Статья «ОПОРА» как форма организации работы обучающихся с текстом учебника на уроке географии.


«ОПОРА» как форма организации работы обучающихся с текстом учебника на уроке географии.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы
количество часов на изучение географии сокращается, а программа остается прежней, и как следствие, возникает катастрофическая нехватка времени на уроках.
В этих условиях для сохранения стабильных результатов по предмету, перед учителями-предметниками ставятся проблемы, требующие срочного решения:
- как учить географии, чтобы обеспечить развитие, воспитание школьников и сформировать средствами географии систему ценностей личности;
- как поддерживать высокую мотивацию учения, когда предмет мало
востребован в старшей и высшей школе;
- как научить учащихся способам самостоятельной работы;
- как организовать на уроке деятельность обучающихся с различным темпом работы и уровнем усвоения материала;
- как развивать умение работать с картой и запоминать большой объем картографической информации и др.
Решая эти и другие возникающие проблемы, педагоги обращаются к современным педагогическим технологиям, их методам и приемам. Давно испытанные технологии совершенствуются, а многие их приемы становятся необходимостью на каждом уроке. Одна из таких технологий, переживающих свое новое рождение, – технология опорных конспектов.
Технология опорных конспектов в ее классическом варианте представляет собой систему наглядных схем, в которых отражена подлежащая усвоению информация, показаны связи между ее блоками, а наиболее значимая информация выделена цветом или шрифтом. Средствами выражения опорного сигнала (ассоциативного символа, заменяющего некое смысловое значение) в таком конспекте служат буквы, рисунок, схемы, цифры, графики, цвет и т. п.Нужно заметить, что технология опорных конспектов разрабатывается в педагогике совсем недавно, однако прочно вошла в педагогическую литературу с работ донецкого учителя-новатора В.Ф. Шаталова. Он первым разработал систему опорных конспектов по математике в 70-е годы прошлого века и предложил для решения многих проблем обучения использовать особую организационно-методическую систему построения педагогического процесса, состоящую из шести взаимосвязанных подсистем. Одна из них рассматривает способы организации учебного самоуправления класса, а другая затрагивает способы использования на уроках опорных конспектов, созданных учителем.
Позднее данная система была апробирована, дополнена учителями – предметниками и адаптирована к условиям современной школы. Получается, что даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя превращается в процесс творчества.
Поиски новых или адаптация к новым условиям известных педагогических технологий, методов, приемов и форм организации процесса обучения, обусловлены требованиями современного общества к школе и ФГОС.
Оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок меняется. На современном уроке географии учитель уже не ретранслятор знаний, он выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует ребят.
Главное на таком уроке – систематическая самостоятельная деятельность школьников, решение ими учебных задач и проблем, построенных на содержании учебного материала. А основой современного урока становится единство деятельности учителя и учащихся.
Величайший педагог 20-го века В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Страшная опасность – безделье за партой. Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьная мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере - в сфере мысли».
Вышесказанное актуально и сегодня, вот почему главная задача учителя-предметника в современной школе - продумать форму урока, с учетом требований ФГОС, психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Скелет человеческого организма – это его опора, следовательно, тщательно продуманная система заданий для работы обучающихся текстом учебника и картами может стать скелетом урока географии, его ОПОРОЙ.
Разработанная автором система ОПОР к урокам географии в 5-6 классах является примером организации деятельности обучающихся на уроке, позволяющей обеспечить занятость всех учеников класса продуктивной работой на протяжении всего урока. Это является одним из основных условий достижения эффективности современного урока, направленного на успешное усвоение программного материала и формирование творческой и активной личности ученика.
Ведущей педагогической технологией ФГОС является технология смыслового чтения и работы с текстом, которая в сочетании с технологией опорных конспектов определили содержание ОПОР, составленных по содержанию Классической линии учебников географии издательства ДРОФА.
