Доклад «Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой».


МОУ Новопетровская средняя общеобразовательная школа
ШМО учителей начальных классов.
ДОКЛАД
«Развитие мышления учащихся
при формировании умений работать
с текстом учебника и с дополнительной литературой».
Учитель начальных классов: Кулаковская Галина Олеговна
2014 -2015 учебный год
МОУ Новопетровская СОШ, ШМО учителей начальных классов.
Доклад «Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой».
Учитель начальных классов: Кулаковская Г.О.
Умение учащихся работать с текстом - это важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом прежде всего необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста.
Начинать работу с текстом надо с разделения текста на смысловые единицы. Каждая выделенная смысловая единица должна отмечаться в тексте теми или иными средствами. Например, цветными метками, подчеркиванием и т.п. Постепенно внешняя форма выделения кусков может сниматься, заменяться отдельными символами, знаками (типа букв, цифр). Смысловые единицы могут получить свое название («заглавие»), концентрирующее в сжатом виде ее смысл. Очень важно, чтобы учащиеся понимали переходы от конкретного способа выражения к более обобщенному. Придумывание заглавий к частям текста - один из путей обучения детей этому умению. Хочется предостеречь учителей от требования буквального пересказа текста. В психологии давно известно, что чем большими способами человек может передать одну и ту же мысль, тем выше уровень понимания сути этой мысли. Передача содержания любого текста своими словами - обязательное требование к ученику.
Следующий важный шаг: умение объединять смысловые единицы в целое, видеть в них раскрытие единой темы. Для этого необходимо учить школьников выделять логические отношения между отдельными смысловыми единицами. Они могут осветить разные стороны данной темы и быть равноправными. Другие смысловые единицы могут относиться друг к другу как частное и общее, т.е. между ними существуют видородовые отношения.
Особенно трудно ученикам начальной школы выделять причинно-следственные отношения. Естественно, что указанные логические отношения должны быть вначале усвоены учащимися до работы с текстом. Работая с текстом, ученики применяют различные логические действия и тем самым не только лучше понимают текст, но и совершенствуют логические приемы мышления. Рассмотренные приемы работы с текстом обеспечивают не только его понимание, но и успешное запоминание. При этом важно отметить, что запоминание в значительной мере будет происходить непроизвольно. Чем тщательней и всесторонней будет работа с текстом, тем быстрее и легче он будет запомнен.
ФОРМИРОВАНИЕ  УМЕНИЯ РАБОТАТЬ  С  ИНФОРМАЦИЕЙ
У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  ПО  ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР»
Курс  «Окружающий  мир»  в  начальных  классах  знакомит  младших  школьников  со  знаниями  из  естественных  и  социально-гуманитарных  наук:  естествознания,  обществознания,  истории,  освоение  образовательной  программы  по  предмету  предусматривает  формирование  метапредметных,  личностных,  предметных  результатов.  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (2010  г.),  планируемые  результаты  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  определили  необходимость  формирования  у  младших  школьников  различных  способов  поиска  информации,  а  также  приобретение  «первичных  навыков  работы  с  содержащейся  в  текстах  информации  в  процессе  чтения  соответствующих  возрасту  литературных,  учебных,  научно-познавательных  текстов,  инструкций» 
Универсальные  учебные  действия  являются  основой  формирования  общих  учебных  умений  и  предметных  знаний  и  умений.  Н.А.  Лошкарева  умения  связывает  непосредственно  со  знаниями,  выделяет  следующие  условия  формирования  общих  учебных  умений:
·      если  они  выступают  в  качестве  предмета  обучения;
·      методика  учитывает  природу  формирования  умения,  этапы  развития,  межпредметное  применение   
Л.М.  Перминова  рассматривает  общие  учебные  умения  как  условие  повышения  качества  образования,  делит  их  на:  организационные,  информационные,  интеллектуальные,  коммуникативные. 
В  исследованиях  Н.Н.  Светловской,  Н.И.  Омороковой,  В.А.  Лазаревой  уделяется  внимание  формированию  читательских  умений,  чтению  как  общему  учебному  умению,  читательской  самостоятельности  у  младших  школьников.  Итак,  общие  учебные  умения  универсальны,  их  можно  рассматривать  как  способы  усвоения  знаний  и  овладения  информацией. 
