Совершенствование умений работать с текстом учебника


МОУ СТАРОКИСТРУССКАЯ СОШ
2012г.
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА»
Учитель химии и биологии Маторина В.П.


Совершенствование умений работать с текстом учебника
Основные требования к созданию целостной образовательной среды на занятиях по химии:
мотивация ученика на поиск и приобретение знаний и умений;
Формирование у каждого ученика системы знаний;
формирование у каждого ученика системы предметных и межпредметных умений и навыков.
Реализация этих требований возможна при умении учащихся самостоятельно работать с текстом учебника.
Поэтому на первом уроке химии говорю учащимся, что наша главная задача как можно лучше усвоить этот материал, работать в полную силу и тогда у нас все получится.
Что для этого надо? – Прежде всего, научиться работать с материалом учебника. Для этого предлагаю инструкцию следующего содержания:
внимательно прочтите название темы, заглавия параграфа, вопросы предложенные в конце параграфа, обдумайте его содержание;
прочтите весь параграф. Выделите новые термины, понятия;
рассмотрите рисунки, иллюстрации, графики, таблицы, постарайтесь в них понять главное;
выучите предложенные определения, формулировки законов, которые имеются в тексте;
составьте краткий план прочитанного, обдумайте в какой последовательности пересказать текст;
перескажите текст мысленно или вслух, так вы лучше запомните и уясните изученный материал;
то, что не поняли, выясните у одноклассников или учителя.
При формировании знаний по теме «Электролитическая диссоциация» использую постепенную подачу информации с обязательным её закреплением путем неоднократного повторения учебного материала. Это способствует запечатлению в памяти изучаемого материала, и создаёт основу для формирования последующих знаний.
В качестве примера рассмотрю урок по теме «Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты». Образовательная задача урока состоит в углублении знаний по теме «Электролитическая диссоциация», а именно сформировать понятие о степени электролитической диссоциации, установить зависимость от условий, определить различия между сильными и слабыми электролитами.
1 этап. Объяснение темы начинаю с демонстрации опыта:
CuCI2(крист) +Н2О зелёный р – р+Н2О(избыток) голубой р –рt CuCI 2(крист.)
Прошу учеников указать признаки наблюдаемых реакций, в ходе беседы отмечаем, что процесс диссоциации, проходит в двух противоположных направлениях: ионизация – это распад электролита на ионы, моляризация - соединение противоположно заряженных ионов и образование молекул
Анализ демонстрационного опыта приводит учащихся к выводу, что электролитическая диссоциация процесс обратимый.
CuCI 2 Cu 2 ++2 CI-
Затем ученикам предлагаю ответить на вопрос: Состав минеральной воды «Ессентуки - 4» представлен в следующем виде:
катионы: Nа + , K + - 250 - 290 мг/л
Mg 2+ - 751 мг/л
Ca2+ - 150 мг/л
анионы: HCО3- - 360 - 450мг/л
CI- -150 мг/лПочему не даны молекулярные формулы веществ, которым соответствует ионный состав.
2этап. На следующем этапе сообщаю, что качественной характеристикой процесса диссоциации является степень электролитической диссоциации. Учащиеся знакомятся с данным понятием по содержанию § 39. На доске и в тетради делают записи:
L = число продиссоциированных молекул/общее число молекул
Задание.
1.Выучите по учебнику определение степени электролитической диссоциации.
2.Знать, что L = n/N выражается в долях от единицы или в процентах.
Формулирование вывода о том что классификация электролитов зависит от степени диссоциации, затем составляем таблицу и обсуждаем вопрос о факторах влияющих на степень электролитической диссоциации.
3 этап. Прошу обратить внимание на разницу в форме записи уравнений для сильных и слабых электролитов.
HNO3 H+ + NO3- (L 1)
H2 O H++ OH- (L = 10 -9)
Задание.
1. Выписать из предложенного списка сильные и слабые электролиты: борная кислота, гидроксид натрия, гидроксид магния, азотная кислота, угольная кислота, вода.
2. Выучить по учебнику определение сильных и слабых электролитов.
4 этап. Обсуждение проблемных вопросов
Если в воде есть ионы, то почему она не является электролитом, не проводит электрический ток?
Вода – это кислота или основание?
Вопросы для самопроверки:
1. Во сколько раз в воде больше молекул, чем ионов?
2. Нарисуйте графические формулы серной кислоты, гидроксида натрия, воды. В каком из этих соединений связь О – Н наиболее прочная? Наиболее слабая.
(подсказка: чем слабее связь, тем выше степень электролитической диссоциации)
3. Как диссоциирует серная кислота, гидроксид натрия, вода?