На начальном этапе изучения географии составление ОПОР, как варианта опорного конспекта, осуществляется учителем и выдается обучающимся как раздаточный материал к уроку. Это обусловлено, прежде всего, недостаточно сформированными в начальной школе навыками анализа, преобразования текста и работы с ним. Кроме того обучающиеся в 5 классе отличаются низким темпом работы, особенно выполнения письменных заданий в тетради. В дальнейшем учащиеся смогут составить ОПОРУ к тексту самостоятельно.
Содержание каждой ОПОРЫ направлено на продуктивную работу с текстами учебника (технология продуктивного чтения и работы с текстом) и соответствует основным этапам современного урока по ФГОС. Приведу в качестве примера структуру ОПОРЫ к уроку географии в 5 классе по теме «Воздушная одежда Земли».
На этапе актуализация знаний и пробного учебного действия ребята выполняют Задание №1 «Сформулируйте тему урока».
Подсказка №1.
Он образует самую легкую и очень необходимую всем живым существам Земли оболочку.Ты без него не сможешь житьНи есть, ни пить, ни говорить.И даже, честно говоря,Разжечь не сможешь ты огня.________________ Подсказка №2.Эпиграф урока:«Мы живем на дне воздушного океана» Эванжелисто Торричелли
Этапу урока «Выделение проблемы и постановка цели урока» соответствует Задание №2. Используя Подсказку №2, сформулируйте проблемный вопрос урока.
2672715125095000Далее очень важным представляется определить границы «знания» и «незнания» обучающихся по новой теме. Используя приемы «Мозговой штурм» или «Знаю – не знаю», прием «Кластер» ТКМ, ребята выполняют Задание №3 «Что вам уже известно по теме урока? Составить кластер».
242506518415000
18345152616200042595803429000108585017081500379666520002500 Атмосфера
31299159969500
Этап урока, предполагающий самостоятельное планирование хода урока учащимися требует их первоначального ознакомления с текстом параграфа, в соответствии с чем, в ОПОРУ включено Задание №4 «Самостоятельно бегло прочитать текст §24, составить план работы над темой урока. Цветом в кластере выделить понятия, объяснения которым вы не нашли в тексте §24». Содержание каждого параграфа учебника структурировано авторами по пунктам и абзацам, что позволяет школьникам быстро справиться с поставленной задачей.
Часть урока направленная на реализацию построенного проекта (плана работы над темой) предполагает выполнение обучающимися системы разноуровневых заданий – базового, повышенного, творческого и олимпиадного уровня.
Примером заданий базового уровня может быть Задание №5. «Самостоятельно работая с 1 пунктом §24, построить круговую диаграмму и записать название газов и их процентное соотношение в воздухе Земли. Прокомментировать свою работу устно»:
19678657747000146304027749500 11677657747000
132969012446000
Или Задание №8 «Самостоятельно работая с текстом 5 пункта §24, заполнить схему», формирующее навыки работы с текстом – анализ, выделение в тексте ключевых слов по заданию, «сворачивание» текста в диаграмму, таблицу или схему:
Элементы характеристики погоды
2482215355600029775153556000958215355600029775153556000

Разноуровневый характер заданий ОПОР просматривается в каждом классе. Так, например, на уроке географии в 6 классе по теме «Земля и ее внутреннее строение» на этапе урока «Включение в систему знаний и повторение», обучающиеся работают над заданиями повышенного уровня: Реши задачи, используя в качестве алгоритма правило «С глубиной в земной коре увеличивается давление и температура. На каждые 100 м температура повышается на 3°».Задача №1. Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя, с которого начинается повышение +5° .Задача №2. Герой романа Ж. Верна, известный по тем временам профессор, геолог - Лиденброк, полагал, что путешествие к центру Земли возможно по следующим причинам:а) «…где-то на глубине температура перестаёт расти, останавливается на определённом уровне и не поднимается до черты, после которой начинают плавиться самые огнеупорные породы. Если бы внутри земного шара пар достигал 200 000° С, то газ, образовавшийся от веществ, раскалённых до таких невероятных температур, взорвал бы земную кору, как под давлением пара взрывается котёл»;б) «…огненно-жидкое состояние земных недр, в том числе и ядра Земли, немыслимо вследствие некоторого фактора, ещё не установленного наукой». Прокомментируете мнение известного профессора. Был ли он прав или ошибался? Ваш ответ обоснуйте.
