Обобщение опыта по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.


Панова С.В., учитель русского языка и литературы
Развитие способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
1.Способы развития творческого мышления.
Не для житейского волненья.
Не для корысти, не для битв.
Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв.
А.С.Пушкин.
Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы.
Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это совсем не означает, что чем больше спишь, тем больше шансов на открытие.)
Творческие способности можно и нужно развивать. Особенно эффективно это делать с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям. Но и взрослые люди вполне могут развивать свои творческие способности.
Это удобно делать в виде «мозгового штурма». Этот метод успешно применяется на западе. Собирается группа, которая выдвигает новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором – отбираются наиболее интересные предложения. На третьем – проверяется возможность их применения.
Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют идеи, анализируют их.
С целью активизации мышления я предлагаю школьникам следующие задания:
1.У К. Чуковского встречается Тянитолкай - сказочное животное с двумя головами. Скажите, какие преимущества у него появились благодаря этому качеству?
2.Придумайте как можно больше способов использования зубной щетки, пластиковой бутылки и т.п.
3. Однажды у тебя в руках оказалась волшебная палочка. Чтобы ты сделал?
4. Ты директор школы, президент и т.п. Что бы ты сделал?
5. Прошло 10,15 лет. Напиши сочинение «Я через 10лет».
Проведя сочинение на последнюю тему, я поняла, что наши дети боятся мечтать. Они пишут чаще всего о том, что, по их мнению, реально для осуществления.
Еще один метод, активизирующий мышление, называется «синектика». Автор этого метода – Уильям Дж. Гордон (США)- выделяет 2 вида процессов творчества: неоперативные- интуиция, вдохновение и операционные- использование различных видов аналогий. Если целенаправленно учить детей применять различные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление.
Существует 4 вида аналогий:
1. Прямая аналогия. Например: сосулька - карандаш, нож, перчатки, ручка, , клюв ( прямая аналогия по форме). О такой аналогии говорится в известном детском стихотворении): На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи.
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль _
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я –
На тебя,
А ты –
На маму. (Роман Стеф).
2. Фантастическая аналогия. Позволяет отказаться от стереотипов, пойти неизвестным путем. Я предлагаю, например, описать сказочную школу.
3. Символическая аналогия. Включает в себя обобщенный, абстрактный. Словесный или графический образ объекта.
Упражнения, используемые мной для развития творческих способностей:
-словесные ассоциации (называется слово, а учащиеся должны записать ассоциации, которые у них возникают );
-непредсказуемые последствия: придумать, что будет, если исчезнут все компьютеры, наступит вечная темнота, исчезнут все взрослые и т.п.
- на листочке нарисован кружок. Задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Можно усложнить задание:10 кружков, придумать рисунки на их основе рисунки. Круги можно объединять в один рисунок.
2.Система творческих заданий для учащихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы. Программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, по русскому языку М.М.Разумовской и программа по русскому языку М.Т.Баранова Т.А. Ладыженской.
«Если из наших классов выйдут писатели и словесники.
Это хорошо, но не на это мы рассчитываем
Наше дело – подготовить ярко чувствующего
и критически мыслящего читателя. »М.А. Рыбникова
Одна из проблем, стоящая на пути создания системы работы по развитию творческих способностей детей – это организация занятий с детьми в урочное и внеурочное время. Решается она, на первый взгляд, просто. Есть уроки русского языка и литературы – творите. Но здесь мы сталкиваемся с препятствием – программой, нашим основным документом. Как совместить программный материал с творчеством? Решение этой проблемы я вижу в создании системы развития творческих способностей на основе программного материала. Необходимо разработать творческие задания (классные и домашние) так, чтобы дети не были перегружены трудными, малоинтересными вопросами, а предложить им сочинять что-либо подобное или же пойти дальше – развить мысль, создать произведение «по поводу» в различных жанрах.
За основу разработки системы творческих заданий взято содержание программы роков русского языка и литературы 5 по 9 класс. Все жанровое многообразие литературы невозможно охватить творческими заданиями, здесь необходимо учитывать возможности каждого класса, поэтому система является примерной и корректируется для каждого класса.
left-635
Структура курса
литературы Ведущие аспекты курса Теоретическое оснащение Виды творческих заданий
5 класс
Устное народное творчество. Древнерусская литература.
