир вокруг.
Ф. Шлегель,
немецкий историк литературы
В современном мире возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывание результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо . Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости
Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. По мнению Л.В. Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.
Очень любят ученики составлять синквейны.
СИНКВЕЙН (от франц. «пять») – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму.
В методической литературе встречаются два алгоритма, которые можно использовать для составления синквейнаАЛГОРИТМ №1
1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;
2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;
4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.
Осень
Золотая, дождливая
Льет, холодит, радует.
Осенью взрослые и дети любуются красками осени.
АЛГОРИТМ №2
1 строка – напишите то, о чём вы пишете;
2 строка – описание темы: два–три прилагательных;
3 строка – 1-2 сказуемых /глаголов/;
4 строка – чувства, связанные с тем, что вы описываете;
5 строка – опишите, какого цвета могут быть описываемые вами явления или предмет;
6 строка -  опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете;
7 строка – существительное – синоним.
День рождение.
Семейный, весёлый.
Вселяет надежду на лучшее, собирает всех за праздничным столом.
Чувство радости, ожидания чего-то необычного.
Зелёный, яркий, оранжевый.
Гости, праздничный торт, подарки.
Чудо!
Синквейн – интересный методический приём, который позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Выводы:  возрос интерес к знаниям у многих ребят, все это способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г.