Программа по психологии общения для студентов отделения Дошкольное образование.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
44.02.01 Дошкольное образование

Нягань 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы учебной дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта (далее– ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1для всехспециальностей среднего профессионального образования (далее СПО); Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Согласовано:
на заседании ПЦК
«Гуманитарных наук»
Протокол №______
от «______» ____________20__г.
Председатель ПЦК
________________В.В. Дмитриева Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж»
__________________ М.Г.Штепина
Разработчик:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж» _________________Э.Ш. Шабанова
_________________О.А. Вебер
СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование раздела Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации учебной дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 19
5 Оценочные средства 24
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
(наименование дисциплины)
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа по Психологии общения реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО 44.02.01 Дошкольное образование
с получением среднего (полного) общего образования, разработанной
в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
У.1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
У.2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
знать:
З.1. взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; З.2. роли и ролевые ожидания в общении;З.3. виды социальных взаимодействий;З.4. механизмы взаимопонимания в общении;З.5. техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;З.6. этические принципы общения;З.7. источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Формируемые профессиональные компетенции:
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
2. Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 58 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 10 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ Виды учебной работы Объем часов
1 Максимальная учебная нагрузка (всего) 58
2 Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 48
В том числе: Лабораторные работы 44
Практические занятия Контрольные работы *
3 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 10
Указываются виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). *
*
*
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
*)указать объем часов
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Дата Самостоятельная работа Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину 2-2 2
Содержание учебного материала Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Раздел 2.
Социальное общение 2
Тема 2.1.
Общение – основа человеческого бытия
Содержание учебного материала 2-4 1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль. 2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения 3. Единство общения и деятельности Тема 2.2.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Содержание учебного материала 1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия.
2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. Лабораторная работа №1:
Самодиагностика по теме «Общение»
Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские способности».
«Ваш стиль делового общения».
«Ваши эмпатические способности».
Самоанализ результатов тестирования
Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.
2-6 3
Лабораторная работа №2:
Тренинг «Формирования адекватной самооценки». Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. 2-8 2
3
Лабораторная работа №3:
Основные механизмы перцепции. Идентификация, стереотипизация и эмпатия. Аттракция, рефлексия и каузальная атрибуция.
Тест «Диагностика способности к сопереживанию, (эмпатии)». 2-10 Самостоятельная работа обучающихся №1:
«Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности» 2 Тема 2.2
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Содержание учебного материала 1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. 2. Взаимодействие как организация совместной деятельности Лабораторная работа №4:
Тренинг «Сплочение». Объединение участников группы для совместного решения поставленных задач. 2-12 2
Самостоятельная работа обучающихся №2:
«Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. 2 Тема 2.3.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Содержание учебного материала 1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.
2. Невербальная коммуникация.
3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения. 3
3
3
3
Лабораторная работа №5:
Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» Анализ самодиагностики.
Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики. 2-14 Лабораторная работа №6: Психологический тренинг «Коммуникативная толерантность» 2-16 Самостоятельная работа обучающихся №3: Подготовка самопрезентации. 2 Лабораторная работа №7: Психологический тренинг «Уверенность в себе» 2-18 Лабораторная работа №8: Самопрезентация. Как правильно себя преподнести. 2-20 Тема 2.3
Формы делового общения и их характеристики
Содержание учебного материала 1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов. 2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация. Лабораторная работа №9: Сообщение на тему: «Формула успеха. Кто такие успешные люди». Выступления студентов по заданной теме. Рефлексия. 2-22 2
Лабораторная работа №10: Ролевая игра «Собеседование с работодателем». 2-24 3
Лабораторная работа №11: Работа над проектом «Колледж будущего» (по подгруппам). 2-26 2
3
Лабораторная работа №12: Презентация проекта «Колледж будущего» 2-28 Самостоятельная работа обучающихся №4: Выполнить презентацию на тему: «Деловое общение с психологической точки зрения» 2 Раздел 3.
Конфликты и способы их предупреждения и разрешения Тема 3.1
Конфликт: его сущность и основные характеристики
Содержание учебного материала 1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов Лабораторная работа №13: Самодиагностика по теме «Конфликт».
Диагностический инструментарий:
«Твоя конфликтность»
«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.
Анализ своего поведения на основании результатов диагностики. 2-30
2
Самостоятельная работа обучающихся №5: Выполнить презентацию на тему: «Стили общения» 2 Тема 3.2.
Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции
Содержание учебного материала 1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
2. Правила поведения в конфликтах. Конфликты на рабочем месте. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации. Лабораторная работа №14: Анализ конфликтных ситуаций. Способы разрешения конфликтов. 2-32 2
3
2
Лабораторная работа №15: Тренинг конструктивного разрешения конфликтов. Выполнение психогимнастических упражнений, способствующих предупреждению конфликта, профилактике негативных состояний и использование приемов урегулирования. 2-34 Лабораторная работа №16: Правила поведения в споре. Как избавиться от агрессивности во время споров. 2-36 Раздел 4. Этические формы общения Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре
Содержание учебного материала Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения 2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. Лабораторная работа №17: Как связаны общечеловеческая и профессиональная мораль? Назовите самые известные кодексы профессиональной морали. Попробуйте составить этический кодекс Вашей профессии.  2-38 2
2
Лабораторная работа №18: Чем различаются понятия "этика", "мораль", "нравственность"? Сравните высказывания различных философов древности и нашего времени. 2-40 Лабораторная работа №19:Категории этики: ценность и благо, долг и совесть, стыд и вина. Ценностно-нормативная система личности. 2-42 2
Лабораторная работа №20:Правила поведения в различных формах деловой коммуникации. 2-44 Лабораторная работа №21: Разработать практическое занятие по этикету с детьми дошкольного возраста. 2-46 3
Дифференцированный зачет: 2-48 Всего 48 10 4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»;
раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;
слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».
Технические средства обучения:
учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
интернет ресурс;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
программные средства обучения.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Коноваленко М.Ю.: Теория коммуникации. - М.: Юрайт, 2012Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010Рамендик Д.М.: Управленческая психология. - М.: ФОРУМ, 2010Руденко А.М.: Управленческая психология. - Ростов на/Д: Феникс, 2010Леонтьев А. Психология общения. – Litres, 2014.
Ильин Е. П. и др. Психология общения и межличностных отношений. – Издательский дом" Питер", 2013.
Дополнительные источники:
А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.
Чернова Г. Р., Чернова Г. Р. Психология общения. – Издательский дом" Питер", 2012.
Немов Р. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2. – Litres, 2013.
Выготский Л. Мышление и речь (сборник). – Litres, 2014.
Интернет - источники:
www.medpsy.ru
www.psylib.org.uawww.flogiston.ru5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; ПК 9 Практическая работа: анализ производственных ситуаций.
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. ОК 3 Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра).
Усвоенные знания: взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;
ОК 5 Тестовый контроль
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении; ОК 6 Тестовый контроль
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
ОК 3 Индивидуальные задания.
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. ОК 6 Анализ проблемных ситуаций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Формируемые профессиональные компетенции:
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
2. Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
промежуточной аттестации
(указать назначение, например: для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации) по Психологии общения
(указать элемент основной профессиональной образовательной программы по профессии (специальности) СПО)
Форма проведения оценочной процедуры дифференцированный зачет
(указать форму, например, экзамен, дифференцированный зачет, зачет)
I. Паспорт комплекта оценочных средств
Таблица 1
Предмет (ы) оценивания
Объект (ы) оценивания Показатели
оценки
Социальное общение ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
У.1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
У.2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Экзаменационное тестирование (26 вопросов 4 варианта):
на оценку «отлично» - от 25 до 26 правильных ответов
на оценку «хорошо» - от 20 до 24 правильных ответов
на оценку «удовлетворительно» - от 12 до 19 правильных ответов
на оценку «неудовлетворительно» - до 11 правильных ответов
Конфликты и способы их предупреждения и разрешения ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
У.2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
З.4. механизмы взаимопонимания в общении;
З.5. техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;З.7. источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Этические формы общения
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
З.6. этические принципы общения.
II. Комплект оценочных средств
Тест
Вариант №1
1.Устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему- нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющиеся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи –
а) Привязанность
б) Дружба
в) симпатия
2. Неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого - либо или чего - либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п. –
а) Вражда
б) Антипатия
в) зависть
3.Скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему - либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения собственных целей
а) Влияние
б) Манипуляция
в) Конформизм
4.Понятие: "Сложный, многоплановый процесс, установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности" - соответствует понятию:
а) Взаимодействие
б) Общение
в) Восприятие
5. Одна из важнейших функций общения:
а) Воспитательная
б) Репродуктивная
в) Информационная
6. Виды общения:
а) Вербальное
б) Невербальное
7.Индивидуально - психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения - это...
а) Характер
б) Темперамент
в) Способности
8.Совокупность устойчивых свойств индивида, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки - это...