Из литературы 18 века.
Из литературы 19 века.
Русская литературная сказка.
Из литературы 20 века.
Из зарубежной литературы.
Мифы народов мира.
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из литературы 18 века.
Из литературы 19 века.
Из литературы 20 века.
Из литературы народов России.
Из зарубежной литературы.
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из литературы 18 века.
Из литературы 19 века.
Из русской литературы 20 века.
Из зарубежной литературы.
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из литературы 18 века.
Из литературы 19 века.
Из русской литературы 20 века.
Из зарубежной литературы.
Из древнерусской литературы.
Из литературы 18 века.
Из литературы 19 века.
Из литературы 20 века.
Из зарубежной литературы. Античная лирика.
Первое знакомство со структурой курса литературы.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Богатство и многообразие произведений искусства слова в процессе его становления и развития.
Обучение чтению и анализу произведения.
Ведущая проблема – внимание книге.
6 класс
Представление о детской и юношеской литературе.
Обучение устному рассказу.
Обучение чтению и анализу произведения.
Ведущая проблема –
художественное произведение и автор; характеры героев.
7 класс
Ведущая проблема– особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Историзм творчества классиков русской литературы.
Ведущая проблема – взаимосвязь литературы и истории.
9 класс
Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Ведущая проблема – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Сказка. Виды сказок.
Летопись.
Роды литературы. Жанры.
Басня. Баллада.
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма, способы рифмовки.
Тропы и фигуры.
Композиция.
Художественное произведение. Содержание и форма.
Притча.
Сказ.
Строфа.
Способы выражения авторской позиции.
Миф. Героический эпос. Басня. Обрядовый фольклор.
Стихотворное послание.
Пейзажная лирика.
Размеры стиха.
Героический эпос, афористические жанры фольклора.
Летопись.
Ода.
Повесть.
Литературный герой.
Литературные роды.
Стихотворения в прозе.
Автобиография.
Сатира и юмор.
Публицистика. Интервью.
Японские хокку.
8 класс
Народная песня. Предание.
Летопись. Житие. Сатирическая повесть.
Начальные представления о литературных направлениях.
Комедия, роман.
Поэма.
Гипербола, гротеск.
Литературная пародия.
Эзопов язык.
Композиция.
Сюжет и фабула.
Драматическая поэма.
Сонет.
Дума.
Литература как искусство слова.
Ода.
Слово как жанр литературы.
Литературные направления.
Лирический герой.
Роман в стихах.
Развитие представления о жанрах лирических произведений.
Притча.
Системы стихосложения.
Рифма.
Трагедия.
Философско-драматическая поэма.
- составление словарика тропов поэта, писателя;
-сочинение загадок, сказок, частушек;
-конкурс баронов Мюнхгаузенов;
-составление диафильма;
-сочинение басни;
-рассказ по данному началу;
-собирание местного фольклора;
-проба пера (сочинение собственных стихотворений);
-отзыв;
-юмореска;
-этюды о природе;
-сочинение продолжения сказки, рассказа;
-составление сценария.
- составление синквейна, кластера;
-дневник читателя;
-Рождественские истории;
-сочинение страшных историй;
Составление собственных произведений разных жанров;
-составление портретной характеристики;
-пейзажные зарисовки;
-составление басен, мифов;
-создание патриотических произведений.
-составление летописи школы;
-эссе;
-составление синквейна, кластера;
-составление пьесы по тексту;
-отзыв о поэтическом произведении;
-пародия, карикатура, шарж;
-стихотворение в прозе;
-продолжение пьесы «Ревизор»;
-сравнительная характеристика;
-интервью с ветераном войны, старожилом села;
-написание собственной художественной автобиографии.
-подбор эпиграфа;
-составление кластера, синквейна;
-исследование;
-очерк;
-анализ рассказа;
-написание рассказов, преданий, басен;
- составление компьютерных презентаций;
-написание сочинений разных жанров;
-написание сочинений о жизни святых;
-создание доклада.