В  начальной  школе  стоит  одна  из  проблем  —  научить  учащихся  работать  с  источниками  информации.  Значительная  роль  в  овладении  умением  осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий  отводится  предмету  «окружающий  мир»,  при  изучении  которого  ученики  работают  с  научно-познавательными  текстами  учебника,  одной  из  особенностей,  что  отличает  их  от  художественных  то,  что  в  них  содержатся  научные  понятия,  сведения,  факты,  нет  сюжета,  ролей. 
Приемы  работы  с  научно-познавательным  и  художественным  текстом  отличаются.  Практика  школы  показывает,  что  порой  работа  с  текстом  на  уроках  курса  «Окружающий  мир»  сводится  к  беседе,  вопросы  которой  повторяют  содержание  учебного  материала  знакомое  ученикам.  Это  вызывает  снижение  интереса  к  изучению  предмета,  простому  заучиванию  учебного  материала,  при  котором  применить  знания,  умения  в  практической  деятельности,  выполнить  задания  младшие  школьники  затрудняются.  Оценка  достижения  планируемых  результатов  в  начальной  школе  предусматривает  выполнение  учащимися  итоговых  комплексных  работ,  которые  включают  текст,  на  основе  понимания  прочитанного  ученики  должны  выполнить  задания  по  литературному  чтению,  русскому  языку,  математике,  предмету  «окружающий  мир».  При  этом  осуществить  поиск  необходимой  информации,  преобразовать,  представить  ее  в  виде  схемы,  краткой  записи,  установить  закономерность,  обобщить,  сделать  речевое  высказывание  в  письменной  форме.  Курс  «Окружающий  мир»  подготавливает  к  итоговым  работам  на  межпредметной  основе,  поскольку  школьники  получают  навыки  работы  с  научно-познавательным  текстом.  Учебная,  читательская,  проектная,  контрольно-оценочная  деятельности  в  начальной  школе  связаны  работой  с  книгой  и  другими  источниками  информации.  В  формировании  информационной  компетентности  младших  школьников  является  овладение  общими  учебными  умениями,  которые  лежат  в  основе  познавательной  деятельности.  Учащихся  необходимо  учить  извлекать,  интерпретировать,  использовать  текстовую  информацию.
Успешному  усвоению  знаний  о  природе,  обществе,  человеке,  а  также  исключению  механического  заучивания  учебного  материала  способствуют  приемы  работы  с  текстом,  овладение  младшими  школьниками  познавательными  универсальными  учебными  действиями.  По  предмету  «окружающий  мир»  при  работе  с  учебником,  дополнительной  литературой  необходимо  уделить  внимание  формированию  у  младших  школьников  следующих  информационных  умений:
·           целенаправленно,  выборочно  читать  текст,  статьи  учебника;
·           составлять  план  к  прочитанному  тексту;
·           умение  выполнять  задания,  включающие  составление  схем,  таблиц;
·           логично,  последовательно  излагать  ответ  на  поставленный  вопрос,  понимать  прочитанный  текст;
·           отвечать  на  вопросы,  имеющиеся  в  конце  учебника;
·           извлекать  из  учебника  и  дополнительных  источников  необходимую  информацию  и  обсуждать  полученные  сведения;
·           обмениваться  сведениями  о  Родной  стране,  полученными  из  источников  информации;
·           находить  в  тексте  описание  к  иллюстрациям; 
·           сравнивать  объекты,  изображенные  на  иллюстрациях  учебника,  готовить  вопросы  к  ним;  соотносить  описываемые  события,  явления  природы  с  иллюстрациями; 
·           самостоятельно  выполнять  задания  в  рабочих  тетрадях  на  основе  текста  учебника  и  дополнительной  литературы;
·           готовить  сообщения  на  основе  используемой  литературы  (словарей,  энциклопедий,  справочников,  хрестоматий,  других  книг).
