Анализ реализации темы самообразования Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
с. Ульяновское, ул. Школьная, 6



«Согласовано»
Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы ________________/Е.Н.Киосева /

«_______»_________2014 год


«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Ульяновская СОШ»
_________/А.В.Ольховский/

«________»___________2014г.




Анализ реализации темы самообразования
учителя русского языка и литературы
Дрей Елены Дмитриевны
 
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»









с. Ульяновское
2014 – 2015 учебный год



«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
А. Франс

 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
   В своей работе я и стараюсь развивать «аппетит» у  детей. Я, как и многие учителя-практики, в своей деятельности сталкиваюсь с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
   Одна из важных проблем сегодняшнего дня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я  строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности  учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.        
   Главным в своей работе считаю – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше.  Стараюсь с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, увиденных на уроках коллег, разработанных самой.    Для повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо сломать инерцию «традиционного» преподавания, повысить внимание к передовому опыту, искать свои, новые, более рациональные формы обучения. Нужно добиться максимального участия в познании нового, в добыче знаний самими учащимися. С этой целью я провожу уроки-викторины, уроки–КВН, диспуты, дискуссии, уроки – путешествия.
Главным в системе работы по формированию познавательных способностей, я считаю, что учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления.
В своей работе применяю различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, использование групповой и парной работы, проектно-исследовательскую деятельность, информационно-коммуникативные технологии.
Правила на уроках выводим вместе с детьми в форме таблиц, схем, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для меня. Вместе начинаем искать, где что не так.
Например, изучая тему «Буквы – ы-и- после –ц-», составляем вместе таблицу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-и-
в  корне существительных, в словах на –ция
-ы-
в окончаниях существительных и прилагательных, притяжательный суффикс

цифра
цикл
трапеция
лекция
ножницы
страницы
краснолицый
сестрицын

Искл.: цыпленок, цыц, цыган, на цыпочках


       
          Такие средства обучения помогают учащимся быстрее запомнить орфограмму.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой  взгляд, нужен сегодняшнему ученику.
На уроках использую сочетание индивидуальной, коллективной и различных форм групповой и парной работы,  создаю  атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяю приобщить к процессу познания буквально каждого ученика. Работу в парах постоянного и сменного состава организую на разных этапах урока: это и взаимопроверка домашнего задания (как теории, так и практики), и совместная работа при закреплении материала. Один ученик выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. При написании на уроке словарных диктантов, мини-диктантов сидящие рядом учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки, карандашом выставляют друг другу отметки. Затем дети повторно обмениваются тетрадями, а учитель читает правильный вариант текста. Ученики объясняют друг другу допущенные ошибки. Подобная работа развивает орфографическую и пунктуационную зоркость. Дети учатся, обучаясь и уча
Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.
Стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Зрительный диктант:
Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Выборочный диктант:
Выписать словарные слова по картине. Например, фотография «Элиста». Дети пишут слова: город, Элиста, столица, автобус, автомобиль, магазин.
Буквенный диктант:
Очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Словарный диктант с использованием загадок:
Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.
Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.
Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
                         (пчелы)
Творческий диктант (лексический диктант):
Заменить развернутое определение одним словом. Например:
Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.
Горящая куча хвороста (костер).
Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.
Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
Земельное пространство с определенными границами (территория).
Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О , -А – в корне –рос-, -раст- ращ-», «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, щик-» и т.д.
Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает.
       Игра является эффективным средством формирования личности  школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает  исключительными обучающими возможностями: обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал.  В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке.
Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний. Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике»   по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Лингвистику», «Веселая грамматика»), а также  ребусы, шарады, кроссворды, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит  (сказки Пушкина на новый лад и др.).
«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К. Д. Ушинский.
Очень важным в плане познавательной активности считаю работу по составлению предложений, высказываний, фрагментов сочинений, а затем и полных сочинений на морально – этическую тему.  Большую помощь при подготовке к таким сочинениям («Мой первый друг, мой друг бесценный», «Люди высокого долга», «Что такое благородство», «Они сражались за Родину»..) оказывают газетные материалы,  прочитанные книги, просмотренные фильмы, жизненные наблюдения.
             Как и любой учитель, в своей работе опираюсь на использовании различных образовательных технологий, которые помогают осуществить задачи педагогической деятельности. На сегодняшний день в педагогике накоплена палитра образовательных технологий, каждая из которых имеет свои достоинства. Вследствие развития демократических тенденций в жизни общества в системе образования акцент переносится на личность ребенка, изучение возможностей и обстоятельств ее индивидуального развития, условий самовыражения и самореализации на разных этапах ее жизни. В основу образовательных технологий и положен личностно ориентированный подход.
Познавая литературу, дети имеют возможность познать и оценить самого себя.      Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Такие приемы я часто  использую, они нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество эмоций, переживаний.
«Вопрос»
Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово? Когда слышите музыкальный фрагмент?»
Например, предлагаю записать слово «чудо» и свой ассоциативный ряд к нему. Дети выстраивают примерно такой ряд: волшебство, что-то необычное, интересное, невозможное . В конце урока делаем вывод о том, что человек может делать чудеса своими руками.
          «Мои цветные чувства»
       Учащимся предлагается раскрасить свое состояние в данный момент определенным  цветом, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д.
       «Представь себе»
       Например, данный прием был использован на уроке литературы в 6-м классе при изучении стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро».
       Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. Часов в 11 начинаете ощущать, что вас что-то разбудило: ослепительный солнечный луч пробился между шторами. Вы встаете, подходите к окну  и видите, что за окном, где еще вчера хлюпала грязь, сегодня все в ослепительной белизне. Попробуйте нарисовать картину, которую вы увидели из своего окна.
       Прослушав высказывания, поняли, что предложения получились похожими, с использованием одних и тех же словосочетаний «белый снег», «яркое солнце». Но эту сложную задачу решил и Пушкин, когда написал стихотворение «Зимнее утро». Так мы подошли к теме урока.
        «Шкатулка»
       (В начале урока)
       -У вас есть шкатулочки? А что вы в них собираете? Сейчас я тоже раздам вам шкатулки. (раздаю листочки). Сегодня мы должны наполнить эту шкатулку Как вы думаете – чем?
                   -Словами и мыслями.
С целью формирования у учащихся умений, связанных с речевой деятельностью, осуществляемой на основе предварительной подготовки (речевая компетенция), применяю так называемые частично-поисковые методы. Для формирования умений самостоятельно использовать речь в целях выполнения учебных заданий считаю продуктивным использовать творческие методы, особенно важные для компетентностно ориентированного урока. Это может быть как условно – речевая деятельность (с опорой на образец, вспомогательные материалы, помощь учителя), так и  коммуникативно направленная (неподготовленная, спонтанная) речь. На уроках по возможности стараюсь использовать с этой целью коммуникативно – ситуативные упражнения, применяя при этом интерактивные методы «лидер», «снежинка», «снежный ком», «альтернатива»; создание кластера, направленных на развитие логического мышления; конструирование свободных текстов, которые могут быть рифмованные и «белые», составляются как одним человеком, так и несколькими.
При изучении сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», прослеживаем связь реальных и сказочных мотивов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сказочные мотивы
Реальные мотивы