-составление синквейнов;
-написание исследовательских работ;
-портретный очерк;
-опорный конспект;
-аннотация;
-реферат;
-путевой очерк;
-сочинение-рассуждение;
-сочинение-анализ эпизода;
-эссе;
-публицистическая статья;
-анекдот;
-сочинение стихотворений;
-анализ текста;
-составление тестов, кроссвордов;
-подготовка компьютерных презентаций;
- сочинения о писателях и поэтах «Каким я представляю себе…», «Мой Пушкин».
Виды творческих заданий на уроках русского языка.

5 класс:
-деловая инструкция;
-сочинение-описание;
-составление кроссвордов;
-изложение текста;
-творческие диктанты;
-объявление;
-сочинение по личным впечатлениям;
-сочинения о семье, доме, домашних животных;
- продолжение текста по данному началу;
-сочинение по картине, по фотографии;
-сочинение о народных промыслах;
-письмо другу, президенту, Деду Морозу.
6 класс.
-выборочное изложение;
-план текста;
-сочинение-описание;
-пейзажная зарисовка;
-рассказ на основе услышанного и увиденного;
-фантастический рассказ;
-творческий диктант;
-сочинение по картине, фотографии;
-статья в газету;
-сочинение лингвистических сказок
-сочинения – ассоциации;
-сочинения о народных традициях, промыслах.
7 класс.
-заметка в газету;
-репортаж с места событий;
-путевой очерк;
-описание действия;
-портретные зарисовки;
-сочинение юмористических рассказов, лингвистических сказок;
-составление рекламных текстов;
-сочинения - рассуждения на разные темы;
--сочинения о народных традициях, промыслах;
-интервью;
-сочинения по картинам и фотографиям.
8 класс.
-репортаж;
-сочинение о народных традициях и промыслах;
-портретный очерк;
- сочинение по данному началу;
-путевые заметки;
-конспект;
-доклад;
-статья в газету;
- рассказ;
-художественная зарисовка;
-творческий пересказ;
-сочинение по данным словам;
-исследования;
-сочинения – ассоциации;
-слово о слове;
-сочинения – рассуждения о жизни, дружбе и т. п.;
-сочинения о памятниках архитектуры;
-сочинения – исследования о родной деревне, родном крае;
-сравнительная характеристика
-сочинение на лингвистическую тему;
-сочинения по личным впечатлениям.
9 класс.
-эссе;
-рецензия;
-аннотация;
-сочинение – рассуждение;
-статья;
-изложение с элементами сочинения;
-сочинение на лингвистическую тему;
-реферат;
-обзор литературы;
- написание рассказов, стихотворений;
-пьеса из жизни класса, школы;
-доклад;
-воспоминания;
-очерк;
-конспект критической статьи;
-сочинения на проблемные и дискуссионные темы;
-сочинения публицистического характера;
-исследования;
-сочинение о народных традициях, промыслах;
-сочинения по картинам;
-сравнительный анализ.
3. Творческая работа над ошибками в нетрадиционной форме
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Нет учеников, которые бы никогда не ошибались. Все ученики знают, о необходимости работы над ошибками. Все знают, но выполнять не очень то и хотят. Иногда работу над ошибками провожу в необычной форме, в форме «Письма ученому соседу»
Цель: развивать умение анализировать собственные ошибки, научить исправлять и предупреждать ошибки, развивать творческие способности.
Учащиеся пишут друг другу письмо о своих ошибках.
Пример такого письма:
Дорогой друг, сегодня получил свой контрольный диктант и хочу поделиться с
тобой …………, потому что получил…….. А ошибочек-то всего……
Ты знаешь, оказывается, слово…….. пишется с буквой….., так как ………Жаль, конечно, но я и не знал, что слово………пишется через….., потому что…… А еще я допустил ошибку в слове……, но теперь я запомнил, что…… Представляешь такое простое слово, как………, я написал с ошибкой только из-за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомневался в написании слова….. , зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом……….. Несколько ошибок я допустил на правило……. А слова…..мне следует просто запомнить. Правд, правило о………. я еще не изучал, поэтому и слово….. написал неправильно.
Думаю, что в следующей работе я учту все замечания и напишу ее на…..
А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет и тебе полезно. Но если вдруг я допустил ошибку, исправь, я обязательно ее проанализирую, исправлю и запомню, ведь человеку свойственно ошибаться. И считаю, что не стыдно не знать…,но стыдно не учиться.
