Презентация Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫММИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Проект учителя русского языка и литературыМороз Т.А.   АктуальностьПовышение мотивации ученияРечевое развитиеСоздание условий для коммуникативной деятельностиСоздание благоприятных условий для формирования творческой личности Теоретическое обоснование Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихсяЛ.С.ВыготскийВ.А.СухомлинскийК.Д.УшинскийИ.Я.Лернер «Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».  Л.С.Выготский видение новой проблемы в знакомой ситуацииперенос знаний и умений в нестандартную ситуациювидение новых (скрытых) функций известных объектов;видение альтернативных и вариативных способов решения задачикомбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.видение всех взаимосвязей структуры объектаЭлементы творческих способностей по И. Я. Лернеру Сочинения различных жанров* Сочинение-миниатюра* Сочинение по картине* Сочинение по данному началу * Сочинение-описание* Сочинение-рассказ* Сочинение-рассуждение Сочинение по личным впечатлениямМузыкальные впечатления «Что я чувствовал, слушая эту музыку»Читательские впечатления «Мое отношение к Тарасу Бульбе»Жизненные впечатления « Самый радостный день в моей жизни»Сочинения различных жанров Сочинение-письмо(письмо маме, другу, литературному герою, ветерану и др.)Сочинение по пословицеСочинение-фантазия( от имени животного или предмета)Сочинения различных жанров Сочинения различных жанровСочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему« Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения.Село мое, ты такое одно, Ты прекраснее всех и роднее всего… Творческие изложенияС заменой лица рассказчикаС изменением финала текстаВключающее собственные размышления над текстом Творческие диктанты с заменой или продолжением текстаТема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограммаВодитель машины (шофер)Тихая речь (шёпот)Плод дуба (жёлудь) Игры на уроках кроссвордыРазгадай кроссворд из выделенных букв составь словоПо горизонтали: 1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. 2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне. 3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров. 4. Устаревшее название самолета. 5. Произведения, написанные стихами. По вертикали: 1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения. 2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений. 3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей.. 4. Правила литературного произношения. 5. Глава города. Игры на уроках РебусыШарадыПервое – нота, второе – тоже,А целое на боб похожа. ( Фа – соль)Первое – предлог, второе- летний дом,А целое порой решается с трудом. ( За – дача).Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.А целое в музее найдёте без труда. ( Картина). Игры на уроках Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.) Лексико-фразеологические игры(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину») Творческие задания с элементами изобразительного творчества Нетрадиционные творческие урокиУрок-путешествиеУрок-конкурсУрок-играУрок-викторинаУрок-диспутУрок-конференцияУрок-КВН Нетрадиционные домашние заданияЗадания на основе материалов газет и телевиденияРазработка наглядного пособияРазработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по темеСоставление ребусов, шарад, пословицСочинения на лингвистическую тему Поэтическое творчество Мой мирЯ рисую не кистью – подбираю слова.Получилась картина, и творец ее – я!Вот попробуйте сами что-то взять сотворить – Это то же, что вишню под окном посадить.Деревцо, подрастая, вдруг весной зацветет…«Это я посадила!» – в сердце радость живет.«Это я сочинила!» – расцветает душа. –Этот мир мой прекрасен – создала его я!»Прочитайте с любовью стих о мире моем:В этом мире нет смерти, грусти нет за окном, Нет ни злости, ни зависти, люди все здесь – друзья.Этот мир сочинила… Как попасть мне туда? Петухова Ангелина, 10 класс Поэтическое творчество Твори доброТвори добро – и будет мир,Планета будет рада.Полей цветок – он будет жить,Цвести тебе в награду.В беде другому помоги – Добро к тебе вернется.Когда душа твоя добра,Ей улыбнется солнце. Стороженко Алина, 6 класс ВыводыВ работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языкаКак показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характерУчебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя Литература и интернет-ресурсы:1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 1. — М., 1988.9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.10. http://www.bestreferat.ru11. http://shelgimn.ucoz.ru/12. school8gornya.edusite.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