Свист, вызывающий вьюгу, стужу и наказывающий за злой поступок.
Легенда о происшествии столетней давности.
Говорящая сорока.
Война, раненый конь, равнодушный мальчик, жители деревни.
Инвалид, просящий подаяния.
Совместная работа, возвращение к жизни мельницы.
Примирение с конем.

Важнейшую роль в формировании познавательных способностей играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.  
Например, на уроке литературы в 5 классе, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Му-му» создаем такой кластер:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.
Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на формирование познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивают наблюдательность, учат самостоятельно делать выводы.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют и сочинения – отзыв о книге. Для домашнего сочинения – отзыва о книге предлагаю взять, например, такие темы: «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление», «Об этой книге хочется рассказать», «Книга о мужестве», «Книга о подвиге», «Книги, научившие меня любить Родину». Важным моментом в подготовке такого сочинения является выбор книги для отзыва.  Советую ребятам, какому произведению посвятить сочинение. Предостерегаю учащихся от пересказов содержания книги и напоминанию им, что сочинение, являющееся отзывом о каком–либо произведении, строится как рассуждение. На одном из уроков анализируются отзывы учащихся о книгах – фрагменты из сочинений прежних лет. Для сочинения – рассуждения предлагаю такие темы: «Слово о родном крае», «Почему мне дорог родной край», «Берегите родную природу», «Друзья природы» и др.
 При анализе тем учащимся предаются вопросы:
Чем дорог вам родной край?
Какие картины, образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова «родной край, родная природа »?
Какое время года вы любите больше всего? Почему?
Есть ли у вас любимый уголок природы? Чем он дорог вам? Какие воспоминания с ним связаны?
Какие вы понимаете выражение «Человек – друг и заботливый хозяин природы»?
Чем обогащает человека общение с природой?
Почему природу надо беречь?
В чем вы видите глубокий смысл слов писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит  охранять Родину»?
Работу по развитию устной и письменной речи учащихся провожу на каждом уроке, независимо от того, будет ли то урок грамматики или литературы. Устная речь способствует овладению навыками письменной речи, предшествует ей, а письменная речь, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной устной речи. В развитии связной речи учащихся большая речь принадлежит как устным упражнениям, так и письменным работам: накапливаемый материал (языковой) должен многократно повторяться в различных речевых упражнениях учащихся, при выполнении которых ребята слушают, говорят, читают и пишут. Аналитическая работа начинается уже в процессе обдумывания темы сочинения. Ученик выделяет то, о чем следует писать. Возникает замысел будущего текста. Однако анализ ученических письменных работ свидетельствует о  том, что результат не всегда соответствует предварительно намеченному замыслу. В самостоятельных письменных работах учащихся часты случаи отрывочного,  неполного изложения мыслей, пропуски. Происходит это потому, что ученику трудно воплотить в текст то, что он воспринял, осмыслил. Только система, основанная на определенных принципах,  вытекающая из специфики  используемого материала и из психолого – педагогических условий обучения, может дать  в развитии письменной речи учащихся положительные результаты.      Применение всех направлений в работе дает хорошие результаты, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету, растет грамотность учащихся.
Активно провожу внеклассную работу по предмету. Совместно с другими учителями участвую в проведении недели русского языка и литературы в школе, в рамках которой проходят конкурсы стихов, различные мероприятия. Традиционными для меня стали интеллектуальные игры, т.к. они развивают и тренируют:
    - логическое мышление, эрудицию, интеллект, речевую культуру, словарный запас;
    - интуицию, умение работать в команде;
     - комбинаторное и ассоциативное мышление.
Мои ребята занимаются самообразованием по предмету. Учащиеся с отличающимися способностями занимаются дополнительно, причем по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности.
Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа  по предмету, которая умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний.
     В заключение, хочется вспомнить слова великого русского писателя  Л.Н.Толстого:
    «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Эта мысль является путеводной звездой в моей педагогической деятельности.

Заголовок 115