Методическая разработка урока по стихотворению Н.Рубцова Звезда полей


Урок 57
Н. М. РУБЦОВ. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»
Цели.
Личностные:
научить понимать лирический текст,
помочь овладеть навыками анализа лирического текста.
Метапредметные:
обучить определению целей и задач своей деятельности, анализировать и оценивать результаты деятельности;
развить навык групповой работы.
Коммуникативные:
работать над развитием устной и письменной речи;
развивать умение полно и ясно выражать свои мысли;
оценивать свои действия и действия партнеров.
Предметные:
развивать навык анализа лирического текста;
работать над закреплением понятия «лирический герой»;
работать над умением определения средств выразительности и их роли в поэтическом тексте;
ввести новый термин «анафора»;
дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии.
Сегодня мы буСлайд 1
Обозначение темы урока.
Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением Николая Рубцова «Звезда полей».
Определите цель – зачем мы будем это делать, какой результат вы хотите получить?
Определите этапы работы, то есть, какие задачи мы должны решить, выполнить?
Цель – научиться понимать поэтический текст.
Задачи – определить настроение ЛГ, выяснить, с помощью каких ИВС поэт передает настроение ЛГ, выражает свою идею.
Сведения из биографии поэта.
Слайд 2
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Е.ЕвтушенкоПрежде чем мы поработаем со стихотворением, кратко познакомимся с биографией поэта.
Николай Рубцов – поэт самобытного дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу.
Слайд 3
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской области.
В 1940 году всей семьей переезжают в Вологду, где их застала война.
Слайд 4
Когда началась война, отец ушел на фронт. Коле было шесть лет, когда умерла  мать, он попал в детдом в Вологодской области, где он и воспитывался.
Мать умерла,
Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу, -
напишет он потом в стихотворении «Детство».
Слайд 5, 6

Вологодский детский дом, в котором воспитывался Коля Рубцов.
Учился Николай хорошо, за окончание 3 класса семилетней школы был награжден похвальной грамотой.
Слайд 7
Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет.
Николай вернулся и поступил в лесотехникум, но мечта о море не покидала будущего поэта.
В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.
В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.
Слайд 8
Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды. На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.
Слайд 9
После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.
В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького.
Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году.
Позже были изданы сборники
«Звезда полей» (1967 г.),
«Душа хранит» (1969 г.),
«Зеленые цветы» (1971 г.).
Стихам Николая Рубцова свойственна «песенность»: задушевность, мелодичность, интонация раздумья.
Слайд 10
Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа.
Любимые образы – свет, звезда, огонек.
Слайд 11
Подготовка к восприятию стихотворения «Звезда полей».
Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы?
Это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека.
Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей» (с. 202) и его анализ.
Слайд 12
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Слайд 13
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Слайд 14

Слайд 15
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Слайд 16
Она горит над зимним серебром...
Слайд 17
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Слайд 18
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
1964
Слайд 19