а) одаренность
б) Темперамент
в) Характер
9.Человек общительный, обращенный к внешнему миру:
а) Интроверт
б) Амбиверт
в) Экстраверт
10.Какое понятие соответствует данному определению: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия
а) Проблема
б) Конфликт
в) Стресс
11.Определите тактику в конфликте: стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания отношений-
а) Приспособление
б) Конфронтация
в) Компромисс
12.Определите тактику в конфликте: стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления:
а) Компромисс
б) Конфронтация
в) Соперничество
13. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)а) трансакцияб) ролевые ожиданияв) социальная рольг) психологический контакт
14. Основные качества манипулятораа) недоверие к себе и другимб) лживостьв) примитивность чувствг) все ответы верны
15. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения.а) прагматическойб) управленческойв) терапевтической
16. Человеческая речь характеризуется:а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакцииб) определенной логикой построения фразв) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событияхг) все ответы верны
17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры.а) смысловыеб) эмоциональныев) физические
18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс …а) идентификацииб) эмпатиив) рефлексии
19. Ведущей деятельностью ребенка в младенческом возрасте является…
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение с материю;
в) игровая деятельность;
г) опосредствованное общение с матерью;
д) учебная деятельность.
20. Способ общения человека с другими людьми - …
а) содержание общения;
б) стиль общения;
в) вид общения;
г) средства общения;
д) цели общения.
21. Единицей общения в теории Э. Берна является:
а) акция;
б) реакция;
в) трансакция;
г) коммуникация;
д) акт общения.
22. К вербальным средствам общения относятся:
а) устная речь;
б) письменная речь
в) устная и письменная речь;
г) интонации голоса.
23. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
а) жесты;
б) позы;
в) мимика;
г) все перечисленные;
д) выражение лица.
24. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
а) человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде;
б) эмоциональной женщины;
в) человека авторитарного типа;
г) конформной (склонной к приспособленчеству) личности;
д) человека с низкой самооценкой.
25. Какого типа личностей по склонности к конфликтности не существует?
а) для которых конфликтность – поведение в конкретной ситуации;
б) для кого конфликтность – постоянный признак их поведения;
в) вообще неконфликтные люди;
г) люди, инициирующие конфликт для достижения собственных целей.
26. С какого возраста следует начинать обучение этикету?
а) с младенческих лет;
б) в средней школе;
в) учась в колледже или высшем учебном заведении;
г) когда понадобится.
Ответы: 1-в; 2-б; 3-б; 4-б; 5-в; 6-а, б; 7-б; 8-в; 9-в; 10-б; 11-а; 12-в; 13-в; 14-г; 15-в; 16-г; 17-а; 18-а; 19-б; 20-б; 21-в; 22-в; 23-г; 24-а; 25-в; 26-а.
Вариант №2
1. Процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним –
а) манипуляция
б) влияние
в) давление
2. К паралингвистическим средствам влияния относятся:
а) позы и жесты
б) имидж
в) особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков
3. К невербальным средствам влияния относятся:
а) визуальный контакт
б) манеры общения
в) все ответы верны
4. К средствам общения можно отнести:
а) язык
б) Жесты
в) все ответы верны
5. Коммуникативная сторона общения предполагает:
а) общение как обмен информацией
б) общение как взаимодействие
в) общение как восприятие
6.Интерактивная сторона общения предполагает:
а) Коммуникацию
б) Взаимодействие
в) Восприятие
7.Человек направленный на себя, замкнутый в себе:
а) Амбиверт
б) Интроверт
в) Экстраверт
8.Определите свойства личности, способствующие успешному общению:
а) эмпатийностъ и толерантность
б) интровертированностъ и застенчивость
в) конфликтность и агрессивность
9.Помехи препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации:
а) барьеры коммуникаций
б) ролевые ожидания
в) конфликты
10.Способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовится к общению и его поведение в ходе общения:
а) этика общения
б) техника общения
в) приемы общения
11.Наиболее предпочтительные средства, выбираемые человеком для процесса общения:
а) культура общения
б) приемы общения
в) толерантность
12.Процесс самопознания и осознания человеком себя и того, как он воспринимается партнером по общению-
а) Рефлексия
б) Идентификация
в) Визуализация
13. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение.а) светскоеб) ролевоев) деловоег) примитивное
14. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.а) деловоеб) манипулятивноев) светскоег) формально-ролевое
15. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это …а) аттракцияб) аффилиация16. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.а) личностнымб) деловымв) ролевым
17. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …а) психическое заражениеб) конформностьв) убеждениег) подражание
18. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это …а) убеждениеб) психическое заражениев) эмпатия
19. Ведущей деятельностью ребенка в младенческом возрасте является…
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение с материю;
в) игровая деятельность;
г) опосредствованное общение с матерью;
д) учебная деятельность.
