Урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Путешествие по стране Имя Существительное» УМК «Школа 21 века»

МОУ «СОШ п. Новозаволжский»





Урок по русскому языку в 3 классе по теме:


«Путешествие по стране Имя Существительное»
УМК «Школа 21 века»







Автор: Недилько Ольга Владимировна






2014 год
Автор: Недилько Ольга Владимировна

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа 21 века»

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока: «Путешествие по стране Имя Существительное»

Форма работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная

Цель урока: Повторить и обобщить изученный материал по теме « Имя существительное»

Задачи урока:
Образовательные:
Систематизировать знания об имени существительном; выработать умение изменять по вопросам имена существительные; повторить названия падежей, падежные вопросы; уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа, развивать умения определять число, род, падеж, существительных
Развивающие:
Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся. , развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения
Воспитательные:
прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».
Этап урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I.Организационный момент


Учитель:
- Добрый день коллеги!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста, за свои парты.
Учитель зачитывает текст:
Слайд №1
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок.
Получают эмоциональный настрой на восприятие.


Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний
- Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?


Ученики:
- Мы не волшебники, а только учимся, но у нас обязательно всё получится!
Коммуникативные-
умение слушать и говорить,


III. Основной этап урока.

Постановка темы урока.
















Путешествие по планетам








Чистописание






Словарная работа.












































Самостоятельная работа

Учитель:
- Итак, урок русского языка.
- Он сегодня необычен. Я вас приглашаю вас в путешествие. А вот куда - вы узнаете, разгадав кроссворд. Слайд №2
Учитель:
- Молодцы. Посмотрите на кроссворд и скажите, по какой стране мы будем путешествовать?
Учитель:
- Правильно! Разгадав кроссворд, мы очутились на острове «Умников и умниц». Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь, вы справитесь очень быстро. Встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи.
1. Остров«Умников и умниц». (Слайд №5)
Обобщение темы мы будем проводить по плану:
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Каким членом предложения бывает?
- В путь!
2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания
Открыли тетрадочки , сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Каллиграфически подчерком записываем буквы:___________

3.Словарная работа Задание (по рядам)

В_р_бей, с_бака, м.розный, вет_р, уч_ник, п_нал, т_традь.










3.Не спеша мы с вами доплыли до сказочного
моря «Знаний». (Слайд №6)
- Давайте погрузимся на корабль. Как же нам его переплыть ведь ветра то нет ? Если ответим на все вопросы, то наш корабль доплывёт до Земли «Игр»
1. Что такое имя существительное?
На какие разряды делятся имена существительные?
Имеет ли имя существительное число ?
Какого рода бывают имена существительные ?
Что называется склонением ?
Назовите падежи и вопросы к ним.

4.Молодцы! Теперь высаживаемся на берег Земли «Игр»(Слайд№7).
-А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть.

1) Учитель: Хлопни, если в слове нужно писать - ь - (объясните,почему)
Малыш, ночь, дочь, помощь, чиж, плащ, меч, мелочь, врач, смерч, полночь, ключ, вещь, мышь, речь, клещ

5.Страна «Склонение»(Слайд №8)
В этой стране живут шесть братьев падежей.
Вот такие падежи здесь!
А вы с ними подружитесь!

-Повторим названия падежей и их вопросы с предлогами (таблица)
-Для чего нужны вопросы?
Работа в группах ( по карточкам)
Сейчас вы будите работать по группам.
-У вас на партах лежат листочки с заданием: просклонять имена существительные и выделить окончание.
Учитель. Какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему?  
Учитель. А для чего изучают склонения?


Учитель. Что такое склонение?
Выполните их пожалуйста.

Тропинка «Перепрыгни кочку»(Слайд №9)
(самостоятельная работа)
1)Игра: «Поймай слово». (в тетради)
Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.







