Конспект урока по русскому языку на тему Что такое имя существительное?


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, 2КЛАСС.
ТЕМА УРОКА: Что такое имя существительное?
ТИП УРОКА: Открытие нового знания.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Задачи:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- учить соотносить вопросы кто? и что?;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать речь учащихся.
Личностные:
- развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
- развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу;
- осуществлять познавательную личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение работать в паре.
Предметные:
- построить алгоритм правильного использования имен существительных в речи;
- различия существительных по существенным признакам;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Метапредметные:
- развивать логическое мышление, умение ставить проблемные вопросы;
- выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели! Проверяют готовность к уроку, тихо садятся за парты.
2.Мотивирование к учебной деятельности Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Сегодня не уроке нам предстоит много думать, рассуждать, фантазировать. А для этого нам нужно:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным. Внимательно слушают.
3. Актуализация знаний - Ребята, из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?
- Какие слова древний человек придумал первыми?
- На столе у вас лежат карточки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Что объединяет слова в столбиках?
- Что объединяет подчёркнутые слова? - Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Да, но сначала древние люди произносили звуки, а уже потом слова.
- Я предполагаю, что это были названия предметов, инструментов.
Работа с карточками.
- Эти слова однокоренные.
- Они отвечают на вопрос ЧТО? И КТО?
4. Постановка учебной задачи. Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.
- Какие у вас возникли вопросы?
1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
5. Физминутка для глаз. - На эти вопросы мы ответим после физпаузы. Выполняют зарядку для глаз.
6. Открытие новых знаний.
Итог: - Я тоже подобрала несколько слов. Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, но будьте внимательны при списывании.
Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.
- Ребята, все ли слова вы списали?
- Почему?
- На какие вопросы отвечают слова, записанные вами?
- Выделите в словах орфограммы, которые требуют проверки, объясните их.
- Ребята, а кто из вас знает, как назвали часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
- Как вы думаете, почему её так назвали?
- Вы уверены, что все имена существительные можно потрогать?
- Хорошо, но я вас постараюсь переубедить…
– Замените, одним словом и запишите:
– движение воздуха – …
– буря на море – …
– сильный ветер со снегом –…
– ненастье с громом и молнией
- Что вы можете сказать о них?
- Все ли явления природы вы сможете потрогать руками?
Вывод.
- Продолжим изучать, что обозначают имена существительные.
Слушаем задачу:
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м?
(15-5-3=7(м))
– Молодцы. Назовите героев этой задачи.
- Как одним словом назвать эти слова?
- Запишите названия животных.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?
- Вы видите репродукцию картины.
– Что вы чувствуете, глядя на неё?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Что обозначают эти слова?
– Ребята, мы попали на урок технологии. Для изготовления аппликации, какие инструменты нам пригодятся?
– Какие ещё знаете инструменты?
– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?
- На какой вопрос они отвечают?
- Что же мы узнали о нашей части речи?

- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Записывают слова.
- Нет!
- Слово мечтать – отвечает на вопрос что делать?
- КТО? ЧТО?
- безударная гласная в корне;
- парная согласная;
- большая буква в именах людей;
- географических наименованиях;
- словарные слова.
(взаимопроверка, работа в парах)
- ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Потому, что эти слова существуют их можно потрогать и посмотреть.
- ДА!
Дети записывают слова: ВЕТЕР, ШТОРМ, МЕТЕЛЬ, ГРОЗА
- Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.
- НЕТ.
Не все имена существительные можно потрогать.
Попугай, Мартышка, Удав.
- Животные.
- КТО?
– Люди.
- Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.
– ЧТО?
- Чувства, переживания.
– Ножницы, кисточка.
– Грабли, пила, лопата, топор…
– Предметы.
- Что?
- Главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе.
7 .Физкультминутка. Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы поднимаете руки вверх, если другие части речи – приседаете. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
8. Развитие умений.
Итог: – Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?
– Может быть можно обойтись без неё?
– Давайте проверим наше предположение.
– У меня есть предложения без имён существительных. Прочитайте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
– Всё ли понятно?
– Исправим предложения, запишем их.
- Наша речь не может быть без существительных. - Нет.
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.
9. Самостоятельная работа. - Вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике. С.45, Упр. 75.
-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка. Работа в тетрадях.
Взаимопроверка.
10. Подведение итогов урока.
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали? Составим «скелет» урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.
- На верхних косточках основные понятия.
-На нижних косточках расшифровку понятий.
-Хвост – ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?» -Да
-Имя существительное.
-Работа с елью.
11. Домашнее задание с. 47, упр. 79 + знать определение имени существительного 12. Рефлексия
Подсказка.
-Я для себя сделал открытие…
-Меня удивило…
-Оказывается, что…
Спасибо, дети за урок,
Надеюсь, он пошёл вам впрок! Ответы детей
Карточка № 1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Найди и почеркни слово каждой группы, которое появилось первым.
зверь
одомашнивать
грозил рыбачили
звериный
дом грозовое рыба
озверел
домашнее гроза рыбный
Карточка № 2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Вставь недостающие слова и запиши правильно.
Я ___________________________________ второго класса.
Я кладу в портфель: _____________________________________________
В пенале лежат: _________________________________________________
Карточка № 3. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)