Урок по литературе Язык символа как способ расширения художественного мира русской поэзии: анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи», 11 класс


Тема: Язык символа как способ расширения художественного мира русской поэзии: анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи».
Подготовка к уроку: Чтение наизусть стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи» заранее подготовленным учеником.
Урок предполагает возможность работы в парах (в группах).
Цель: обучить анализу стихотворения в единстве формы и содержания с точки зрения принадлежности его к такому литературному направлению, как символизм.
Задачи: – ввести понятие символа;
– отработать приемы работы с символом;
– обогатить внутренний мир одиннадцатиклассников путем приобщения к ценностям русской классики.
Оборудование: портрет Д. С. Мережковского, репродукция картины Рафаэля «Сон рыцаря».
Ход урока:
I. Создание проблемной ситуации: анализ картины Рафаэля «Сон рыцаря» (Приложение1).
– Какое впечатление создает картина? Что мы видим на ней? Почему картина с помощью художественной детали – тонкого деревца – разделена на две равные части? В чем особенность изображения женщин, расположенные по обе стороны от рыцаря? Какую мысль хотел донести до нас художник? (Ответы следуют самые разнообразные – это воплощение войны и мира, христианства и язычества, в том числе – наслаждения и долга. Приходим к выводу, что в данной символической форме художник отобразил проблему выбора между долгом перед родиной и наслаждением жизнью.)
– Что же такое символ?
На доске записываем ключевые фразы из ответов учащихся:
в образ вложено несколько значений
многозначность
многоголосие
нужно дофантазироватьза одним скрыто совсем другое и др.
Сравниваем со значением слова из толкового словаря Ожегова: «Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи».
– Наши рассуждения практически совпали с общепринятым в литературоведении понятием символа. Напрашивается вопрос: а почему именно Рафаэль, ведь мы говорим о поэтах серебряного века, о поэтах-символистах. Но напомню, что понятие символа появилось еще в Древней Греции, где символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Поэтому на протяжении развития человеческой цивилизации, а значит и искусства, мастера слова, живописи, музыки так или иначе использовали это понятие. При анализе стихотворений поэтов-символистов потребуется ваше умение размышлять, видеть потаенный смысл высказанной мысли.
Объявление темы урока.
II. Чтение и анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи».
– Какое настроение рождает стихотворение? Какой образ является ведущим? Что может обозначать? Составляем схему:
91884511176000331470011493500Дети ночи
звезды 9499604508500
поэты 1631954191000
души умерших
людей некие избранные
Здесь уместна работа в парах (в группах), где каждый коллектив на основе связи с другими образами стихотворения доказывает правильность данной интерпретации символа. Тогда выявляется несколько идейных смыслов стихотворения:
Звезды – практически прямое значение символа, тогда вся вселенная представляется одухотворенной.
Поэты – не-признание, не-слышание, поэтому «мы тоскуем О несозданных мирах», «Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены» и мн. др. Горечь одиночества поэтов.
Души умерших людей – способны к жизни лишь во мраке ночи. Вопрос достаточно дискуссионный.
Некие избранные – люди, видящие, чувствующие приближение «пророка», «весны», что должно изменить жизнь к лучшему (потому что именно весна).
Все замечания вносятся в схему.
III. Выводы урока.
– Можно ли однозначно раскрыть основную идею стихотворения. С этой точки зрения объясните смысл темы урока: что значит – расширить мир художественной действительности посредством символа?
IV. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно (трудно)…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
V. Домашнее задание: раскрыть символический смысл стихотворения И. Анненского «Маки».
Использованная литература:
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.
Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: 2001, Т.3
3. Серебряный век. Поэзия. – М.: АСТ, Олимп, 1996.
4. Головкина Е. В. Подведение итогов урока. Рефлексия. – http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/Приложение 1