Еще одна интересная форма работы над ошибками, используемая мной – это устная отработка ошибок в группе ( у меня группа – это целый класс).
Цель: развитие речи, развитие умения составлять рассказ на грамматическую тему, развитие умения классифицировать ошибки, воспитание чувства коллективизма ( мы в ответе за весь класс).
Роли.
Поисковик Исследователь Исполнитель Контролер Оппонент
Выписывает все ошибки. Объясняет все ошибки. Рассказывает всей группе о полученных сведениях Подбирает практический материал для проверки знаний Анализирует и оценивает вклад каждого.

Роли постоянно меняются.
Конечно, трудно каждый раз делать работу над ошибками в такой форме: не хватает времени, загруженность учащихся. Но эту работу сильные учащиеся смогут провести и без учителя, а учитель лишь проверит результат.
4.Опросники для систематизированного наблюдения.
Творческие способности.
Контрольный лист.
Ф.И.О.
Пол
Возраст
Характеристика Неуд. Слабо Средне Хорошо Отлично
Лингвистические проявления
Общий уровень интеллекта
Скорость мышления
Воображение
Память
Рикольная память
Наблюдательность
Концентрация памяти
Оригинальность идей
Решение проблем
Рутинная работа Опросники для систематизированного наблюдения.
Опросник № 1.
Инструкция: обведите кружочком числа, которые в большей степени соответствуют характеристике данного ученика. Высокий результат определяется по большему количеству баллов.
Баллы:
5 – очень сильно выражена;
4 – сильно выражена;
3 – выше среднего;
2 – средне;
1 – ниже среднего.
Инициативность: Хорошо справляется с обязанностями, 5 4 3 2 1
успешно выполняет задания, настойчив, оптимистичен,
самокритичен, стремится улучшить результат деятельности.
Рискованность: Часто идет на риск, безрассудно смел5 4 3 2 1
Любознательность: Задает много вопросов, стремится узнать 5 4 3 2 1
принципы: смысл событий, явлений.
Креативность: Проявляет гибкость в суждениях,5 4 3 2 1
высокую продуктивность мышления, видит
многообразие, вариативность, неоднозначность предметов, явлений.
Независимость: Предпочитает работать самостоятельно,5 4 3 2 1
Нуждается в минимальном руководстве, автономен в поведении.
Ответственность: Внимательно относится к устным5 4 3 2 1
и письменным указаниям, усидчив, обязателен.
Общие способности: Хорошая память, развиты 5 4 3 2 1
навыки чтения, счета, концентрированное
внимание на главном, склонность к обобщениям и глубокомупониманию.
Самовыражение: Умеет о «себе заявить», легко структурирует 5 4 3 2 1.
и выражает свои идеи, мысли, обычно хорошо воспринимается
окружающими.
Итого по столбцам:
Русский язык и литература.
Баллы:
5 – всегда или почти всегда;
4 – довольно часто;
3 – время от времени;
2- изредка;
1 – никогда не замечалось.
1. Имеет богатый словарный запас, интерес к значению слов, 5 4 3 2 1
Словообразованию
2.Обладает логической письменной речью5 4 3 2 1
3.В письменной и устной речи умело и точно использует слова и выражения, тонко ощущает образность и многообразие значений слов 5 4 3 2 1
4.Разнообразен и широк круг чтения по различным литературным 5 4 3 2 1
направлениям, может сосредоточиться на одном
направлении, затем переключиться на другое5.Стремится глубоко анализировать литературное произведение, 5 4 3 2 1
воздерживается от поспешных суждений
6.С пониманием относится к чужой идее и точке зрения, 5 4 3 2 1
может отстаивать свои идеалы, свою позицию
7. Тщательно разрабатывает изложение своей речи,5 4 3 2 1
испытывает тягу к различного рода сочинениям
8. Подбирает убедительные аргументы и факты 5 4 3 2 1
в защиту своих позиций, находит хорошие идеи
для выступления и письменных работ
9. Самостоятельно без помощи учителя 5 4 3 2 1
пишет рассказы, стихи, имеет журналистские навыки
10. В своем творчестве разрабатывает убедительные характеры 5 4 3 2 1
и ситуации, умеет передать эмоции и настроения,
имеет склонность к импровизации.
Итого по столбцам: