План конспект по русскому языку 3 класс Различение падежей


Республика Татарстан
Муслюмовский муниципальный район
МБОУ “Кубяковская СОШ”

Разработка урока
по русскому языку
для 3 класса
Тема: “Различение падежей”

Выполнила:
учительница начальных классов I
квалификационной категории
Шаяхметова Лайсан Фидаеловна
2014- 2015 учебный год
Тема: Различение падежей.
Цели деятельности учителя: ввести понятие «различение падежей»; познакомить со структурой словарной статьи; закреплять умения различать падежи по совокупности  их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже ;развивать речь учащихся, логическое мышление, умение работать в группе.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно склонять существительные, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.
Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в группе; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование урока: компьютер,  экран, презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь,    карточки. Тип урока: урок повторение.
Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
1) Работа по карточкам. Конэрс-На партах лежит карточка. На ней записаны слова. Вам надо определить род этих слов и подойти к подходящему углу. (Какому роду относятся данные слова).
-Динара, почему выбрала именно этот угол?
2) -Молодцы, ребята. А теперь откройте тетради и запишите число. Но прежде чем писать, надо вспомнить об осанке. Надо сидеть прямо, тетрадь держать под наклоном, голову сильно не опускать.
Двенадцатое ноября..Классная работа.
– Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске.
Зеленый, зонтик, зелень. (Во всех словах встретилась буква з.)
Пишем букву з: я на доске, а вы по воздуху.
Зз- Еще какие слова начинаются на букву “З”.  Давайте напишем словарный диктант.
2. Словарный диктант – цепочка
(Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить). север, коньки, февраль,
 иней, синичка, декабрь,
 зима, ветер, Морозный
 январь, снегирь, метель
- В каком словаре мы можем проверить написание этих слов?(словарь «Пиши правильно» ).
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (встать сесть)
-Что объединяет эти словарные слова? (Все они на тему зимы)
- Кто записал все слова?
- Какое слово вызвало затруднение?
- Взаимопроверка (Слайд4)
- Встаньте, те, у кого нет ни одной ошибки; те, у кого одна ошибка; у кого две ошибки?  У кого ошибок много? Вам надо постараться запомнить написание этих слов.
- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова?
- Почему так решили?
(Лишнее слово морозный, т.к. это имя прилагательное).
- Остальные слова какой частью речи являются?
- Имя существительное.
3. Повторение
а) Повторение. Что мы знаем об имени существительном.
Докажите, что это имена существительные. (Слайд 5)
(Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Какие основные характеристики есть у имени существительного?
- Число род падеж
- В каком падеже стоят имена существительные?
- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
- Это начальная форма. Отвечает на вопрос Кто? Что?
- Как называются остальные падежи? (Второстепенными).
- Какие падежи мы знаем ? (Слайд 6)
- Какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке.
- Учиться определять падеж имен существительных
- Какие способы определения падежа существительного мы знаем?
(По падежному вопросу, по предлогу)
- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам?
(Склонение).
б) Склонение существительных (работа в тетрадях)
- Раз, два, три, четыре, пять будем мы слова склонять.
Снег зима, облако.
И.п.снегзимаоблако
Р.п.снегазимыоблака
Д.п.снегузимеоблаку
В.п.снегзимуоблако
Т.п.снегомзимойоблаком
П.п.о снегео зимеоб облаке
(Проверка со слайда 7)
- Какая часть слова изменяется при склонении?
(Изменяется окончание)
- Почему у всех слов разное окончание? (Род)
в) Комментированное письмо.
- Определи падеж существительных.
Работа на доске с комментированием (Слайд8)
(Проверяем коллективно Слайд 9 )1. появился (на чём?) на ветках (П.п.)
2. на ветках (чего?) березы (Р.п.)
3. покрывают (что?) землю (В.п.)
4. украсились (чем?) инеем (Т.п.)
5. летит (на что?) на землю (В.п.)
6. летит (с чего?) с ветки (Р.п.)
7. бежал (по чему?) по снегу (Д.п.)
4. ФИЗМИНУТКА Релаксация
г)Работа в парах. Составление предложения.
- Составьте предложение используя слова о зиме (метель, снег, холод, белый).
Запись предложения на доске и в тетради.
Задание:
- Определить падеж существительных.
Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.
- Как понимаете слово метель?
- Подберем синонимы
(буран, снежная буря, вьюга; пурга, сильный ветер со снегом )- Ребята, мы сегодня часто употребляем слово белый- Как образовалось это слово?
Давайте посмотрим, что оно обозначает, как произошло?
Словарь «Происхождения слов»
(стр. 187 учебника УМК «Перспективная начальная школа)
Работа по учебнику. Нашли упражнение ____________________
д) (Слайд 10)
Сильный ветер вдруг подул,
Падежи все в кучу сдул.
Вы падежи определите,
И порядок наведите.
е) Работа с печатной тетрадью .стр.77 упр 84. (Слайд 11)
Валя (…) на проталинке(…)
Промочила валенки(…).
Валенки(…) у Вареньки(…)
Сохнут на завалинке(…).
(Проверяем коллективно Слайд 12 )5. Физминутка для глаз ( слайд 13)
ж) Групповая работа по карточкам. На партах возьмите карточку розового цвета.
Слово Нач. форма Род Падеж
из деревни
по дороге
в портфеле
по тропинке
без помощи
6. Итог урока
-Над какой темой   урока мы работали? (Различение падежей)
-Чему мы должны были научиться на уроке? (различать падежи)
7. Рефлексия
-А теперь проверьте себя. Если вы считаете, что на уроке у вас всё получилось, вы хорошо работали, всё было понятно, урок вам понравился, то положите на ладошку белую снежинку. Если вы считаете, что у вас не всё получилось, справились не со всеми заданиями, то положите голубую снежинку, ну а если вам было трудно работать на уроке, не всё было понятно то – синюю снежинку. Встаньте, у кого белые снежинки, голубые, синие.
Б) ТИМ ЧИР.
Мы ученики!
Весёлые, умные.
Мы хорошо потрудились на уроке.
Мы молодцы!
- Ребята, спасибо большое за участие и работу.
8.Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 1: