Элективный курс по русскому языку Тайны текста 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале Пуровского района

Принято на заседании «Согласовано»: «Утверждаю»
НМС школы Заместитель директора по ВР Директор школы
«» 201 г. Попова ЛЮ. _____________Дойникова Т.С.
Протокол № Протокол педсовета №
от .




Внеурочная деятельность по русскому языку
8 «А» класс
«Тайны текста»






Разработчик:
Василова О.Л., учитель русского языка и литературы
















2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа курса «Тайны текста» для учащихся кадетского 8а класса МБОУ «СОШ №1» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению. Программа курса рассчитана на 68 часов.
Актуальность курса в том, что новый Государственный образовательный стандарт по русскому языку и литературе ставит задачу развития коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Отражением этих требований является ОГЭ: задания 1 и 2 части направлены на проверку уровня понимания, анализа и переработки исходного текста, создания на его основе собственного высказывания. Наиболее доступный способ решения этой проблемы - образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения:
- работать с текстами различных стилей;
- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;
- излагать собственные мысли четко и последовательно.
Умение писать сочинение - это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене именно навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.
Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом виде.
Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть умением правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
Программа рассчитана на 68 часов.

Цель курса:
- воспитание коммуникативной личности;
- развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами;
- формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.
В результате освоения курса учащиеся должны получить знания:
- о сущности, содержании, структуре и типах текстов;
- об объективных законах восприятия, понимания и создания текста;
- роли текста в коммуникативных отношениях между людьми.

Принципы построения курса
Основой построения элективного курса являются принципы:
- системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;
- постепенного усложнения материала;
- личностно-деятельностного подхода

В программе учтены возрастные возможности школьников. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - лидерство,основанная на совместной деятельности. В основе такого подхода - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.

Задачи курса:
- формирование умения слушать и понимать текст
- обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации
- совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения
Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части.
Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга.
По окончании курса предусмотрено итоговое тестирование (типа ОГЭ части 1 и 2) с целью проверки усвоения знаний.

Учащиеся должны знать:
-определение текста, его признаки и компоненты;
-типы и стили речи, их структуру и композицию;
-синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте;
- способы и приёмы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи;
-перерабатывать исходные тексты, применяя различные способы и приёмы их сжатия;
- создавать устные и письменные тексты – сжатые изложения;
- рецензировать и редактировать тексты по критериям ГИА (часть 1)

Ожидаемые результаты:
-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.
-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.
-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.
-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Презентации:
Строение текста
Тайны текста для 7 кл.
Изобразительно-выразительные средства речи
Средства и приёмы выразительной речи
Анализ изобразительно-выразительных средств языка
Сжатие как вид информационной переработки текста
Сжатое изложение. Теория и практика подготовки (
Приёмы сжатия текста. Критерии оценивания и практикум.
Способы сокращения текста. Практикум подготовки к ГИА
Приёмы компрессии текста при обучении сжатому изложению
Учимся писать сжатое изложение по тексту «Куприн»
Содержательные и языковые способы сокращения текста
Технология подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе

Разработки уроков
Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Урок обучения сжатому изложению
Средства связи предложений в тексте
Функциональные стили. Жанры публицистики

Демонстрационный материал
Этапы лингвостилистического анализа художественного текста

Содержание курса.

Глава 1. Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Актуализация знаний и умений.

Глава 2. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты. Актуализация знаний и умений

Глава 3. Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство
текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили.

Глава 4. Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Ознакомление

Глава 5.Художественные средства выразительности в тексте. Публицистический и художественней стили. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений

Глава 6. Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План. Практикум

Глава 7. Сжатие как вид информационной переработки текста. Три
способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатого изложения текста:
1) замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
2) исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.
«Содержательные» приёмы сжатия текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Итоговое занятие







Учебный тематический план курса «Тайны текста»


Тема
Кол-во часов
Дата

1. Текст как единое целое.


Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте.
4
5.09
5.09
12.09
12.09


Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность.
2
19.09
19.09


Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Актуализация знаний и умений.
2
26.09
26.09


Инверсия. Цепная и параллельная связь.
2
3.10
3.10

2.
Типы речи. Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы.
2
10.10
10.10


Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура.
2
17.10
17.10


Смешанные тексты.
2
24.10
24.10


Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей.

2
7.11
7.11


Работа с «текстом-портретом».

2
14.11
14.11


Работа с «текстом-проблемой
2
21.11
21.11

3.
Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство текста.
2
28.11
28.11


Разговорный и книжный стили.
2
5.12
5.12


Научный и официальный стили.
2
12.12
12.12


Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности
2
19.12
19.12

4.
Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений.
2
26.12
26.12


. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов.
2
16.01
16.01


Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие.
2
23.01
23.01


Учимся анализировать текст: художественные средства выразительности в тексте
2
30.01
30.01

5.
Художественные средства выразительности в тексте. Публицистический и художественней стили.
3
6.02
6.02
13.02


Тропы. Переносное значение слова. Метафора.
2
13.02
20.02


Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста
2
20.02
27.02


Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений.
3
27.02
27.02
6.03

6.
Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста.
3
13.03
13.03
20.03


Эпиграф. Заглавие. Развитие мысли в тексте.
2
20.03
3.04


Микротемы и абзацы. План. Практикум

2
3.04
10.04


Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную
3
10.04
17.04.
17.04

7.
Сжатие как вид информационной переработки текста. . Три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения.
2
24.04
24.04


Учимся сжимать текст. Сжатое изложение.
3
1.05
1.05
15.05


8.
Создание текста на основе данного и его редактирование
2
15.05
22.05


Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование
3
22.05
29.05
29.05


ИТОГО
68





Литература для учителя:
1. Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического анализа. – М. 1981
3. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007 (домашний репетитор)
Литература для учащихся:
1. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 кл-
общеобразовательных учреждений под ред. Бабайцевой В, В. - М., 1995
2.ОГЭ-2016.Русский языкТиповые тестовые задания. Практикум. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
3. ОГЭ-2016.: экзамен в новом форме: Русский язык.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2016 – ФИПИ.









13PAGE 15


13PAGE 14615











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315