Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Кулеш С.А.
МБОУ «Анастасьевская СОШ»
с.Анастасьевка, Шегарского района Томской области

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Кандидат педагогических наук В.А.Сухомлинский считал, что «творческий подход учителя к творческому процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты». Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесет больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником.
Основная цель, стоящая перед учителями – научить учеников мыслить и принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников. В то время как один из учеников отвечает у доски, другой дает рецензию на ответ одноклассника. В ходе этой работы развивается монологическая речь учащихся, умение пользоваться лингвистическими терминами, внимательно слушать ответ товарища.
Среди основных приемов развития творческих способностей можно выделить следующие:
Игры на уроках «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру».
Творческие словари, ребусы, кроссворды.
Творческие задания на дом.
Написание сочинений-изложений.
Задания по каждой теме: составить кластер, схему, алгоритм, таблицу, запоминалку по теме.
Написание сказок, стихов по первым строчкам по заглавным буквам.
Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом очень важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, практикуются задания «Объясни», «Докажи». Работа творческого характера повышает интерес к учению, развивает самостоятельность детей. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Особенно актуально творчество на уроках в настоящее время, когда в школу вернулось экзаменационное сочинение. Научить писать сочинение – дело очень непростое. И в этом помогают сочинения-миниатюры, работа над которыми начинается в 5 классе. Ученикам предлагается тема, и они в течение 7-10 минут в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания. Такая работа проводится систематически. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы страх перед плохой отметкой не мешал ребятам свободно выражать свои мысли, чтобы они хотели писать, и писали с удовольствием.
Пробуждая детей к словотворчеству, на уроках можно использовать различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки» и другие. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получаю наглядное представление о том, что такое стихи и как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. Удачные работы обсуждаются, стараемся понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать индивидуальные особенности, помочь ему.
Воспитанию ярко чувствующего и критически мыслящего человека способствуют задания, основывающиеся на воображении учеников. Прежде всего, это сказка. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта как воображения. Этот вид работ можно проводить и на уроках русского языка, когда дети сочиняют грамматическую сказку.
Творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества. Именно в творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. Учитель задает эталон отношений, воспитывающий любовь к художественной литературе и языку, ориентирующий на конструктивную критику, оберегающий достоинства ребенка. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок.

Литература
1. Грибанская, Е.Э., Новикава, Л.И. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка. – Брянск: Курсив, 2008. – 206 с.
2. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2006. – 172 с.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт. сост. В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.
4. Сухомлинский, В.А. О воспитании. – М., 1973. – 272 с.
5. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I. [Электронный ресурс. - Режим доступа: URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html. - 15.11.2014.

15