Слайд 20
Какие образы возникают при чтении стихотворения? 
Образ звезды, простора полей, холода, времени (часы, осень, зима), образ мира как стран и мира как покоя, образ счастья, вечной красоты родной земли.Какие мифологические представления несет в себе образ звезды?
Вифлеемская рождественская звезда, яркая, необычная, напоминающая о том, что есть на земле чудо спасения, есть место, где родился Спаситель; звезда, указывающая путь к Богу.
Какие символические значения имеют эти образы?
Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней.
Сияющая звезда ассоциируется со священным огнем, со светом разума и благоразумия, со светом истины.
Пламенеющая звезда обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии.
Огонь — мотив зарождения человеческой цивилизации. Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду. Священный огонь был источником власти.
Светоч — это огонь, который мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.
Как видим, это символы жизни, добра, тепла, надежды.
Слайд 21
Какие чувства испытывает лирический герой? 
Любовь к родной земле,
счастье сознавать свою принадлежность к ней,
восторг любования красотой «звезды полей»,
всеобъемлющую радость, волнение.
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ.
Одинаково ли настроение, одинаковы ли чувства лирического героя в каждой строфе или от строфы к строфе они меняются?
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей... Состояние покоя
В любое время года она горит над Родиной – чувство покоя, уверенности.
Она горит над всем миром, защищая его от потрясений, оберегая покой.
Но лирический герой особенно счастлив, если счастлива, спокойна его Родина.
От чего зависит чувство. Настроение ЛГ? Как оно связано с окружающим пространством?
От строфы к строфе расширяется художественное пространство стихотворения. Звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается: только на родине звезда «восходит ярче и полней». Тема малой родины ярко звучит в заключительных строках:
И счастлив я, пока на белом свете
Горит, горит звезда моих полей…
Поэт очень долго и тщательно работал над этим стихотворением. В государственном архиве Вологодской области (фонд № 51) существует иной вариант текста «Звезды полей».
На доску проецируется стихотворение.
Чтец.              Звезда полей горит, не угасая,
                                   Над посветлевшей крышею моей!
                                   Светила мне звезда родного края
                                   Среди земель далеких и морей!
                                   По городам чужим и по курганам,
                                   И по волнам, блуждающим в ночи,
                                   И по пескам пустыни ураганной –
                                   Везде ее рассеяны лучи!
                                   Но только здесь, над родственным пределом,
                                   Она восходит ярче и полней, –
                                   И счастлив я, пока на свете белом
                                   Еще горит звезда моих полей.
Как  видим,  в  этом  варианте  стихотворение  имеет  сходную  с  окончательным  текстом  композицию,  и фраза «Над родственным пределом» даже  в  большей  степени  раскрывает тему сопричастности судьбе малой родины.
Перед нами свидетельство того, что поэт стремился к достижению максимальной мелодичности стиха и созданию звуко-смысловых связей. В окончательном варианте произведения слова «над родственным пределом», как мы видим, заменены на повтор «во мгле заледенелой», одновременно подчеркивающий аллитерацию звука «л» и создающий кольцевую композицию всего произведения.
Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, что усиливает оптимистическое настроение финала.
Какие же художественные приемы, которые помогают автору передать чувства и настроение лирического героя.
В первой строфе используется (антитеза) (звезда, свет, тепло – лед, холод, темень), которая помогает понять, насколько дорого человеку чувство … (покоя, родины).(Метафора) «и сон окутал родину мою» усиливает чувство … (тепла и покоя).
Во второй строфе … «минуты потрясений» противопоставлена «золоту осени» и «серебру зимы», что еще раз подтверждает ценность чувства …
(Эпитету)… «тревожные жители земли» противопоставлен другой … (эпитет) – «лучом приветливым», который рождает чувство … (покоя, защищенности) не только родных мест, но и всего мира.Последняя строфа прямо заявляет тему счастья. Холоду «мглы заледенелой» противопоставлен вечный свет «звезды полей».
Несмотря на все противоречия окружающего мира, лирическому герою дорого чувство покоя и гармонии. Передать его помогает анафора – единоначатие, одинаковой начало каждой строфы.
Стихотворение начинается и заканчивается выражением «звезда полей», которое словно замыкает круг. Возникает образ колеса жизни, то есть, её вечности.
Таким образом, главная тема стихотворения – тема родины, счастья сознавать свою принадлежность к ней. Николай Рубцов хотел сказать нам, что человек счастлив только тогда, когда он ощущает свою связь с родиной, когда он знает, что у него есть родина.
Слайд 22
Почему Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»?
Это образ-символ добра, света, жизни, надежды на лучшее. Это образ божественного света как оберега от всех несчастий.
Подведение итогов урока.
В полной ли мере вы умеете понимать и анализировать лирический текст?
Умеете ли вы определять настроение ЛГ?
Знаете ли вы средства выражения настроения?
Какое новое средство выразительности вы сегодня узнали? Для чего оно служит?
Слайд 23
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «Что для меня значит родина?»