Формирование  целостной  научной  картины  мира  и  отношения  человека  с  природой,  обществом  требуют  нового  подхода  к  организации  учебной  деятельности  младших  школьников,  позволяющей  учитывать  их  уровень  обученности,  овладения  учебными  действиями,  развития  познавательного  интереса,  логического  мышления.  Несомненно,  решение  задач  обучения,  воспитания  учащихся  во  многом  зависит  и  от  знания  педагогом  своих  воспитанников,  умения  применять  дифференцированные  средства  обучения,  формы  учебной  работы.  Содержание  учебного  материала  учебников  имеет  возможности  для  изучения  курса  «окружающий  мир»  на  базовом  и  продвинутом  уровнях  сложности.  Обучение  младших  школьников  в  условиях  дифференциации  требований  к  подготовке  предусматривает  применение  разноуровневых  заданий.  Стандарт  второго  поколения  начального  общего  образования  одним  из  требований  к  реализации  образовательной  программы  определил  организацию  образовательного  процесса  на  основе  использования  технологий  деятельностного  типа.  Уровневая  дифференциация  на  основе  обязательных  результатов  обучения  основана  на  применении  дифференцированного  подхода  к  младшим  школьникам,  разноуровневых  заданий,  организации  самостоятельной  работы,  обеспечивает  продвижение  в  развитии  каждого  относительно  исходного  уровня.  Использование  различных  педагогических  технологий,  как  продуктивного  чтения,  проблемного  диалога,  которые  имеют  место  в  курсе  «Окружающий  мир» ,  уровневой  дифференциации  на  основе  обязательных  результатов,  связаны  с  учетом  индивидуальных  психологических  особенностей  младших  школьников,  приемами  работы,  формами  обучения,  выполнением  заданий  различной  степени  сложности.  В  них  особое  место  уделяется  работе  с  книгой,  поиску  информации  в  электронных  носителях,  интернете. 
Просмотровое,  изучающее  чтение,  работа  после  чтения  должны  включать  задания  к  тексту  и  носить  поисковый  характер,  быть  направлены  на  применение  знаний  в  практической  деятельности  и  в  новых  учебных  ситуациях.  Школьники  лучше  понимают  слышимое  чтение,  при  работе  с  текстом  учебника  по  предмету  «окружающий  мир»  необходимо  применять  выборочное  целенаправленное  чтение.  Следует  перед  чтением  поставить  вопрос,  который  помогает  ученикам  извлечь  информацию,  найти  определение  понятия,  привести  примеры,  узнать,  описать  объекты,  раскрыть  причинно-следственные  связи,  объяснить,  выделить  признаки,  свойства  объектов  природы.  Учитывая  наглядно-действенное  и  наглядно-образное  мышление  младших  школьников  необходимо,  при  чтении  использовать  иллюстрации,  другие  средства  наглядности,  которые  помогают  сравнить,  сопоставить  объекты,  лучше  усвоить  разнообразные  связи  между  объектами  природы,  а  также  при  самостоятельном  чтении  выполнить  задания  в  рабочих  тетрадях  или  приготовить  небольшое  устное  сообщение. 
Используя  мультимедийные  средства,  электронные  носители  учитель  может  предложить  ученикам  узнать  по  видеоматериалам  объекты  окружающего  мира,  соотнести  их  с  историческими  событиями,  рассказать  о  них  или  описать  объекты  природы,  найти  сведения  о  растениях,  животных  из  атласа-определителя,  других  книг,  составить  схемы,  используя  знаково-символические  средства.  Слышимое  чтение  необходимо  сочетать  с  самостоятельным  чтением.  Учитель  может  предложить  ученикам  прочитать  текст  и  выполнить  дифференцированные  (разноуровневые)  задания  в  ходе  самостоятельной  работы,  организуя  парную,  дифференцированно-групповую  форму  учебной  работы.  В  курсе  «Окружающий  мир»  при  формировании  умения  работать  с  информацией  дифференцированные  задания  должны  включать  учебные  действия,  необходимые  для  выполнения.  По  способам  действий  они  могут  быть  на  воспроизведение  информации,  применение  в  практической  деятельности  и  в  новых  учебных  ситуациях.
Задания  на  воспроизведение  учебного  материала:
·           на  узнавание  объектов  природы,  их  классификацию, 
·           краткую  запись  ответа  на  вопрос  к  прочитанному  тексту.
Задания  на  применение  знаний  в  практической  деятельности  (включают  вопросы,  готовые  ответы  на  которые  в  тексте  отсутствуют,  требуют  самостоятельных  мыслительных  операций  с  текстом):
·           устное  описание  объектов  природы  с  использованием  плана;
·           подготовку  сообщений  о  достопримечательностях  городов  России  с  использованием  подобранных  иллюстраций; 
·           узнавание  по  иллюстрациям  памятников  архитектуры  и  искусства,  рассказ  о  них  с  использованием  знаний  из  дополнительной  литературы;
·           подготовку  сообщения  о  достопримечательностях  городов  России  на  основе  дополнительной  информации  (энциклопедий,  справочников,  других  книг);
·           составление  вопросов  к  прочитанному  тексту  для  организации  диалога  со  сверстниками  в  классе.
Задания  на  применение  знаний,  умений  в  новых  учебных  ситуациях: 
·           обоснование  предположения,  на  доказательства,  самостоятельные  суждения  по  тексту;
·           дополнение  к  тексту.