Творческое задание в ОПОРЕ к данному уроку является логическим продолжение предыдущего: «Что вы можете сказать о реальности путешествия к центру Земли? Напишите мини-сочинение на тему «Мое путешествие к центру Земли».
ОПОРА - помощник учителя и обучающихся на уроке. В случае изучения большой по объёму материала педагог организует работу над ОПОРОЙ по группам: делит класс на группы, каждая из которых работает с определённым блоком заданий ОПОРЫ, отчитывается по результатам своей деятельности. Остальные группы задают отвечающим «тонкие» и «толстые» вопросы по содержанию ответа, уточняют, оценивают правильность выполнения заданий. В результате активной самостоятельной и коллективной деятельности ребят происходит наиболее осмысленное усвоение материала, ученики максимально заняты работой в течение всего урока, отсутствует проблема с дисциплиной.
ОПОРА помогает учителю решить проблему накопляемости оценок при одном часе географии в неделю в 5-6 классах. Педагог может включить в содержание ОПОРЫ задания по проверке качества усвоения изучаемого материала, используя различные формы проверки - проверить его у группы ребят, всего класса, организовать взаимопроверку, оценив ее качество. Например, Задание «Выполнить тест по содержанию пройденной темы «Земля и ее внутреннее строение» в ОПОРЕ 6 класса предлагает ребятам самостоятельно выбрать уровень заданий в соответствии с уровнем их знаний по теме:
Задания базового уровня (максимальная оценка «4»):1. Определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие неверными («+» или «-»).1. Нижняя граница мантии находится на глубине около 2900 км._______ 2. Океаническая земная кора состоит из 3- х слоев: осадочного, гранитного и базальтового________ 3. Температура вещества мантии достигает 800- 2000°_________4. Толщина материковой земной коры составляет 15-20 км._________2. Самая глубокая скважина мира расположена в России....1) на Кольском полуострове2) на полуострове Ямал3) на полуострове Таймыр4) на полуострове Камчатка _______________________________3. Укажите, в каком порядке расположены слои внутреннего строения Земли, начиная с самого верхнего:1. Ядро2. Земная кора3. Мантия _____________________________________________________ И др.Задания повышенного уровня (максимальная оценка «5»):1. Соотнесите:
1. Уголь, торф, нефть, горючие сланцы А. Метаморфические горные породы
2. Гнейс, мрамор, глинистый сланец, кварцит Б. Осадочные горные породы
3. Базальт, пемза, андезит, диабаз В. Магматические горные породы
__________________________________________________________________
2. Определите группу горных пород по следующему описанию: «Эти горные породы нашли широкое применение в жизни человека. Одни из них используются в качестве строительного материала, другие - как топливо, а третьи - используются человеком для производства других материалов».
1) Метаморфические горные породы
2) Осадочные горные породы
3) Магматические горные породы__________________________________
3. Какова будет температура в шахте, если ее глубина составляет 500 м., а на поверхности Земли температура +18°С. _____________________________________
Опорные конспекты В.Ф. Шаталова являются компактным графическим или знаковым отображением основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Значит, работа над таким конспектом требует заучивания обучающимися самих знаков, способов отображения связей или процессов, а затем преобразования закодированной учебной информации в монологический ответ. Упомянутые формы работы для определенной категории обучающихся сложны.
Более того, шаталовские опорные конспекты составляются в процессе объяснения учителем нового материала, а в современной школе в соответствии с ФГОС учителю отводится роль организатора поисковой самостоятельной работы ребят по теме урока, роль координатора и консультанта.
Вот почему, опираясь на методологические основы технологии опорных конспектов и требования федерального государственного стандарта к современному уроку и роли в нем учителя, были составлены ОПОРЫ к урокам географии, которые являются пошаговой инструкцией учителю по организации деятельности ребят на уроке и учащимся при их самостоятельной работе над темой и текстом учебника.
Использованная литература.1. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.2. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос, 1991.3. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» под редакцией А.Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2010.