5 этап
Задание:
1. Прочитайте материал в учебнике, обдумайте всё ли вам ясно;
2. Проверьте свою готовность отвечать на вопросы (с138 .То ,что не понятно выясните у учителя;
3. Проверьте свою готовность выполнять домашнюю работу;
4. Сформулируйте, что вы должны знать к следующему уроку.
Данный вариант урока имеет возможность многократно повторить, закрепить изучаемое на уроке, а также выяснить не усвоенные отдельными учениками знания. На этой основе легко спланировать индивидуальную работу с учащимися на следующем уроке.
При формировании умений учащихся работать с текстом учебника предлагаю задания нарастающей сложности. Так, первый урок по теме «Подгруппа кислорода», на котором необходимы знания Периодического закона и строения атома, при характеристике элементов и простых веществ подгруппы кислорода, провожу по следующему плану:
1.Повторение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
Вопросы для повторения:
- сформулируйте периодический закон,
- что является графическим отображением периодического закона?
- что такое период? Что общего и чем отличаются малые и большие периоды?
- в чём заключается физический смысл порядкового номера?
-Почему закон открытый Д.И.Менделеевым называют периодическим?
2.Изучение нового материала.
Задание:
Самостоятельно охарактеризуйте строение атома кислорода в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
Какие элементы образуют подгруппу кислорода?
Составив схемы строения атомов серы и кислорода, ответьте на вопросы:
- в чем сходство и отличие строения атома кислорода и серы?
- почему кислород является более сильным окислителем, чем сера?
В заключение урока прошу учащихся самостоятельно ознакомиться с материалом учебника ( с.90), для каждой реакции необходимо составить схему электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления.
В работе с учебником большое внимание уделяю анализу текста. Выделение в тексте главного способствует обучению краткой записи изложенного в форме тезисов, конспектов, планов. При обучении конспектированию использую инструкцию следующего содержания:
прочитайте параграф медленно по абзацам и смысловым фрагментам текста;
выделите в прочитанном главное;
перескажите главную часть своими словам;.
запишите кратко содержание текста. Писать следует грамотно, чётко;
(познакомьтесь с вопросами, помещенными в конце параграфа, подумайте, готовы ли вы их выполнить.Но прежде чем приступить к самостоятельному конспектированию, ученики учатся составлять конспект по плану.
На уроке по теме «Сера» ученикам раздаю инструктивные карточки следующего содержания.
Задание. Составьте конспект, используя § 20 и предложенный ниже план:
1.Сера в природе и ее получение ( с.95)
Укажите два состояния нахождения серы в природе.
Запишите формулы и названия сульфидов и сульфатов.
Запишите кратко, что вы знаете о белках,
2.Получение серы. / с. 95/
Укажите, какое физическое свойство серы лежит в основе получения серы?
Вспомните, какой метод используется для отделения серы от других веществ, какое физическое свойство лежит в его основе.
3.Физические свойства серы. / с. 96/
Агрегатное состояние.
Электро – и теплопроводность,
Растворимость в воде ,сероуглероде, толуоле.
Температура плавления серы.
Аллотропные видоизменения серы.
4.Химические свойства серы.
(Уравнения реакций в молекулярном виде, составление уравнений электронного баланса.)
Окислительные свойства серы при взаимодействии с металлами и водородом,
восстановительные свойства серы с кислородом и галогенами/кроме йода/.
Обратите внимание!
В связи с большим атомным радиусом, чем у кислорода, окислительные свойства серы выражены гораздо слабее, поэтому в реакциях с кислородом сера –восстановитель.
5.Применение/С.98./
Составьте конспект, используя рис. 29 ( с. 98.)
Следующей ступенью в формировании рациональной организации труда учащихся является осуществление смыслового анализа текста с помощью составления следящего и структурного конспекта.
Для этого на первом этапе урока прошу одного из учеников читать вслух текст изучаемого параграфа, другие учащиеся следят по своим книгам. По ходу чтения выделяем наиболее главное и фрагменты текста, содержащие относительно законченную мысль. На втором этапе учащиеся составляют следящий конспект. Этому они уже научились, работая с инструктивными карточками. Третий этап состоит в преобразовании следящего конспекта в структурный. Следящий конспект - это изучение темы от частного к главному, а структурный от наиболее общих положений и выводов к их аргументам и фактам. Последний этап завершаем проговариванием структурного конспекта. Данная работа способствует систематизации знаний учащихся и осмыслению изученного на уроке материала.