Ученики:
- Имя существительное. Слайд №3,4














- Предмет
- Кто? Что?
- по числам, по родам, по падежам
- Подлежащее, дополнение, обстоятельство



Работают в тетрадях
(прописывают в тетради по образцу)




1.Составить предложение со словарным словом, найти грамматическую основу предложения. (1 ряд)

2.Списать, вставляя пропущенную букву, поставить ударение и подчеркнуть непроверяемую безударную гласную в корне слова (2 ряд).

3.Составить транскрипцию словам: собака, пенал.



Отвечают на вопросы



- собств. и нариц., одуш. и неодуш.


-изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе




- ь знак пишется после шипящих у имён существительных женского рода



Называют падежи по порядку






-При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.



Дети. Склонения нужно знать для того, чтобы наша речь была правильной и грамотной, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания.
Дети. Изменение окончаний имён существительных по падежным вопросам, т. е. изменение по падежам.
- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.
- Мальчики в форме множественного числа.
(С большой буквы, через запятую)
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Познавательные:
- постановка и решение проблемы;

Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группах.












































































Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.


Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Физкульт

)аботав группах.кам)рядку рода)нтальнаять.минутка.
Имя Существительное, мы с тобой дружны.( шагаем)
Разные предметы называешь ты.(вращение головы)
Очень удивительное Имя Существительное.(волна)
Трудно будет без него, если пропадёт оно.(замок)
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.(руки)
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять. .( шагаем)
- Спасибо. Садитесь.




















































IV. Закреление

Тестирование.





V. Итог урока.






VI. Рефлексия.




VII.Оценка деятельности учащихся.


VIII. Домашнее задание.


2)Задание.
А как определить род имени существительного.(Заменить словами он, она, оно)
Упр. 2, стр.54.

6. Дворец «Грамотеев»(Слайд №10)

- Ребята, наше путешествие по стране Имени существительного подходит к концу. Мы подошли с вами с самому главному дворцу, к дворцу «Грамотеев» и выполнить два последних задания, которые нам приготовило Имя Существительное.
1) Игра “Найди лишнее слово” Слайд №11
- В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род и склонение каждого имени существительного.
Чулки, носки, яблоки, сад.
Чистота, сапоги, груши, рельсы.
Медали, село, камни, острова.
Школьники, скрипки, утро, столы.
Папа, волны, ключи, перья.
Ромашки, ягоды, встреча, огни.
- Проверьте, пожалуйста. (Слайд 16)
- Мы повторили еще одну категорию имени существительного – род.
-Итак, имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала?
- Зачем?
2) Задание №2 (работа по карточкам, дифференцированная работа)
на, появилась, зелёная, полянка, травка.
Вопросы после задания:
Каким членом предложения является существительное в И. п.?
7. Тестовая работа
Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему: “Имя существительное”, сейчас мы составим кластер.
Стих.
Учитель:
Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. Мы познакомимся ещё с другими категориями этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. Слайд №13
Отметьте по лесенке достижений как вам работалось на уроке.
- Что вам запомнилось на нашем уроке?
- С каким настроением вы уходите на перемену?

Выставление отметок.



Придумайте 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имени существительных и просклоняйте их.



Закончен урок,
И путешествие закончилось,
Спасибо, ребята, огромное вам! Слайд №14

Работают по учебнику (одуш. и неодуш.)

















Сад (м. р., 2 скл), чистота (ж. р., 1 скл.), село (ср. р., 2 скл.), утро (ср. р., 2 скл.), папа (м. р., 1 скл.), встреча (ж. р., 1 скл).









-Поставили бы их в единственное число.
Слайд 12

-Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного.
Выбирают и работают по карточкам разной степени сложности

- Сущ. в И. п. является в предложении подлежащим
Работа с тестами


Составляют кластер у доски.



Вывод:
в устной и письменной речи нельзя обойтись без существительных- это очень важные слова.

Коммуникативные:
Вступать с учителем в диалог, задавать вопросы, формулировать собственные мысли.
























































Регулятивные:
контроль, коррекция знаний.


Личностные:
Самоопределение








Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;



15