20. Способ общения человека с другими людьми - …
а) содержание общения;
б) стиль общения;
в) вид общения;
г) средства общения;
д) цели общения.
21. Единицей общения в теории Э. Берна является:
а) акция;
б) реакция;
в) трансакция;
г) коммуникация;
д) акт общения.
22. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров:
а) необходимо контролировать свои движения и мимику;
б) стараться интерпретировать реакции партнера;
в) понимать язык невербальных компонентов общения;
г) пользоваться всеми выше перечисленными пунктами.
23. Найдите правильный вариант завершения утверждения – дистанция, на которой разговаривают собеседники,…
а) очень символична и зависит от многих факторов;
б) не имеет значения;
в) зависит только от национальных особенностей;
г) зависит только от взаимоотношений собеседников.
24. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?
а) увеличение дистанции слушающим собеседником;
б) очень широкая улыбка;
в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;
г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;
д) частый отвод взгляда в сторону.
25. Психологи считают, что конфликты -
а) естественны в личной сфере;
б) неизбежны в деловой сфере;
в) естественны и неизбежны в личной сфере;
г) естественны и неизбежны в деловой сфере;
д) естественны и неизбежны в деловой и личной сфере.
26. С какого возраста следует начинать обучение этикету?
а) с младенческих лет;
б) в средней школе;
в) учась в колледже или высшем учебном заведении;
г) когда понадобится.
Ответы: 1-б; 2-в; 3-в; 4-в; 5-а; 6-б; 7-б; 8-а; 9-а; 10-б; 11-б; 12-а; 13-б; 14-б; 15-а; 16-в; 17-б; 18-б; 19-б; 20-б; 21-в; 22-г; 23-а; 24-г; 25-д; 26-а.
Вариант №3
1. Потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними:
а) Ригидность
б) Аффилиация
в) Суггестивность
2. Способность голоса воздействовать на слушателя своим звучанием, а не смыслом сказанного:
а) Суггетивность
б) Ригидность
в) Фрустрация
3. Свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что - то под влиянием группового мнения:
а) Конформность
б) Фрустрация
в) Мобильность
4. Перцептивная сторона общения предполагает:
а) Взаимодействие
б) Восприятие
в) Коммуникацию
5. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми:
а) коммуникативные способности
б) обратная связь
в) коммуникативная компетентность
6. Наука, которая исследует расположение людей в пространстве при общении
а) Проксемика
б) Такесика
в) Кинестика
7. Деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся, а иногда создающая конфликтные ситуации -
а) Самонадеянность
б) Бестактность
в) Тщеславие
8.Человек направленный на себя, замкнутый в себе:
а) Амбиверт
б) Интроверт
в) Экстраверт
9.Определите свойства личности, способствующие успешному общению:
а) эмпатийностъ и толерантность
б) интровертированностъ и застенчивость
в) конфликтность и агрессивность
10.Совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей, используемых в процессе коммуникации:
а) коммуникативные способности
б) коммуникативная культура
в) коммуникативная толерантность
11.Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения:
а) коммуникативная толерантность
б) коммуникативные способности
в) коммуникативная культура
12. Соблюдение правил приличия, учтивость:
а) вежливость
б) тактичность
в) приветливость
13. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …а) самоактуализацияб) стереотипизацияв) идентификацияг) обобщение
14. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект …незавершенного действияа) бумерангаб) новизныв) ореола
15. Манипулирующее воздействие проявляется в …а) использовании человека в корыстных целяхб) демонстрации своей позициив) в покровительственном отношении к человеку
16. Формы реализации делового общенияа) оперативкаб) переговорыв) брифингг) совещанияд) беседа17. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это …а) комплиментб) лестьв) критика
18. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение.а) примитивноеб) закрытоев) ролевоег) открытое
19. Ведущей деятельностью ребенка в младенческом возрасте является…
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение с матерью;
в) игровая деятельность;
г) опосредствованное общение с матерью;
д) учебная деятельность.
20. Способ общения человека с другими людьми - …
а) содержание общения;
б) стиль общения;
в) вид общения;
г) средства общения;
д) цели общения.
21. Единицей общения в теории Э. Берна является:
а) акция;
б) реакция;
в) трансакция;
г) коммуникация;
д) акт общения.
22. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров:
а) необходимо контролировать свои движения и мимику;
б) стараться интерпретировать реакции партнера;
в) понимать язык невербальных компонентов общения;
г) пользоваться всеми выше перечисленными пунктами.
23. Найдите правильный вариант завершения утверждения – дистанция, на которой разговаривают собеседники,…
а) очень символична и зависит от многих факторов;
б) не имеет значения;
в) зависит только от национальных особенностей;
г) зависит только от взаимоотношений собеседников.
24. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?
а) увеличение дистанции слушающим собеседником;
б) очень широкая улыбка;
в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;
г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;
д) частый отвод взгляда в сторону.
25. Какой пункт следует исключить из правил телефонного общения:
а) отвечая на звонок, представьтесь;
б) убедитесь в точности сведений, которые намерены сообщить;
в) в начале разговора задать вопросы типа «С кем я разговариваю?», «Что Вам нужно?»;
г) отвечать на все звонки;
д) не давайте выход отрицательным эмоциям.
26. С какого возраста следует начинать обучение этикету?
а) с младенческих лет;
б) в средней школе;
в) учась в колледже или высшем учебном заведении;
г) когда понадобится.
Ответы: 1- б; 2-а; 3-а; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б; 11-б; 12-а; 13-б; 14-в; 15-а; 16-б, г, д; 17-б; 18-г; 19-б; 20-б; 21-в; 22-г; 23-а; 24-г; 25-в; 26-а.
Вариант №4
1. Это неприятие или игнорирование человека окружающими, в результате чего люди реагируют на него плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом:
а) Остракизм
б) Одиночество
в) Недоверие
2. К паралингвистическим средствам влияния относятся:
а) позы и жесты
б) имидж
в) особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков
3. К невербальным средствам влияния относятся:
а) визуальный контакт
б) манеры общения
в) все ответы верны
4. Потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними:
а) Ригидность
б) Аффилиация
в) Суггестивность
5. Наука, которая изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций
а) Проксемика
б) Кинестика
в) Такесика
6. Коммуникативная сторона общения предполагает:
а) общение как обмен информацией
б) общение как взаимодействие
в) общение как восприятие
7.Интерактивная сторона общения предполагает:
а) Коммуникацию
б) Взаимодействие
в) Восприятие
8.Определите свойства личности, затрудняющие общение:
а) экстравертированность и эмпатийность
б) толерантность и мобильность
в) агрессивность и ригидность
9.Эффективность общения тесно связана с:
а) тоном обращения
б) поведением собеседников
в) все ответы верны
10.Определите, от каких характеристик зависит эффективность общения:
а) Мировоззрение
б) отношение к другим людям и к самому себе
в) все ответы верны
11. Чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей:
а) Толерантность
б) Вежливость
в) Тактичность
12.Какое понятие соответствует данному определению: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия
а) Проблема
б) Конфликт
в) Стресс
13.Определите тактику в конфликте: стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания отношений-
а) Приспособление
б) Конфронтация
в) Компромисс
14. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …а) эмпатияб) рефлексияв) экспрессивность
15. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение.а) светскоеб) ролевоев) деловоег) примитивное
16. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.а) деловоеб) манипулятивноев) светскоег) формально-ролевое
17. Основные механизмы познания другого человека:а) эмпатияб) все ответы верныв) рефлексияг) идентификация
18. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.а) личностнымб) деловымв) ролевым
19. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …а) психическое заражениеб) конформностьв) убеждениег) подражание
20. Ведущей деятельностью ребенка в младенческом возрасте является…
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение с материю;
в) игровая деятельность;
г) опосредствованное общение с матерью;
д) учебная деятельность.
21. Способ общения человека с другими людьми - …
а) содержание общения;
б) стиль общения;
в) вид общения;
г) средства общения;
д) цели общения.
22. К вербальным средствам общения относятся:
а) устная речь;
б) письменная речь
в) устная и письменная речь;
г) интонации голоса.
23. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
а) жесты;
б) позы;
в) мимика;
г) все перечисленные;
д) выражение лица.
24. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
а) человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде;
б) эмоциональной женщины;
в) человека авторитарного типа;
г) конформной (склонной к приспособленчеству) личности;
д) человека с низкой самооценкой.
25. К какому виду этикета относится этикет, предписывающий нормы поведения на улице, в гостях, в театре, в общественных местах?
а) деловой;
б) общегражданский;
в) воинский;
г) дипломатический.
26. С какого возраста следует начинать обучение этикету?
а) с младенческих лет;
б) в средней школе;
в) учась в колледже или высшем учебном заведении;
г) когда понадобится.
Ответы:1-а; 2-в; 3-в; 4- б; 5-б; 6-а; 7-б; 8-в; 9-в; 10- в; 11-в; 12-б; 13-а; 14-а; 15-б; 16-б; 17-б; 18-в; 19-б; 20-б; 21-б; 22-в; 23- г; 24- а; 25-б; 26-а.