Урок русского языка Путешествие по стране Лексика

Цель:1 закрепление пройденного
2 подготовка к контрольному диктанту
3 расширение словарного запаса учеников

I. К доске прикреплен теремок, вырезанный из плотной бумаги.
1. Слова учителя: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Лексика». А путешествовать нам помогут жители этого теремка.

В чистом поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ответ можно найти, разгадав загадку: «Не мёд, а ко всему липнут»
(Слова)

Вопросы классу:
А) - Значит, в теремочке живут слова?
Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика)
Б) - Для чего служат слова? (Для общения между людьми)
2. Запись под диктовку с дальнейшей проверкой текста на доске.
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны
(М. Белкин)
3.Объяснение орфограмм и пунктограмм.
4.- Определите лексическое значение слов «почта» и «почтальон».
Какие это слова - однозначные или многозначные?
(Почта – многозначное, почтальон – однозначное)
5 –А теперь обратимся за помощью к «ученому совету» (несколько учеников сидят за отдельным столом с толковыми словарями и словарями иностранных слов, они заранее получили задание выписать значения слов из словарей и написать их на картоне). Господа учёные, оцените ответы учеников.
II. 1. Появление почтальона Печкина с корреспонденцией для жителей теремка (фигурка Печкина, вырезанная из картона, прикрепляется на доске рядом с теремком).
Слова учителя:
- Давайте поможем Печкину разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова? (обращение к «учёному совету» и запись слова в тетрадь).
2.- Итак, первый пакет предназначен словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы).
-Давайте постучим в квартиру №1. Вот появился один из братьев квартиры. Зовут его Смелый. (Фигурка вырезана из картона).
Вопрос классу:
-Назовите остальных братьев (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).
-Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его в слух: «Дорогие синонимы, хотели бы мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.»
(Задание классу по редактированию текста с использованием синонимов и запись в тетради исправленного варианта).
III. Учитель
-Жильцов квартиры №2
Застать успели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте кто они: один высокий, другой тонкий, один весёлый, другой грустный (использованы три рисунка с изображениями братьев).
(Антонимы)
- Вскрыли братья антонимы конверт и обрадовались. Наконец-то
Пришла весточка от дорогого дедушки. Начали они читать письмо и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало оно под дождём или в речке тонуло. Может это проделки старухи Шапокляк?
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы росли людьми смелыми» (смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, умными, правдивыми, волевыми)
Объясняются и записываются слова невежа
невежда
IV.1)- Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
«Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинакова нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки».
(Я Козловский)
(Омонимы)
2)- Омонимам почтальон принёс их любимый журнал «Мир».
Давайте определим значение этого слова «Мир»
(Обращаться за помощью к «учёному совету»)
3)-Составьте предложение со словом – омонимом мир.
( Мир в семье
Заключен мир
4) – Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного. Вот юмореска («учёный совет» объясняет слово, ученики записывают в тетрадь).
(Используются омонимы: луг цветочный- лук со стрелами, пироги бабушки-пироги индейцев).
- С какой целью используются омонимы в художественной литературе ?
(Средство создания юмора)
V.1- А под самой крышей находится мансарда.
Каково значение этого слова? (Обращение к «учёному совету», запись в тетради).
В мансарде идёт заседание «Общества любителей образного слова».
Собрались здесь необыкновенные слова: пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие. Эти слова «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце кровью обливаться и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).
Что это за слова? (Слова используемые в переносном значение).
2)- Для них Печкин принёс бандероль.
Определите значение этого слова. (Обращаться к «учёному совету» и запись в тетрадь).
- Бандероль предназначается любителям образного слова, любителям поэзии, это сборник стихов. Давайте откроем его. Найдите в стихах слова, использованные в переносном значении.
VI. Вот и опустела сумка Печкина. Давайте снова её заполним, Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это ваше домашнее задание.
Напишите сочинение- миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница зима».


Использован материал журналов «Русский язык в школе».



























МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»









ПОРТФОЛИО




учителя русского языка и литературы
Фандеевой Надежды Петровны










Новочебоксарск
Заголовок 1 Заголовок 315