Следящий конспект
Тема «Серная кислота»
1. Получение SO3 +Н2 O =H2 S O4
2.a)H2 S O4 бесцветная, тягучая ( р =1,8г/см ), нелетучая жидкость
3.Реагирует с металлами:
H2+1 S O4 (разб) + Zn0 = Zn S O4+2 + H20
2H2 S+6 O4( конц) +Cu0 t=Cu+2 S O4 +S +4O2 +2H2 O
4.Степень окисления серы : +4,-2 ,0,+6.
5. а) H2 S O4 (разб) +MgO = MgSO 4+H 2O
2H+ + МgO =Мg2+ + Н2 О
б)H2 S O4 +2 K ОH = K2 S O4 +2 H2 O
Н+ + ОН- = НОН
6. При взаимодействии с хлоридом бария образуется белый осадок, который не растворяется в воде и концентрированной азотной кислоте
H2 S O4 + Ba C I 2 =Ba S O4 +2 HСI
Ba2+ +S O 2- = BaSO4
7. H2 S O4 - сильное водоотнимающее средство
8.Обугливание древесины, тканей, сахара/органические вещества/.
C12 H22 O11 = 12C + 11H2 O
9. Осторожность при работе с серной кислотой.
Структурный конспект
Тема: «Серная кислота»
Химические свойства
1.Отношение к воде
а) Диссоциация
H2 S O4 = H+ + HSO-4 первая ступень
H S O-4 = H+ + SO24- вторая ступень
Осторожность!
2.Концентрированная cерная кислота - сильное водоотнимающее вещество.
H2 S O4 +n H2 O H2 S O4 . n H2 O + Q
3.С металлами
Степень окисления: +6,+4,0,-2.
4. Разбавленная Концентрированная
С металлами стоящими в электрохимическом ряду напряжения до водорода
Zn0 + H2+1 S O4 = Zn +2 S O4 + H20
Zn0 +2 H2 S +6 O4 = Zn+2 S O4 +S+4 O2 +2H2 O
С металлами стоящими в электрохимическом ряду напряжения после водорода.
Cu0 +2 H2 S+6 O4 = Cu+2 SO4 + S+4 O2 + H2 O
Обратить внимание:Fe + H2 S O4 =
пассивирует: Pt ,Au
5. С оксидами
H2 S O4 + MgO = MgSO4 + H2 O
2H+ + MgО = Мg2+ + H2 O
H2 S O4 +2KOH = K2 S O4 +2H2 O
H++ OH- = H2 O
H2 S O4(изб) +2NaOH=NaHSO +Н2О
2H++SO2-+ OH-= HSO-4 +H2 O
6.Качественная реакция на сульфат- ион
Ba 2++SO24-= BaSO4
Осадок белого цвета не растворяется не только в воде, но и в кислотах.
Для того, чтобы убедиться усвоили или нет ученики основные приемы работы с учебником предлагаю работу по составлению логической схемы – конспекта.
Оксид кремния
Состав Строение
SiO 2 – 1атом Si - 3s2 3p2
- 2атома O -2s2 2p4
Свойства атомная
кристаллическая решетка
-O - Si - O - Si - O -
О O
- O - Si –O - Si - O-
Физические Химические
1.Твёрдое кристаллическое 1. Кислотный оксид
вещество
2.Высокая температура плавления 2.При нагревании реагирует со щелочами, с основными оксидами
/кварц-1728 С. SiO2 +2NaOH = Na2 SiO3 +H2 O
SiO 2+CaO = СаSiO3
3.SiO2 + H2 O =
вытесняет более летучие кислотные оксиды из солей при нагревании.
SiO2 +CaCO 3t= CO2 +CaSiO3
Применение
Изготовление силикатных кирпичей, керамических изделий, стекла.
На обобщающих уроках предлагаю составление схем, таблиц ,графиков .
Тема «Классификация углеводородов»
Углеводороды
Ациклические Циклические
Молекулы содержат незамкнутые Цепи из атомов углерода
цепи атомов углерода замкнуты в циклы
Могут быть прямыми и разветвлёнными
Предельные ароматические
СН3-СН2-СН2-СН3-
много-одноядерныеБутан
(алканы) нафталин бензол


Непредельные
Этиленовые
(алкены) алициклические
СН2=СН-СН2-СН3
Диеновые циклопарафиныСН2=СН-СН=СН2 НС - СН
2-метил-бутадиен-1,3 НС - СН
Ацетиленовые
(алкины)
СН3-С≡ С-СН3
Следует отметить, что описанное выше поэтапное обучение детей приёмам работы с текстом учебника нельзя ограничивать несколькими уроками, для достижения положительных результатов необходимо эту методику применять при изучении всего курса химии.